Мир мюзиклов

...Musical World...

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Сказание о Емельяне Пугачёве (1978, ВИА "Ариэль")

E-mail Печать PDF
AddThis Social Bookmark Button

''Сказание о Емельяне Пугачёве'', пролог. 1978 год.

Рок-опера по мотивам поэмы Сергея Есенина "Пугачёв" в исполнении ВИА "Ариэль"

1978

Музыка - Валерий Ярушин
Либретто - Валерий Яшкин

1. Хор 1
2. Пролог
3. Менуэт 1 (Екатерина и Вольтер)
4. Сторож
5. Дуэт Пугачева и сторожа, смерть Траубенберга
6. Хор 2
7. Набег Пугачева
8. Хор 3
9. Хлопуша
10. Ой, да не вечер
11. Менуэт 2
12. Скоморошина
13. Менуэт 3
14. Битва
15. Финал

Читать либретто.
Почитать об истории рок-оперы на страничке версии 2004 года

Читать отрывок о рок-опере из книги «Зимы и вёсны "Ариэля"» Виталия Вольфовича.
Читать отрывок о рок-опере из книги «Судьба по имени "Ариэль"» Валерия Ярушина.

Аудиопревью:

 
Рок-опера, разбитая на треки: Яндекс.Диск (256 кбит/сек; качество - уж какое было)
Та же оцифровка одним треком: Яндекс.Диск (256 кбит/сек)

Исполнители:

Пугачёв - Лев Гуров
Хлопуша - Ростислав Гепп
Сторож - Борис Каплун
Кирпичников - Валерий Ярушин
Творогов - Сергей Шариков
Казак — Сергей Антонов

 

Ростислав Гепп в роли Хлопуши

Когда-то давным-давно, прямо-таки в незапамятные времена, на этом сайте появился рассказ о рок-опере ВИА "Ариэль" "Емельян Пугачёв". Верней, о её новой интерпретации, записанной экс-ариэлевцем Валерием Ярушиным совместно с группой "Иваныч" в 1999 году и выпущенной на CD в 2004-м. Там была краткая история рок-оперы и ещё более краткое содержание (а тут я повторяться не буду, уж простите).

Я была уверена, что не сохранилось записи оригинального исполнения "Пугачёва" - или же, как правильно и полностью именовалась эта вещь в бытность свою на сцене, "Сказания о Емельяне Пугачёве". Оказалось, что я ошибалась! Аудио существует - пусть и невысокого качества, но то самое, изначальное, датированное 1978 годом.

Да, Ярушин не смог добиться выпуска пластинки, но кто-то же "Пугачёва" записал и сохранил. И теперь мы можем послушать, как сами участники ВИА "Ариэль" подавали этот материал.

Вообще, рок-опера имеет достаточно интересную историю. Ещё бы - 1978 год на дворе, худсоветы и запреты вокруг, а тут - такое. Чтоб избежать проблем, на афишах писали: "Ораториальная поэма в стиле фолк-рок". Вроде, помогало.

Впрочем, я не буду сама пересказывать то, о чём прекрасно рассказали гораздо более сведующие люди. Выше есть ссылки на отрывки из книг Виталия Вольфовича и самого Валерия Ярушина, которые многословно и с душой (особенно второй) поведали о том, как создавалась рок-опера, как колесила по стране, как ей вставляли палки в колёса... Вольфович чуть более строг к одному из первенцев отечественного музыкального театра, Ярушин - горд и счастлив за содеянное. Короче говоря, рекомендую прочитать. Осилив эти две странички, вы будете знать о "Пугачёве" почти всё.

Замечу только, что, конечно же, красной тряпкой для музыкантов стали "Орфей и Эвридика" "Поющих гитар". Мол, они смогли, а мы, что, хуже?! Ярушин потом гордо сообщал в интервью, что "Поющие гитары" "растворились" в постановке, потому что выступали в ней не как музыкальный коллектив, а как обычные актёры. А мы, мол, "Ариэль", молодцы, сохранили своё лицо и даже в рамках рок-оперы были ВИА с инструментами в руках. Тут кому как, а на мой взгляд, "Гитары" поступили правильнее. Хотя "Ариэль" не привлекал к своему "Пугачёву" сторонних исполнителей - как вшестером концертировали, так и рок-оперу играли. Тем более, что автор либретто (точней, его компиллятор из отрывков поэмы Есенина, народных песен и прочего) Валерий Яшкин из 22 есенинских персонажей оставил ровным счётом шестерых, продуманных специально под "ариэлевцев".

Между прочим, помните вот эти строчки из поэмы Есенина и либретто?

Разве это когда прощается,
Чтоб с престола какая-то *лядь
Протягивала солдат, как пальцы,
Непокорную чернь умерщвлять!

На диске 2004 года так и поётся - "лядь". А в 1978 году Лев Гуров бесстрашно пел слово как есть, без цензуры (на этом особенно настаивал Валерий Яшкин). Ярушин в книге этот момент также упоминает - как и о реакции на него "больших людей". Нет, вы представляете?! На дворе - 70-е, СССР, а эти такое выкаблучивают!..

Я к чему это пишу: если решите послушать запись 1978 года, то обратите внимание на "лядь". И на робкий выкрик "подпевки": "Эть!" - о котором тоже вспоминает Ярушин. Ну, не сильно-то этот "Эть!" прятал нехорошее словечко...

Ну, и об аудио. Я искренне считаю "Ариэль" одними из победителей в номинации "ВИА с самыми ржачными голосами". Ну правда!.. Мало того, что аранжировки того периода (как раз те самые "фирменные", вот как заиграет песня, с первого такта можно определить, что это какой-то ВИА), так ещё и вокал у "ариэлевцев" был... хм... довольно своеобразный. Козлетонистый такой. Так что "Пугачёв" звучит тоже достаточно странно и необычно в их исполнении. Плюс не могу не отметить огрехи в вокале. Тот же Гуров то недотягивает, то мимо нот мажет. Вероятно, аудио писалось во время живого спектакля (судя по качеству - с пульта), потому как в студии "Ариэль" себе подобного не позволял. Но это только моё предположение.

В итоге вот что скажу: новая версия Ярушина мне нравится гораздо больше. Там и аранжировки хороши, и "Иванычи" голосистые, и сам Ярушин в роли Пугачёва слушается неплохо. Но оригинальное аудио - это же историческая вещь. Вот так когда-то, в муках и кровавых слезах, рождался когда-то русский мюзикл как жанр. Так что воздадим дань дедушке музыкального театра советско-российского разлива. А слушать "Пугачёва" 1978 года регулярно или нет - это каждый решит сам.

Валерий Ярушин в роли Кирпичникова     Сцена из рок-оперы     Лев Гуров в роли Пугачёва     ''Ариэль'' образца 1977 года
 

Add comment


Security code
Refresh

Передай другим

AddThis Social Bookmark Button

Тут можно что-то поискать...


Облачко тегов