Мир мюзиклов

...Musical World...

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Овод (1986, Александр Колкер)

E-mail Печать PDF
AddThis Social Bookmark Button

Но если веру отнять мою,
Я буду драться, пока не убьют.
Не мир я вам принёс, но меч,
Его увидит всякий зрящий!
Я меч, я меч, я меч, я меч,
Я меч грозящий! Я меч разящий!

Риварес

Овод

Рок-мюзикл по мотивам романа Этель Лилиан Войнич

1986 (пластинка выпущена фирмой "Мелодия" в 1987 году)

Музыка - Александр Колкер
Либретто - А. Яковлев

Спектакль Ленинградского театра им. Ленинского комсомола

01 - Вступление, песня о двойниках
02 - Я, кардинал Монтанелли
03 - Вставай, Италия, вставай
04 - Признание
05 - Заговор
06 - Знакомьтесь - Овод!
07 - Песенка про папу
08 - Портрет Ривареса
09 - Предатель
10 - Песня Горбуна
11 - Диалог
12 - Истины глоток
13 - Прости меня
Обложка пластинки 14 - Тайная вечеря
15 - Заключение
16 - Вступление
17 - Сцена в храме
18 - Диалог Ривареса и Монтанелли
19 - Ах, в Аргентине
20 - А как же Овод?
21 - Диалог
22 - Карди
23 - Ваш отец
24 - Диалог в тюремной камере
25 - Прощание
26 - Усни, усни, любимый мой
27 - Пли!
28 - Я ослеп
29 - Отче наш

Читать тексты песен.

Аудиопревью:

 

Боярский-Риварес

Яндекс.Диск (192 кбит/сек; оцифровка винила - уж какая есть)

Исполнители:

Овод - Михаил Боярский
Монтанелли - Роман Громадский
Джемма - Валентина Панина
Горбун - Рустем Гумеров
Артур - Алексей Арефьев
Джим - Татьяна Кудрявцева
Карди - Михаил Уржумцев
Мартини - Юрий Затравкин
Галли - Андрей Ургант

 

К сожалению, рок-мюзикл "Овод" в наше время почти забыт (хоть недавно его вновь и поставили в Красноярске). "Овод" игрался в середине 80-х в Ленкоме (не путайте, часто думают, что в московском - ан нет, в ленинградском). На CD не издавался - сейчас нам приходится слушать оцифровку с винила.

Композитор, Александр Наумович Колкер, является той основой, которая сама по себе может считаться своеобразным знаком качества. Ещё бы: Колкер - автор свыше 100 песен (одна "Стоят девчонки" скажет многое, хотя и не может считаться показательной), автор музыки к кинофильмам "Труффальдино из Бергамо", "Трое в лодке, не считая собаки", "Волшебная сила искусства", "Хроника пикирующего бомбардировщика", автор музыкальной трилогии по А.В. Сухово-Кобылину: "Свадьба Кречинского" (поставлена в 9 странах; до сих пор идёт во многих театрах; считается первым советским мюзиклом - !!!), "Дело", "Смерть Тарелкина". Наконец, автор рок-мюзикла "Овод", мюзиклов для детей, оперетт, музыкально-сценической поэмы "Жар-птица".

Мелодии Колкера запоминаются с первого аккорда - вот почему "Овод" не оставил нас равнодушными с первого прослушивания.

"Овод" писался специально для Михаила Боярского - случай, необычный для советской культуры (и чуть ли не первый в своём роде). В то время Боярский как раз ушёл из театра Ленсовета, в котором отработал 15 лет, и подписал контракт на 50 спектаклей (конкретно речь идёт про "Овода") в Ленкоме. Кстати, после окончания контракта роль Ривареса играл Рустем Гумеров (в представленной здесь версии - Горбун), но это уже другая история...

Само собой, в рамки мюзикла не мог вместиться весьма объёмный роман Войнич, поэтому Колкер и Яковлев остановились на самых важных и показательных моментах. Первая часть романа - юность - представлена только как воспоминания героев. Насколько нам думается, основная идея романа - противостояние революции и религии, противопоставление образа Христа образу революционера-Овода - в мюзикле отошли на второй план. Основная идея - противостояние людей как таковых, их взглядов и выборов, предательства и верности...

Александр Колкер

Вот что писала Татьяна Диденко в своей статье 1987 года: "Рок-мюзикл "Овод" А. Колкера (либретто А. Яковлева) "по мотивам романа Этель Лилиан Войнич" на сцене Театра имени Ленинского комсомола в Ленинграде. Сужу о нем по статье В. Пархоменко "Рок-н-ролл и классика"), в которой сквозят отнюдь не благостные, а обеспокоенные интонации. Не хочу подробно цитировать эту статью, где автор полемизирует с положительными откликами рецензентов на спектакль. Отмечу лишь, что, даже не посмотрев его, действительно, трудно согласиться со следующим из таких "положительных" откликов: "Если учесть, что характеристика Ривареса опирается целиком на стилистику рок-музыки, то в сопоставлении с темой Монтанелли, состоящей из интонаций католической мессы, органных аккордов, возникает драматургический конфликт двух музыкальных идей. В этом столкновении Риварес одерживает победу над Монтанелли". Воистину большую профанацию как рок-музыки, так и "интонаций католической мессы" трудно вообразить! А ведь аргументация, судя по приведенным в статье В. Пархоменко отзывам, была та же: наконец-то "Овод" доступен теперь широким кругам молодежи, ибо разговор с ней ведется на "близком для нее музыкальном языке".

Честно говоря, мы не видим никакой "профанации". Ведь вполне логично, что музыка должна соответствовать характерам героев. Не может Монтанелли исполнять частушки, а Риварес - классический джаз. И победы рока как таковой нет - особенно в финальной "Отче наш", в которой обе музыкальные темы сплетаются в одну.

Теперь пояснения для тех, кто не читал "Овода". Овод-Риварес и Артур - это один и тот же персонаж в зрелом возрасте и юности. То же самое касается Джеммы и Джим (второе - детское прозвище). Кстати, голос Боярского настолько типичен и специфичен, что забавно слушать моменты, в которых Джеммой сообщается, что она, мол, узнала голос Артура. Отнюдь, голос и интонации Артура-Арефьева так же похожи на Ривареса-Боярского, как красное похоже на мягкое. Простим это - мы же всё равно всё поняли.

Мы не будем пересказывать сюжет рок-мюзикла. Ведь если вы читали "Овода", он вам и так известен, а если нет - то перед вами редкий пример того, как без всякого визуального ряда вы поймёте, о чём речь, во всех подробностях.

В наши дни почему-то до сих пор многие считают, что революционная тематика изжила себя. Но ведь из истории строк не вычеркнешь. Было такое событие, были люди, стоящие за или против режима, у них были обоснования их выбора. Почему же мы должны это забывать и делать вид, что ничего такого не происходило? Ведь никто не заставляет режиссёра и актёров агитировать за перевороты, если можно вывести на первый план историю, например, любви. Или того же нравственного выбора.

Эти проблемы будут интересны и актуальны всегда. А если их решение сопровождается великолепной музыкой, то вопрос соответствия произведения времени, мы полагаем, полностью снимается.

Риварес и Монтанелли     Риварес и Монтанелли     Рустем Гумеров - он тоже играл Ривареса, уже после Боярского
 

Comments   

 
Aleksej
0 # Aleksej 2014-03-22 02:33
Боярский был великолепен; но мне ближе образ Ривареса, созданный Рустемом Гумеровым. Есть ли материалы о нем? а фонограммы Рустема - это было бы вообще чудо... :(
Reply | Reply with quote | Quote
 
 
vovse_ne
0 # vovse_ne 2014-03-22 02:54
К сожалению, нет вообще ничего. И тем более записей.
Reply | Reply with quote | Quote
 
 
Елена
0 # Елена 2014-03-22 03:12
да, с тоже больше люблю Ревареса-Гумеро ва...и очень жаль что нет никаких записей с ним.

мне кто-то говорил что Рустема уже нет в живых. дай Бог чтоб ошибались... я знаю что он после Овода много участвовал в концертах в Питере, пел под гитару. потом были серьезные проблемы с алкоголем...и это, к сожалению, вся информация.
Reply | Reply with quote | Quote
 
 
Aleksej
0 # Aleksej 2014-03-22 03:14
Quote:
да, я тоже больше люблю Ревареса-Гумерова...
кое-какая инфа здесь.
Reply | Reply with quote | Quote
 
 
vovse_ne
0 # vovse_ne 2014-03-22 03:15
Вам ниже дали ссылку, вот ещё одна, с краткой биографией: www.kino-teatr.ru/.../bio

Исходя из неё, действительно, Рустем умер в 2001 году.

А вот фотография Гумерова в роли Овода с той же страницы:

Reply | Reply with quote | Quote
 
 
Светлана
0 # Светлана 2014-03-22 03:24
Боярский вне конекуренции. Но если бы видели игру нашего красноярского актёра Владислава Питальского! Ребята, это...это...Это актёр от Бога. Извините, но у меня во время спектакля так в попе щекотало... Для начала я скажу, что я очень сильный критик, росла на сцене, мюзикл-часть моей души, и чтобы мне понравилось, это должно быть просто вааах! во-вторых, дополню ответ тем что, я являюсь глубоко воцерковлённым человеком, православным, когда смотрела мюзикл, в конце готова была совсем не по-православном у выпрыгнуть из штанов на сцену и пришить Монтанелли и полковника, и всех, кто под руку попадётся. Нет, я сдержалась от слёз, но щемило со страшной силой. Реально, готова была руками разовать всех. Это всё благодаря восхитетельной игре актёров. В первую очень самого Овода, Мадонны и Монтанелли. На сцене было 50% моих знакомых, в глазах которых я видела полное понимание происходящего, наверное, у них были те же чувства, что и у меня, так как далеко не во всех постановках можно было это понимание увидеть.

Теперь: офигенное режиссёрское решение, особенно кладбище из живых крестов, поющих на полу. Вот здесь у зрителя эмоции на гране срыва. Лично меня, вжало от страха в кресло. Этот взмывающий крест над сценой с образом распятого Овода.

Короче, я настолько прониклась. Не одна в мире постановка меня так не восхитила. Потом я раз 10 перечитывала Овода. Либреттист купировал всё настолько деликатно, что апплодирую ему стоя. Моё православное сознание было ошарашено. Состояние после спектакля дня 2 было полунаркоманско е, как и у парня, который орал и махал руками перед спектаклем, что негоже девушке православной такое смотреть. Я сводила на него почти всех своих знакомых. Я всем советую. Вы не пожалеете ни секунды потраченного времени. Вообщем, если есть тут красноярцы-впер ед и с музыкой.

"Но если веру отнять мою, я буду драться, пока не убьют!"
Reply | Reply with quote | Quote
 
 
vovse_ne
0 # vovse_ne 2014-03-22 03:24
От себя добавлю, что речь идёт о Красноярском Театре Музыкальной Комедии (верно же?).

Вот есть неплохая статья об этой постановке.
Reply | Reply with quote | Quote
 
 
Герман Смирнов
+1 # Герман Смирнов 2014-03-22 03:51
Провел все дество в Ленкоме так как родители оба там работали актерами. Мама в Оводе также играла. Знал всех включая Гумерова. Он всегда был хорошим мужиком. Мы все уехали в Чикаго в 1992м и я недавно узнал что Гумерова нет больше. Жалко. Видел спектакль раз 20 или 25, с обоими актерами в ведущей роли. Ох, те времена были... :) Всегда вспоминаю с удовольствием!
Reply | Reply with quote | Quote
 
 
юлия
0 # юлия 2014-04-12 22:56
Прочла комментарии - сижу и плачу.. Совсем недавно за ненадобностью выбросила аудиокассеты, на одной из которых была моя любительская запись спектакля именно с Гумеровым (была в восторге от спектакля в юности)..А скольким , оказывается, до сих пор памятна эта работа актера! Ну неужели же ничего не осталось - в театре должна же сохраниться фонограмма; в Питере живет дочь Гумерова Мария; может, возможно хоть что-то реанимировать для памяти таланта замечательного актера??!
Reply | Reply with quote | Quote
 
 
Марианна
0 # Марианна 2015-06-17 23:50
Актёр замечательный и пел он хорошо, но кончил плохо в ванной. Допился алкаш. Пусть покоится с миром.
Reply | Reply with quote | Quote
 
 
LucilleUMaza
0 # LucilleUMaza 2016-05-31 18:10
Hello there! This is my 1st comment here so I just wanted to give a quick shout out and tell
you I genuinely enjoy reading through your posts. Can you recommend any other blogs/websites/ forums that go over the same subjects?
Thanks a ton!

Review my homepage: LucilleUMaza
Reply | Reply with quote | Quote
 
 
ReedQCrone
0 # ReedQCrone 2016-06-02 03:16
I check this out paragraph completely about the resemblance of newest and previous
technologies, it's amazing article.

my weblog :: ReedQCrone
Reply | Reply with quote | Quote
 

Add comment


Security code
Refresh

Передай другим

AddThis Social Bookmark Button

Тут можно что-то поискать...


Облачко тегов