Мир мюзиклов

...Musical World...

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Стадион (1985, Александр Градский)

E-mail Печать PDF
AddThis Social Bookmark Button

Ничего не случится.
Утро снова лучится.
Чашку крепкого кофе и хлеб с ветчиной.
Ничего не случится, если даже тупица,
Если даже убийца будет править страной.

Люсия

Стадион

Опера в двух действиях, четырёх картинах

1985 (запись 1983-1985, "Мелодия")
Переиздание на CD: 1996, МТКМО

Автор музыки: Александр Градский
Авторы либретто и стихов: Маргарита Пушкина и Александр Градский

У данной рок-оперы отсутствует список песен (по крайней мере, нами он не найден), поэтому мы сами принимали решение, как резать треки и как их назвать для удобства.

01 - Увертюра
02 - Утро
03 - Самба
04 - Газетчики
05 - Митинг
06 - Митинг, часть 2
07 - Кому-то командовать армией
08 - Военные и предательство
09 - Кто я?
10 - Арест
11 - Ода бумажнику
12 - Звонит беда в колокола
13 - А это что за мотылёк?
14 - Сон Певца
15 - Господи, выключи свет
16 - Разговоры в камере
17 - Прощание с сокамерниками
18 - Помнишь, мама?
19 - Вам не понять
20 - Игра
21 - Я отрекаюсь
22 - Наш маленький оркестр
23 - Где мой милый?
24 - Сомнения лейтенанта
25 - Пусть я умру
26 - Свидание
27 - Свой выбор сделал я
28 - Избиение
29 - Он свободен
30 - Ничего не случится
31 - Не надо, торговец
32 - Будь женщиной, Люсия
33 - Чего он достоин?
34 - Родина или смерть
35 - Придёт наш день (финал)

 

Читать тексты песен.
Читать аннотацию диска и краткое содержание рок-оперы.

Читать истинную историю гибели Виктора Хары.

Аудиопревью:

 
Яндекс.Диск (320 кбит/сек; с разбиением на треки)

Исполнители:

Певец - Александр Градский
Люсия, жена Певца - Алла Пугачёва
Женщина - Елена Камбурова
Священник - Андрей Макаревич
Капитан - Владимир Мозенков
Лейтенант - Александр Лосев
Сержант - Иосиф Кобзон
Торговец лимонадом, Маленький человек - Александр Миньков (Маршал)
"Ехидный" - Александр Кутиков
"Трус" - Андрей Миронов
"Хам" - Михаил Боярский
"Прогрессивный" - Тарас Калиниченко
"Левак" - Владимир Кузьмин
Торговец рыбой - Александр Катаев
Булочник - Евгений Шершнев
Цветочницы - Ирина и Елена Базыкины
Газетчики - Юрий Шахназаров, Леонид Ярмольник, Всеволод Абдулов, Александр Казаков.

Александр Градский (гитара, фортепиано, синтезаторы, пиано-родес, хонер-клавинет, бас-синти, челеста, ударные)
Сергей Зенько (флейта, саксофон)
Владимир Васильков (ударные)
хор и симфонический оркестр под управлением Александра Петухова.

 

Как бы то ни было, "Стадион" является одной из качественнейших и красивейших рок-опер (мы имеем в виду весь ряд мюзиклов и рок-опер) советского и пост-советского пространства. И пусть сложно представить себе Александра Градского - этого холёного, пафосного исполнителя в затемнённых очках - в роли Певца, который идёт на смерть, но не отрекается от своих убеждений. "Стадион" заставляет содрогаться, искренне сочувствовать героям и переживать каждую их песню.

Нам повезло - мы имеем обыкновение сначала прослушивать музыкальное произведение, а потом уже читать рецензии, либретто, авторские пояснения... Если вы ещё не в курсе, что такое "Стадион", поступите так же - сначала ознакомьтесь с материалом, а потом вчитывайтесб во всё, что угодно. Эмоции будут гораздо сильнее.

Все остальные могут сразу читать дальше.

Итак, 1985 год. Певец и композитор Александр Градский решает создать рок-оперу, основывающуюся на собятиях в Чили 1973 года. А что там? Свержение и убийство президента Альенде, приход к власти Пиночета, множественные репрессии и реки крови...

Портрет Виктора Хары

Стадион "Чили" (впоследствии названный именем главного героя оперы - о нём чуть ниже) превращается в концлагерь. Там умирают в муках сотни людей. Беззаконие, пытки и ужас...

Так случилось, что на этом самом стадионе оказался популярный на тот момент чилийский бард, индеец по крови, Виктор Хара. Он исполнял песни о солнце и родном крае, а частенько и о свободе и равенстве... Он был убит на этом стадионе - убит жестоко и беспощадно. И пусть его имя ни разу не упоминается в рок-опере Градского - именно Хара является прообразом Певца.

Да, всё было отнюдь не так пафосно и красиво, как в "Стадионе". Всё было гораздо кровавее и страшнее. Не было ни призывов "переменить масть", ни вкрадчивых речей о том, что певец народа может помочь новой власти. Был садист в военной форме и певец, оказавшийся не в том месте не в то время.

Как сказал в одном из интервью некий Александр Розенбаум1, «Пиночет завалил только три тысячи тех, кто с оружием в руках выступил против режима. Туда же попал и обыкновенный кабацкий лабух Виктор Хара, из которого сделали невесть что. А он просто пошёл со всеми, будоражить».

Ну, лабух - не лабух, это не наше дело - судить. В конце концов, можно скачать песни с сайта, посвящённого певцу, и сложить своё мнение. И не дорос наш нос, чтобы судить розенбаумов и их высказывания. Не в этом проблема.

Мы в первую очередь должны упомянуть музыкальную составляющую рок-оперы. А она чудо как хороша.

Начнём с великолепного подбора исполнителей. Каждый - как будто рождён для своей роли. Кобзон великолепен (вот кто бы нам раньше сказал, что мы будем умиляться от Кобзона?..), Пугачёва - сногсшибательна, Камбурова идеальна в принципе - всегда и везде. Да и когда и где вы ещё встречали столь звёздный состав?

И ведь у звёзд "первой величины" (Миронов, Боряский, Макаревич, Ярмольник) роли не отличаются общирностью - у некоторых вообще чуть не пара фраз. Зато как хорош, к примеру, начинающий на тот момент певец А. Миньков (а теперь только глухой не знает его - Александра Маршала). А самый яркий, многогранный и превосходно "пропетый" персонаж - это, безусловно, Капитан Владимира Мозенкова. И пусть тембр его голоса так похож на Боярского, что мы во время первого прослушивания не всегда отличали Хама от Сержанта, зато с какой душой Мозенков исполнил свои партии!..

Единственный минус для нас - сам Градский. Ну, это наши личные тараканы, что мы не любим его плачущий голос. Просим не судить строго и не обращать на наше мнение внимания.

Что обидно, автор пытался откреститься от прокоммунистической направленности оперы (это мы делаем вывод, прочитав аннотацию к CD версии 1996-го года). Мол, я - не я, время было такое, имели в виду совершенно противоположное.

Враньё. "Стадион" написан про коммунистов - он их поддерживает, да и сам Певец относится к их партии. Вот только проблема в том, что замени мы коммунистов на любую другую коалицию, суть "Стадиона" не изменится. Ведь эта рок-опера вовсе не об идеях марксизма-ленинизма (хоть пару раз и упоминаются в тексте тезисы, казалось бы, вполне "красные"). Она о том, что есть народ и есть те, кто губит страну. Да, в Чили были коммунисты - о них и "Стадион". Но речь-то не о названии общности людей. Речь о крови, смерти и беспомощности перед властью.

И толпа - не бессловесное существо, она сама призывает хвататься за оружие и выпускать кровь из противников (неверующим - либретто в помощь). Но всё же народ ничего не может сделать перед махиной власти - а мы это прекрасно прочувствовали на собственной шкуре.

"Стадион" относится к когорте несправедливо забытых творений. Будучи музыкально притягательным, он ещё и является весьма актуальным в текстовом плане - конечно, если абстрагироваться от названий партий и прочувствовать просто ситуацию.

Отдельное спасибо Маргарите Пушкиной - она проявила себя весьма талантливым поэтом. Мы даже простили её за ряд "шедевров", написанных для "Арии" - хотя это опять же наши собственные заморочки, кто-то, может, считает, что "арийские" тексты - верх совершенства.

Пожалуй, на этом мы завершим текст. Ибо "Стадион" надо слушать - сверяясь с кратким содержанием, ибо легко запутаться, кто, где и что поёт. Отметим, что выложенная нами версия является оцифровкой винилового диска, что сразу говорит о качестве. Мы бы советовали искать компакт-диск - оно того стоит.


1 - ссылка на официальный сайт певца.

 

Add comment


Security code
Refresh

Передай другим

AddThis Social Bookmark Button

Тут можно что-то поискать...


Облачко тегов