Мир мюзиклов

...Musical World...

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

2032: Легенда о несбывшемся грядущем (2000 - 2007, Виктор Аргонов Project)

E-mail Печать PDF
AddThis Social Bookmark Button

Мы можем знать лишь вероятность,
Лишь случай полный господин:
Из всех сценариев возможных
Он представляет нам один...

Рассказчик

2032: Легенда о несбывшемся грядущем

Техно-опера

2000 - 2007

Автор музыки и стихов: Виктор Аргонов

Исполнители: Виктор Аргонов Project

CD 1
01 - Увертюра
02 - Пролог
03 - Пленум
04 - В звёздном вихре времён
05 - Съезд
06 - Плоды неоднозначного подхода
07 - Автоматизация
08 - Догмы
09 - Сомнения
10 - Ангел жизни новой
11 - Плоды любви народной
12 - К призрачному свету
13 - Простите!..
14 - Встреча
15 - 200 минут
16 - Программисты

CD 2
17 - Два месяца
Обратная сторона обложки: список исполнителей 18 - Переворот
19 - Сон
20 - Провокация
21 - Великий час
22 - Красный рассвет
23 - Узел
24 - Продолженье себя
25 - Стационар
26 - Ночь
27 - Несбыточный свой путь
28 - Выбор
29 - Последний бой
30 - Эпилог
31 - Зима
32 - Далёкий свет

Читать либретто.

Читать ответы Аргонова, касающиеся оперы, на одном из форумов (отобранные и классифицированные; внимание - cпойлеры!).

Аудиопревью:

 

Обратная сторона обложки: список треков

iTunes
Google Play
Яндекс.Диск (320 кбит/сек)
rutracker.org (WavPack (image + .cue), lossless)

Исполнители (в скобках указаны номера треков, где участвует персонаж):

Анатолий Милиневский - Виталий Трофименко (5, 6, 9 - 11, 13, 14, 16, 18, 20, 21, 23, 25, 27, 28)
АСГУ / Светлана Лимаева - Ариэль (5, 18, 20, 23, 24, 28, (32) / 12 - 14, 25, (32))
Рассказчица / Ведущая концерта - Елена Яковец (4, 15, 17, 31 / 11)
Рассказчик / Радиослушатель 2 / Член делегации - Денис Шамрин (2, 3, 8, 11, 30 / 2 / 11)
Диктор радио - Дмитрий Гончар (3)
Заведующий отделением стационара - Сергей Гончаров (25)
Программист Соколов - Андрей Иванов (16)
Радиослушатель 1 / Программист 1 - Евгений Гриванов (3 / 16)

Аранжировки (кроме гитарных партий) - Виктор Аргонов
Гитара - Александр Асинский (15, 19, 22, 24)

Честно говоря, поначалу я вообще не знала, что писать об этой техно-опере: уж слишком она отличается от всего остального материала (как музыкально, так и сюжетно), а стиль данного ресурса имеет достаточно жёстко очерченные рамки, которые придётся раздвинуть, дабы дать некое представление о "2032: Легенда о несбывшемся грядущем" (далее - ЛоНГ). Но уж больно хорошо творение Виктора Аронова. Через 10 минут раздумий мне стало ясно, что и как здесь написать.

Внутренняя часть обложки

Во-первых, я старалась удержаться в рамках соблюдения авторских прав - так, выложены только те изображения, которые в совокупности представляют собой обложку диска, для прослушивания представлены три трека с первого диска, который на сайте ЛоНГ выложен целиком (хоть и в низком качестве), а либретто (оно же - переложение сюжета техно-оперы) было решено продемонстрировать не в текстовом виде, а так, как оно приложено к оригинальному диску - то бишь, в виде изображений в формате .jpg.

Во-вторых, я всё же рекомендую и призываю приобрести оригинальные CD - будем уважать автора (честно признаюсь: лично я сначала скачала оперу целиком и в отличном качестве, и она впечатлила меня настолько, что после первого прослушивания я сразу же оформила в интернет-магазине заказ и вскоре получила свеженький, пахнущий краской диск... в смысле, два диска).

В-третьих, сразу расскажу, что же меня в первую очередь так зацепило. Нет, не гениальный сюжет или шикарные тексты. Виновата во всём музыка и - особенно - аранжировки (ведь оценить сюжетную лигию ЛоНГ можно только, прослушав всё целиком; а я говорю именно об ощущениях, которые у меня появились в процессе ознакомления с первыми тремя-четырьмя фрагментами).

Объясняю: я ненавижу электронную музыку. Я просто физически не перевариваю её (например, "гениальный Жан-Мишель Жарр" существует для меня в виде двух-трёх композиций, остальное вызывает скуку и зевоту).

Но ЛоНГ стала первым сочинением электронного типа, слушая которое, я говорила себе: "Вот это да! Вот это - круто! Это - сила! Это, не побоюсь этого слова, шедевр!"

Конечно, я понимаю, что у каждого свой вкус и своя точка зрения, и не к лицу мне внушать своё мнение другим. Так что призывы к покупке дисков и дифирамбы оставим в написанном выше и попытаемся вступить на стезю "неподкупных и объективных критиков".

Итак, процитируем, что же сказано о ЛоНГ на сайте оперы (орфография и пунктуация авторские):

 

"Легенда о несбывшемся грядущем - полуторачасовая электронная опера владивостокского композитора Виктора Аргонова. Продолжая традиции таких всемирно известных произведений, как "Юнона и Авось", "Иисус Христос Суперзвезда" и "Война Миров", "Легенда о несбывшемся грядущем", при этом, представляет собой первый (на сколько нам известно) отечественный опыт создания вокально-инструментального произведения крупной формы с ориентацией на ритмическую электронную музыку (главным образом - с прямым ритмом). Аранжировки выполнены в стилях техно-поп, электро/синти-поп, позднего диско, new age, "космической" электроники. Будучи неклассическим произведением, опера включает в себя не только вокальные арии и диалоги персонажей, но и речевые и инструментальные номера. Некоторые фрагменты (арии песенной формы и инструментальные композиции) могут адекватно восприниматься как почти самостоятельные произведения, другие же немыслимы в отрыве от общего сюжета.

Сюжет произведения относится к жанру альтернативной истории. Действие происходит в 2032 году в СССР. Это ни антиутопия, ни утопия, ни гротеск. Скорее попытка фантастического переосмысления коммунистической идеи, её болезненного романтизма и трагизма, столкновения недостижимого христианского идеала всеобщей любви и рационалистических экономических задач. Любовь индивидуальная и любовь всеобщая, война локальная и война глобальная, поиск рая на земле и стремление к самоуничтожению, разум искусственный и разум человеческий... Здесь нет пропаганды за или против, здесь есть лишь проблема. И, подобно жанру фэнтези, где средневековая обстановка не означает стремления автора вернуться в средневековье, здесь социализм также не претендует на политический пафос - он лишь создаёт атмосферу, определённую эстетику происходящего.

Целевой аудиторией "Легенды о несбывшемся грядущем" являются люди, которым интересна социальная философия, научная фантастика и мелодичная электронная музыка."

 

Внутренний разворот обложки

Вкратце ещё раз о сюжете: представьте себе, что после смерти Константина Устиновича Черненко генеральным секретарём был выбран не Михаил Сергеевич Горбачёв, а некий Григорий Васильевич Романов. Нынешнее поколение его уже и помнить не помнит, а в реальности он мог прийти к власти ещё тогда, когда умер Андропов.

История пошла по иному пути. Не было никакой перестройки, не разваливался Союз... Отнюдь - страна даже, как можно судить из ЛоНГ, в принципе, процветала.

И был разработан некий искуственный интеллект, возникновение которого было возможно в первую очередь при таком строе, какой был в СССР - мощнейший компьютер АСГУ (автоматическая система государственного управления), на электронные плечи которого, по сути, и ложилось бремя управления государством. Ведь машина - она не ошибается... Почти. Она всего лишь выполняет заложенную в неё функцию.

Но вдруг обнаружилось, что цифровой мозг самообучающейся машины отвергает, верней, считает практически ненужными и незначимыми идеалы коммунистического строя. Компьютер перепрограммируют, внеся необходимые коррективы в его "мораль". Вроде, он работает, как прежде. Но...

Впрочем, тексты и общее содержание ЛоНГ, как я писала выше, выложены на отдельной страничке. Кто хочет, тот ознакомится. Нет смысла повторяться.

А я немножко расскажу об авторе, то бишь, о Викторе Аргонове. Процитирую: он "кандидат физико-математических наук, проживающий во Владивостоке, занимающийся синергетикой, теорией хаоса, и имеющий научные и философские работы, в том числе в области изучения потребностей людей будущего, является одним из организаторов во Владивостоке дискуссионного клуба, где рассматриваются различные вопросы философии, науки, трансгуманизма"1.

Виктор начал заниматься музыкой с 16 лет, в 1995 году. Снова цитата оттуда же: "более раннее творчество Виктора Аргонова представлено в составе группы электронной музыки Complex Numbers, получившей своё название потому, что основные её участники – физики и математики по образованию. Группа выпустила 2 альбома, в состав которых вошёл ряд инструментальных композиций, а также песни, такие как "Неизбежность", "Пробуждение", в которых отражены как оптимистические сюжеты о развитии земной цивилизации, так и подстерегающие человечество проблемы (например, проблема остывания солнца через миллионы лет)".

Диски

В 1999 году к Аргонову приходит идея создания той самой электронной оперы, которую мы сегодня можем послушать. Сюжет был продуман сразу же, дело осталось за музыкой, текстами и аранжировками. Одним из толчков к созданию ЛоНГ, кстати, стала песня группы "Ария" "Что вы сделали с нашей мечтой".

Интересно, что Аргонов, уже продумав сюжет и начав работу над своим творением, узнал, что существовал такой Виктор Михайлович Глушков, который ещё в 1964 году работал над созданием автоматизированной системы управления под названием "Общегосударственная автоматизированная система учёта и обработки информации" (ОГАС). Проект был заморожен в 1965 году - его посчитали дорогим и недостаточно действенным. Но в ЛоНГ всё было иначе - проект всё же был реализован (пусть и за 13 лет до происходящих событий, то бишь, году эдак в 2019-м), и в основе разработок лежали труды Глушкова; об этом рассказывается почти в самом начале.

Запись же оперы проводилась с 2000 по 2007 год, напоследок оставили ряд вокальных партий.

Кстати, в качестве исполнителей ролей Аргонов привлёк таких же, как он сам, владивостокцев. Часть из них профессионально занимается вокалом или актёрским искусством, другие - нет, но тем не менее вся эта творческая когорта объединилась под названием "Виктор Аргонов Project".

Как ни странно, поющих персонажей в ЛоНГ всего четыре, почти три, - это генсек Милиневский, АСГУ / Лимаева (их объединяю в единое целое, ибо исполнительница одна) и рассказчица. Остальные все - разговаривающие (отдельный плюс за режиссуру диалогов и отработанную сценическую речь - это большая редкость в подобных работах). Я предлагаю коротенько поговорить о певцах.

Начнём с Виталия Трофименко, спевшего (и рассказавшего) партию генерального секретаря СССР Анатолия Милиневского. Пожалуй, стопроцентное попадание в образ - это и серьёзный политик, и человек, которому, конечно же, не чужды чувства. И голос приятный.

Далее - Ариэль, исполнительница сразу двух ролей - АСГУ и школьницы Светланы Лимаевой. Аргонов в интервью любит сравнивать манеру пения Ариэль с группой "Тату", которую весьма уважает. Эдакий "электронный" вокал. Слушается весьма своеобразно, с первого раза лично я восприняла песню "К призрачному свету" скорей отрицательно. Со второго прослушивания, уже зная перепетии сюжета, оценила выбор автора.

И, наконец, рассказчица - Елена Яковец (ей досталась львиная доля песен). Аргонов говорил, что искал вокал а-ля "советская эстрада" (что-то вроде группы "Мираж"), тем более, что трек "В звёздном вихре времён" написан в стиле такой музыки. Елена молодец, её пение, грубо говоря, пробирает до костей (особенно "Зима", на которой я и всплакнуть могу).

Правда, не зная, какая из девушек что именно поёт, их голоса поначалу можно элементарно спутать. Объяснение простое: доставшиеся им обеим песни написаны для весьма высокого женского голоса, то бишь, голоса и Ариэль, и Елены схожи по тембру и являются одинаковым сопрано. Это, пожалуй, основной минус, который можно отметить.

Я уже отметила, что не все исполнители являются профессионалами. И частенько их за "любительское пение" критикуют. Более того, любят пройтись и по "топорным аранжировкам в стиле бац-бац", и по записи и сведению, которое, как отмечают "профессионалы", оставляют желать лучшего.

Да, всё это правда. Но есть один нюанс. ЛоНГ - такова, какой она является. Если её прилизать да вычистить всю "грязь", сдаётся мне, исчезнет искренность и надрыв. Так стоит ли менять характер оперы на хвалёное "качество", если оно окажет исключительно медвежью услугу - конечно, я говорю только о данном конкретном случае.

Никакой постановки ЛоНГ на данный момент (сентябрь 2009 года) не существует. И это тоже понятно - во-первых, нужны средства, во-вторых, лично я не представляю, как сюжет этой оперы переложить на сцену. Не хватит динамики, да и абстрактности много - как это показать?

Вроде бы, Аргонов планировал выпустить ЛоНГ в виде мультфильма в стиле манга (чувствуется Владивосток, ага), но на настоящее время проект заморожен - всё та же нехватка финансов говорит о себе. Как раз такую интерпретацию одобряю и даже примерно представляю себе. Могло бы выйти весьма мощно.

Пожалуй, я буду закругляться, дабы неосторожно не испортить неверно выбранным словом впечатление о ЛоНГ. Предлагаю просто послушать эту оперу - а вдруг понравится?.. И умоляю - не воспринимайте это музыкальное произведение как политическое. Ни при чём тут это. Совершенно.

Для любопытных предлагаю почитать ответы самого Аргонова на одном из форумов. Я их отобрала и несколько классифицировала, так что вы сможете получить сведения о некоторых вопросах, не освещаемых в интервью и статьях. Да и просто некоторые уточнения о ЛоНГ получить можно. Внимение - там кое-где раскрывается сюжет, если кто-то хочет до конца прослушивания оставаться в неведении о концовке, почитайте и либретто, и ответы Аргонова после того, как последняя нота растворится в тишине.

 

Comments   

 
Алан Гибизов
0 # Алан Гибизов 2014-03-22 02:32
Подтверждаю - опера действительно хороша, и действительно - не политическое произведение.

Хорошая вещь.
Reply | Reply with quote | Quote
 
 
Михаил_Ю
0 # Михаил_Ю 2014-05-26 02:19
Немного почитал либретто, стихи-увы, но это убожество ...даже хуже современной попсы, надо ещё послушать музыку...
Reply | Reply with quote | Quote
 
 
vovse_ne
0 # vovse_ne 2014-05-26 02:37
А вы послушайте. Я даже ради вас этот альбом перезалила раньше других на "живой" ресурс. Вон там выше ссылка есть.
Reply | Reply with quote | Quote
 
 
Михаил_Ю
0 # Михаил_Ю 2014-05-26 23:38
Да, интересное техно, подходит для данного жанра- фантастики, альтернативной истории...
Reply | Reply with quote | Quote
 

Add comment


Security code
Refresh

Передай другим

AddThis Social Bookmark Button

Тут можно что-то поискать...


Облачко тегов