Мир мюзиклов

...Musical World...

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Белая ворона (1991, Г. Татарченко, Ю. Рыбчинский)

E-mail Печать PDF
AddThis Social Bookmark Button

Не так уж и часто торгуешь святыми!

Герцог Бургундский

Белая ворона

Рок-опера

1991 (запись 1990, "Аудiо Україна")

Автор музыки: Геннадий Татарченко
Автор стихов: Юрий Рыбчинский

У данной рок-оперы отсутствует список песен (по крайней мере, нами он не найден), поэтому мы сами принимали решение, как резать треки и как их назвать для удобства.

01 - Увертюра
02 - Помолвка
03 - Жанна и Жульен
04 - Столетняя война
05 - Орлеан
06 - С кем ты?
07 - Фаст ист
08 - Так жить нельзя
09 - Я - Жанна д'Арк!
10 - Средние века
11 - Отче, прости
12 - За мной!
13 - Во дворце Карла
14 - Жанна у Карла
15 - Свобода
16 - Ave Жанна
Обратная сторона обложки 17 - Вступление II части
18 - Жанна и Карл
19 - Жульен и Карл
20 - Рыночная площадь
21 - Продана!
22 - Скажи хоть слово
23 - Жульен, Война и Дьявол
24 - Белая ворона
25 - Ты будешь жить
26 - Жанна и шлюха
27 - Спасибо, жизнь
28 - На площади в Руане
29 - Средние века
30 - Шла девушка...
31 - Жанна и палач
32 - Казнь
33 - Эпилог

Читать либретто.

Аудиопревью:

 

Разворот обложки

Яндекс.Диск (320 кбит/сек; разбито на треки)
Яндекс.Диск (320 кбит/сек; четыре части - по сторонам пластинки)
rutracker.org (APE (image+.cue), lossless; две части - по пластинкам)

Исполнители:

Жанна д'Арк - Тамара Гвердцители
Ее жених - Александр Малинин
Король Карл - Александр Жилинский
Архиепископ Реймский - Виталий Белоножко
Шут-Дьявол - Николай Караченцов
Кошон - Юрий Рыбчинский
1-й менестрель - Игорь Демарин
2-й менестрель - Владимир Удовиченко
Столетняя война - Таисия Повалий
Кардинал Винчестерский - Александр Бондаренко
Герцог Бургундский - Евгений Паперный
Татарченко, Рыбчинский, Гвердцители, Малинин Шлюха - Людмила Антоненко
Зазывала - Николай Мозговой
1-й солдат - Давид Бабаев
2-й солдат - Григорий Махно
Старая дева - Лидия Михайленко
Торговка - Ирина Грей
Гранд-дамы - Ольга Сумская, Наталья Сумская
Святой Михаил - Владимир Кудиевский
Бабник - Геннадий Татарченко

Аранжировка Геннадия Татарченко и Александра Клепова
Режиссер-постановщик Юрий Рыбчинский
Хор солистов, Детский хор Украинского радио и телевидения. Хормейстер Татьяна Копылова
Клавишные инструменты - Александр Клепов, Тамара Гвердцители, Геннадий Татарченко
Гитара-бас - Геннадий Татарченко
Гитара-соло - Геннадий Татарченко и Александр Кузнецов
Акустическая гитара - Геннадий Татарченк, Виталий Данилов
Ударные компьютерные - Константин Осауленко
Ударные и перкуссия - Михаил Павлов
Флейта Пана - Дмитрий Попичук
Саксофон - Геннадий Ивченко, Владимир Копоть
Синтезаторы - Александр Клепов
Ансамбль духовых инструментов Киевского театра эстрады
Ансамбль струнных инструментов Эстрадно-симфонического оркестра Гостелерадно Украинской ССР


Тамара Гвердцители

Эта рок-опера - одна из наших любимых. Конечно же, имеются в виду отечественные. К сожалению, не переиздавалась на CD, поэтому мы можем слушать только оцифровку с винила.

Давайте почитаем, что о ней рассказывает один из авторов - Юрий Рыбчинский - корреспонденту киевской газеты "День" (интервью от 26 августа 2005 года под названием "Средневековье - понятие не временное, а философское").

"- Вначале я написал драматическую поэму в стихах, - вспоминает Юрий Евгеньевич. - Было шесть разных вариантов. А потом возникла идея сделать из поэмы рок-оперу. До "Белой вороны" я уже написал несколько мюзиклов, а для рок-оперы нужна была высокая тема. Я искал значительный персонаж. Самый высокий образец - Иисус Христос, но о нем уже есть мюзикл "Иисус Христос - суперзвезда". Я стал перебирать выдающихся личностей истории человечества, чтобы их имена были связаны с жертвой во имя высокой цели, и оказалось, что значительнее, чем Жанна д’Арк - никого нет. Эта юная девушка пожертвовала молодостью, не создала семью, пошла на смерть во имя того, чтобы Франция стала Францией. Подвиг Жанны д’Арк состоит в том, что в период Столетней войны самого понятия "нация" не существовало, а было понятие "народность". По сути, первой националисткой в мире стала Жанна д’Арк. До нее, если почитать зарубежную историю, французы правили Францией и Англией, а англичане - Англией и Францией. А простым людям было все равно, кто на престоле, на каком языке говорить... Возможно, не все знают, что Жанна из Лотарингии по крови - немка. Впрочем, немцы и французы произошли от франков, а это - родственные нации.

Еще до рождения Жанны существовала легенда, которую в начале Столетней войны озвучил Мерлин, служивший при дворе короля Артура. Он сказал, что пройдет несколько десятков лет и Францию погубит развратная женщина, а спасет - непорочная дева. Именно эта легенда поддерживала французов, верящих в победу над бургундцами.

- Юрий Евгеньевич, поднимать национальную тему в советские времена - это заведомо обрекать свое произведение на безвестность. На что вы рассчитывали? Почему, на ваш взгляд, поэма, написанная четверть века назад, до сих пор не утратила актуальности?

Александр Малинин

- Я понимал, что тема запретная и полностью "Белую ворону" не увижу напечатанной. Поэтому пытался опубликовать хотя бы ее фрагменты в журналах... Я писал не только историческую поэму, но и в своем произведении говорил о времени, в котором сам живу. Для меня средневековье - не временное понятие, а философское. Это когда наступает время всего усредненного. Советский Союз, в котором я родился и жил, напоминал средневековье. Ведь у нас всех людей пытались уравнять в чувствах, поступках, не дай Бог, быть не таким, как все, и стать "белой вороной". Если ты личность, то сразу оказывался мишенью... В эпоху советского средневековья "белыми воронами" были Пастернак, Сахаров, Высоцкий... Многим тоталитарная машина ломала души. Именно об этом я и писал...

Если сегодня прочесть поэму, то параллели можно провести и с нашим временем. История человечества характерна тем, что никто ничему не учится, пока люди сами не пройдут испытания. Увы, мы все время "наступаем на одни и те же грабли".

- Как вам удалось пройти цензурные препоны и Сергею Данченко в Театре им. И. Франко все же поставить "Белую ворону"?

- Началась перестройка. Стало несколько свободнее дышать... Мы с моим соавтором - композитором Геннадием Татарченко - показали рок-оперу на худсовете франковцев. Она понравилась, и Сергей Владимирович приступил к работе. Мы с Геной ходили на все репетиции. Данченко, я считаю, был гениальным режиссером. Он доверял актерам и позволял им импровизировать.

Вначале роль Жанны репетировали несколько актрис. Например, Полина Лазова, с точки зрения вокала, даже превосходила Сумскую, но мое условие как автора было, чтобы д’Арк играла невысокая актриса, а Поля чудесная актриса, красавица, но высокого роста. Я считал, что Жанна не должна у зрителя сразу вызывать ассоциации героини (она ею станет вопреки внешним данным по ходу спектакля). Наташе, как и ее героине, было трудно держать меч, носить латы. Именно в контрасте несоответствия внешности и поступков подвиг Жанны еще более значителен. Зрители на ура приняли спектакль. 16 марта 1991 года состоялась премьера...

Таисия Повалий, победительница конкурса молодых исполнителей, 1990 год

Уже после первых спектаклей стало понятно, что второй состав не нужен: Сумская, Хостикоев, Бенюк - это стопроцентное попадание в роли. Кстати, с "Белой вороны" началась любовь Натальи и Анатолия, и этот спектакль создал новую семейную творческую пару.

Более десяти лет спектакль шел на аншлагах... Но время перехитрить нельзя, и как бы блестяще не играли актеры, но роли требуют возрастной правды, и поэтому в новой версии Наташа и Толя ушли на второй план, поручив свои звездные роли играть молодым - Юлии Вдовенко и Игорю Рубашкину. Я желаю, чтобы этот спектакль стал трамплином в их творческих судьбах...

Когда я еще только писал пьесу, однажды мы беседовали в Доме кино с киноактрисой Галиной Логиновой (мамой теперешней голливудской звезды Миллы Йовович), а ее дочь сидела у меня на коленях, ела мороженое. Галине я читал отрывки из "Белой вороны", и мне в голову не приходило, что я держу на руках будущую кино-Жанну д’Арк...

- Юрий Евгеньевич, когда вы создавали рок-оперу, у вас были разногласия с Геннадием Татарченко?

- Вначале за тему "Белой вороны" брался другой композитор, но его музыкальные предложения мне не понравились. А Гена сразу уловил суть, и мы вместе с большим удовольствием работали над рок-оперой. А потом из нее зажили собственной жизнью на эстраде такие шлягеры, как "Белая ворона" (ее прекрасно исполнял Валерий Леонтьев); "Виват, король" - до сих пор находится в репертуаре Тамары Гвердцители; "Пилигримы" (хоть не вошли в постановку, но писались для рок-оперы, их пел Александр Малинин)...1 Песни настолько стали популярными, что мы записали "Белую ворону" на пластинку. В Доме звукозаписи собралась классная команда: Караченцов, Гвердцители, Малинин, Повалий, Леонтьев, Белоножко и др. Кстати, как только мы выпустили пластинку - распался СССР..."

Наталия и Ольга Сумские, обложка журнала

 

К этому тексту можно мало что добавить. Возможно, только упомянуть, что студийная запись не имеет ничего общего с точки зрения исполнителей со сценической версией. Певцы набирались непосредственно для записи пластинки.

Кроме того, нам было бы интересно узнать, на каком языке изначально писалась "Ворона" - на русском или же украинском. Ведь только версия с винила русскоязычна, в театре рок-опера изначально - с 1991 года - давалась на "ридной мове" (а сейчас, кстати, идёт новая версия).

Сюжет "Вороны" мы пересказывать не будем - ведь даже в тексте есть строки о том, что "надеюсь, что нет среди вас человека, который не знал бы из книжек пространных, что дальше случилось с пастушкою Жанной". Нам действительно не хочется писать много слов об этой рок-опере - мы любим её нежною любовью. Слишком сильно для того, чтобы критиковать и разбирать по косточкам. И слишком слабо для проведения полного литературного и музыкального анализа.

Единственное, что хотим отметить: поначалу нам было достаточно сложно ассоциировать голос Тамары Гвердцители с исполняемой ей ролью. Потом привыкли. Кстати, сама Тамара в интервью как-то упоминала, что "Белая ворона" написана специально для неё. Ну, тут у нас подтверждений нет, мало ли что...

Резюмируем: хотите ли вы послушать первую украинскую рок-оперу, нашпигованную хитовыми мелодиями и исполненную великолепными певцами? Да? Так чего ж вы ждёте?!


1 - "Белую ворону" Леонтьев случайно обнаружил на кассете, и она так понравилась ему, что была взята в репертуар. С рок-оперой певец был незнаком. "Виват, король" - это песня, в которой в качестве мелодии куплета использован кусок из "Вороны". Этой песни в рок-опере не было, только мотив. "Пилигримы" - песня загадочная, неизвестно, верия ли это "Белой вороны" или тоже более поздняя переделка. Кроме того, та же Гвердцители исполняет ещё и песню под названием "Спасибо, жизнь", которая тоже является отрывком из "Белой вороны". Единственное - немного изменены слова.

 

Comments   

 
Вита Мирошниченко
-1 # Вита Мирошниченко 2014-03-22 03:39
Тема "Белой вороны" избрана Юрием Рыбчинским не случайно. Скажу больше: всё, о чем пишет мой любимый поэт, очень близко ему по духу и на то есть свои давние причины. Юрий Евгеньевич, Ваши произведения помогают мне разобраться в своих прошлых ошибках и иллюзиях. Я так благодарна небу за то, что Вы есть у меня.
Reply | Reply with quote | Quote
 
 
LIZARD
-1 # LIZARD 2014-03-22 03:46
Прежде всего, хочу поблагодарить Создателя, vovse_ne, за этот сайт. Огромное Вам спасибо. Много чего интересного открываю для себя.

В числе этих открытий и эта замечательная рок-опера, которая является огромной радостью для моих ушей. :) И музыка прекрасна, и либретто, и исполнители.

Но по мере прослушивания, да и вообще ознакомления с данной рок-оперой, возникло несколько вопросов:

1) Ставилась ли эта рок-опера на российской сцене с оригинальным составом или каким-либо еще? Если "да", то с какой по какой период эта рок-опера шла.

Заранее хочу отметить, что вроде бы по этому вопросу ответ уже дан в статье, посвященной украинской версии "Белой вороны", но так нечетко, что тут-то я и растерялась в догадках... А потому, не браните меня, если что не так. :)

2) Кто все-таки исполняет арию "Белая ворона"? Дело в том, что ее вроде как исполнял Малинин, т.е. Жульен. Однако, согласно предоставленном у Вами либретто ее исполняет Менестрель, т.е., скорее всего, Демарин. Лично я не могу различить их голоса, а потому прошу помощи в данном уточнении. Мелочь, конечно, но важная.

Спасибо еще раз огромное за все Ваши труды! :)
Reply | Reply with quote | Quote
 
 
vovse_ne
0 # vovse_ne 2014-03-22 03:46
'Тут всё просто. Нет, на российской сцене эта рок-опера не ставилась никогда. Ни оригинальным составом, ни каким-либо другим (по крайней мере, официально; а так, может кто у себя в школе и организовывал любительскую постановку - хотя мы не США, у нас это почти не принято).

И в рок-опере арию "Белая ворона" действительно исполняет Менестрель, а не кто-либо из основных персонажей. Это, так сказать, речь "от автора". И в оригинальной записи, и во всех украинских постановках так было.

Хотя существует запись Леонтьева - даже несколько вариантов. Но он просто эту песню на сцене пел, без привязки к рок-опере.
Reply | Reply with quote | Quote
 
 
Олекса
0 # Олекса 2015-02-28 00:50
О языке, на котором писалась рок-опера. Из интервью с Рыбчинским.
— Над «Белой вороной» я начал работать в 70-е годы. Она не о Жанне д’Арк, а о времени так называемого социалистическо го средневековья, когда приходилось пользоваться эзоповым языком. Пьеса была написана в 82-х вариантах. Я взял тему протестующей личности Жанны д’Арк. _Вначале хотел, чтобы Жанна говорила по-украински, а бургунды и англичане по-русски._ Я
понимал, что за это можно и срок схлопотать, и отказался от этой идеи. Пьесу написал на русском языке, потом сделал украинский вариант. Она долго пролежала в моем письменном столе. И вдруг на экраны выходит фильм Говорухина «Так жить нельзя», а ведь это фраза из «Белой вороны». Первую постановку пьесы сделал Молодежный драматический театр. Музыку для спектакля написал Бедусенко. А уже через много лет ее в свой репертуар взяли франковцы как
рок-оперу на музыку Геннадия Татарченко.
Reply | Reply with quote | Quote
 
 
Сергей
-1 # Сергей 2016-06-29 20:18
Студия звукозаписи Rezonans
Записи, правда использованы не наши, а из прежних версий, но всё равно отзыв приятен, спасибо.
Reply | Reply with quote | Quote
 

Add comment


Security code
Refresh

Передай другим

AddThis Social Bookmark Button

Тут можно что-то поискать...


Облачко тегов