Мир мюзиклов

...Musical World...

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Робинзон Крузо (1988, Борис Резник, ВИА "Эолика")

E-mail Печать PDF
AddThis Social Bookmark Button

Стать мечтает Робинзоном каждый, может быть.
Только вряд ли каждый сможет робинзоном жить.

Робинзон Крузо

Рок-опера

1988

Музыка: Борис Резник
Либретто и текст: Любовь Воропаева

Исполняет ВИА "Эолика"

01 - Увертюра
02 - Остров отчаяния
03 - Человеку нужен дом
04 - Сон
05 - Дикари
06 - Робинзон и Пятница
07 - Дуэт
08 - Песенка капитана
09 - Солнечный остров
10 - Корабль
11 - Прощай, остров
12 - Песня о Робинзоне

Аудиопревью:

 
Яндекс.Диск (256 кбит/сек; неплохая оцифровка винила)

Фотографии конверта пластинки

Исполнители:

Робинзон — Дайнис Добелниекс
Пятница — Рута Салениеце
Дикарка — Илона Степанова
Капитан — Виктор Бураков

Владимир Лавринович - гитара
Александр Сырцов - бас-гитара
Эрикс Ринкис - ударные
Андрис Реснис - флейта, тенор-саксофон
Эугениус Куницкас - сопрано- и альт-саксофоны
Борис Резник - клавишные инструменты

Группа Государственного академического хора Латвийской ССР

 

"Робинзон Крузо" - очень странная рок-опера от латвийского ВИА "Эолика". Созданный на излёте советской истории, "Робинзон", тем не менее, не несёт в себе никаких признаков СССР. Наоборот, идеи, озвученные в финале (в последних трёх треках), кажутся более актуальными сегодня, чем в конце 80-х.

Рок-опера была записана в 1987 году, а выпущена на виниле - в 1988-м. Более ни на каких источниках не переиздавалась (и спасибо тому, кто оцифровал свою пластинку - пусть с шумами и искажениями, но мы можем сегодня послушать "Робинзона Крузо"). Авторами были Борис Резник - художественный руководитель "Эолики" - и Любовь Воропаева, сотрудничавшая с рядом ВИА в те годы. Следует сказать, что и для "Эолики" она написала стихи к нескольким песням вне рамок "Робинзона".

''Эолика'' восьмидесятых: Виктор Пегов, Борис Тарасов, Зигмунд Жуковский, Борис Резник, Андрис Реснис и Эугениус Куницкас (второй ряд) и Виктор Земгалс, Илона Степанова, Дайнис Добелниекс, Ольга Раецка (первый ряд)

Рок-опера поётся на русском языке, хотя для исполнителей явно более близким является латышский (это и акцент подсказывает). Но "Эолика" всю свою историю была "двуязычной" - конечно, мало кому за пределами Латвийской ССР были интересны песни на родном языке вокалистов, а популярности кому ж не хочется?

Давайте теперь я немного расскажу о "Робинзоне Крузо", а потом - о самом ВИА.

Конечно же, как было принято в то время, "Эолика" готовила рок-оперу для исполнения на концертах. Соответственно, для этого материал подходит идеально. Никаких действий не происходит - мы знакомимся с чувствами и переживаниями героев в рамках заданной канвы (которой является одноимённый роман Даниэля Дефо). Всё крайне схематично и рассчитано на то, что зрители знают, в чём суть романа, а потому, понимают, что делается на сцене и почему.

"Концертность" рок-оперы сохранилась и в записи: мы услышим, что Робинзон учит Пятницу говорить на примере слов "публика", "микрофон" и "Эолика".

Но есть два важных момента, отличающих рок-оперу от книги Дефо. Так, Пятница превратилась в девушку (такое уже случалось не раз в разных фильмах и спектаклях), а значит, между главными героями вспыхнула любовь. Кроме того, действие перенесено в наше время - Робинзон возвращается из тихого и спокойного места в город, наполненный смогом и машинами.

Я в самом начале написала, что рок-опера - странная. И ведь я имею в виду не сюжет. Я говорю в первую очередь о музыке. Совершенно нехарактерные для вокально-инструментального ансамбля мелодии, которые и "на слух" не сразу ложатся (кроме моей любимой финальной "Песне о Робинзоне"). Впрочем, описать это я вряд ли смогу, потому предлагаю послушать хотя бы аудиопревью - оно позволит вам сложить представление о латышском "Робинзоне Крузо".

Тексты песен же на удивление топорны, что тоже нехарактерно для того периода. Скажу честно, мне они совсем не понравились. Так что вот такое чудное сочетание странной музыки и странного текста получается.

Плюс странность в либретто, которая заставляет меня не первый день ломать голову. После прослушивания остаётся неясным, забрал ли Робинзон свою Пятницу с собой, отправляясь домой, или нет. Про неё, беднягу, просто ни слова не говорится в финале (ну, кроме намёков о "потере счастья", которое, замечу, "трудно удержать", как пели герои ранее). Если в комментарии зайдут люди, которые видели эту рок-оперу своими глазами (а это не исключено), я их нижайше прошу: откройте нам эту тайну. Что с Пятницей-то сталось? Ведь в сценической версии стопроцентно была понятна её судьба.

Ну, и раз мы заговорили о либретто, я вам кратко перескажу содержание "Робинзона Крузо" - так, как я его понимаю.

01 - Увертюра. Тревожная музыка как бы рисует перед нами картину кораблекрушения.

02 - Остров отчаяния. Робинзон понимает, что остался жив. Но что ему делать? "Кому я нужен здесь в краю далёком, как без мачты парус?" Он совсем один на неизвестном острове. "За спасение свою судьбу я всё же проклинаю!" - сетует Робинзон.

03 - Человеку нужен дом. Но несмотря ни на что, нужно жить дальше - "мне нужно жить, и никуда не деться, да, нужно жить, и нет пути назад!" Что же делать? "Чтобы выжить, человеку нужен дом". Робинзон начинает обустраивать свой быт на острове.

04 - Сон. Робинзон засыпает, и снится ему сон. Как будто он снова дома, всё хорошо, ничего страшного не случилось... Сегодня пятница. А ещё Робинзону снится неизвестная девушка-мечта...

05 - Дикари. Робинзон видит дикарей. Они собираются съесть молодую девушку - тоже дикарку. Робинзон решает спасти несчастную, предлагает людоедам ножи, посуду, украшения, но те отказываются. Тогда Робинзон прибегает к крайним мерам - "страшно" поёт в стиле "хэви-метал". Видимо, дикари этого не вынесли и сбежали.

06 - Робинзон и Пятница. Спаситель знакомится со спасённой, учит её своему языку. Даёт девушке имя Пятница.

07 - Дуэт. А вот тут и любовь просыпается. Робинзон понимает, что Пятница - та самая девушка мечты из его сна. Пятница отвечает ему взаимностью. "О, что за счастье быть с тобою!" Они будут вместе навеки. "Как трудно в жизни найти своё счастье, ещё труднее счастье удержать".

08 - Песенка капитана. А в это время капитан бороздит моря и ищет своего пропавшего друга - Робинзона.

09 - Солнечный остров. Робинзон и Пятница же счастливы на своём острове, который из места заточения превратился в родной дом. Больше никого и ничего влюблённым не нужно.

10 - Корабль. На горизонте показывается корабль. Капитан нашёл своего друга! И тут Робинзон забывает о своей счастливой жизни на острове. Он хочет вернуться домой. "Я так по вам скучаю, родные гарь и пыль! Я так давно мечтаю купить автомобиль!" И пусть Робинзон станет всего лишь песчинкой в городе ("там Робинзон ничто"), ему не нужен больше остров.

11 - Прощай, остров. Робинзон прощается с островом и поднимается на корабль. "Море, море, лишь одна вода, исчезает счастье навсегда..."

12 - Песня о Робинзоне. Финальная песня, резюмирующая сказанное выше. У Робинзона был остров, символ счастья - а что теперь? "Этот остров всё же, друг мой Робинзон, ты забыть не сможешь, друг мой Робинзон".

Конец.

 

Напоследок - об исполнителях. Ведь это - самая сильная сторона рок-оперы. Хороший вокал, отличные музыканты. Только ради этого стоит послушать "Робинзона Крузо".

Итак, знакомьтесь: ВИА "Эолика". Я сама об этом ВИА ничего ранее не слышала, увы мне, ибо родиной коллектива является Латвия, а у нас и своих ВИА хоть отбавляй было. Судя по тому, что пишут в интернете, "Эолика" была самым популярным латвийским ВИА. Ещё её называли "латвийская АББА" - потому что руководителю группы очень нравилась схема известного шведского коллектива: четыре солиста, два мальчика и две девочки. Так же было и в "Эолике" - и плюс инструментальная команда.

Первое выступление ВИА состоялось ещё в 1967 году (как я поняла, основан коллектив был в 1966-м и первоначально назывался "Varavīksni" - "Радуга"). С составе ВИА были выпускники музыкальной школы имени Эмиля Дарзиня, в то время - студенты Латвийской консерватории Борис Резник (клавиши), Зигмунд Лоренц (ритм- и соло-гитара), Юрий Кузьминов (бас), Юрий Гринёв (ритм- и соло-гитара) и Эдуард Новиков (ударные). Руководителем группы был Борис Резник, который никогда сам не солировал, зато часто выступал в роли композитора.

В том же 67-м году пятёрку замечает Раймонд Паулс (надеюсь, личность всем известная), который посетил одну из репетиций ВИА по приглашению знакомого. Паулс впечатлился мастерством музыкантов, и его стараниями они попали в Рижский эстрадный оркестр, а "Эолика" начала выступать под патронажем Латвийской государственной филармонии (что было не только совершенно нормальным в то время, но и необходимым: тем самым группа получала официальный статус).

Увы, через полгода коллектив из филармонии изгоняяют: кто-то вспоминает, что музыканты не получили ещё соответствующего образования. Мол, консерваторию закончите - тогда заходите. На пять лет "Эолика" "уходит в подполье" - теперь она не имеет возможности выступать на серьёзных площадках, но молодые люди не отчаиваются, понимая, что всё впереди.

Только в 1972 году "Эолика" "восстала из пепла". От старого состава, правда, почти никого не осталось - но это было нормально для ВИА. Менялись то солисты, то аккомпанирующая группа. Процитирую Резника: "Как и в любом коллективе, люди сменяются по разным, часто личным причинам. Меньше всего расставаний происходит из-за недостаточной подготовки или отсутствия способностей: "Эолика" - профессиональный ансамбль, и требования к поступающим весьма высоки. Дело, однако, ещё в том, что не всякий способный исполнитель - находка для нашей группы. Мы ищем единомышленников". Впрочем, исключительную профессиональность музыкантов "Эолики" вы можете оценить сами, послушав "Робинзона". Это я совершенно серьёзно говорю.

''Эолика'' в 2010-м: Илона Степанова, Дайнис Добелниекс, Виктор Земгалс, Ольга Раецка

Название же своё коллектив получил от арфы - эолы. Резник рассказывал так: "Мало ассоциируется с представлением об эстраде? Зато в музыкальном мире арфа - символ красоты и гармонии. Большинство из нас получили классическое музыкальное образование, и, несмотря на современные ритмы, это не может не сказаться на репертуаре, манере исполнения. К тому же я в своё время окончил дирижерско-хоровой факультет, даже подумывал о работе с симфоническим оркестром, ездил в Питер... Но эстрада взяла свое..."

"Эолика" выступала во многих городах СССР, выезжала за рубеж (в Венгрию, Болгарию, Чехословакию, Польшу, на Кубу), в 1980-м группа стала лауреатом Всесоюзного конкурса артистов эстрады. В 1985-м "Эолика" приглашена представлять Латвию в Москве на очередном Всемирном фестивале молодежи и студентов. Два диска-гиганта "Эолики" были выпущены фирмой "Мелодия" в 1980 и 1985 годах (и плюс рок-опера в 1988-м).

Несмотря на то, что часть солистов в ВИА менялась довольно часто, Дайнис Добелниекс и Илона Степанова стали теми самыми "легендарными голосами" "Эолики", по которым её узнавали слушатели. Позже к ним присоединились ещё двое певцов, завершив тем самым "золотой состав" - Ольга Раецка и Виктор Земгалс. Увы, в записи "Робинзона" эта парочка ещё не участвовала, но Дайниса и Илону мы услышать можем.

Но тут наступили лихие 90-е, и "Эолика" практически свернула свою деятельность. Музыкальные коллективы стали никому не интересны, финансирование отсутствовало, филармония перестала работать с ВИА, отпустив их в самостоятельное плавание, что было непосильной задачей...

И что вы думаете? "Эолика" всё же существует и сегодня - и всё в том же "золотом составе" (Добелниекс, Земгалс, Раецка и Степанова). Борис Резник от деятельности коллектива отошёл - теперь "Эолике" не нужен художественный руководитель, а Борис может спокойно заниматься композиторской деятельностью, сочиняя музыку для реклам (жить-то на что-то надо), театров, отдельных исполнителей... Даже на Евровидение от Латвии пытался отобраться - не прошёл, занял второе место.

Так что "Эолика" стала одним из тех коллективов, которые участвуют в мероприятиях типа "Дискотека 80-х", исполняя всё те же знакомые старые песни (хотя вокалисты и пишут, что мечтают о новых - но они не нужны публике, им знакомые с детства мотивы подавай). Выходит, и в Латвии, как ни крути, ностальгия такого плана в людях живёт...

А что с "Робинзоном"? "Робинзона", думаю, они уже не поют...

 

Comments   

 
Аркадий
0 # Аркадий 2016-06-24 19:31
Ревью очень интересно читать и тем печальнее слушать само произведение. Тексты действительно убогие. Совсем. И это не вызывает разногласий с автором обзора, но по поводу музыки... Она очень типична для эстрады того периода. Блеклая и невыраженная мелодия с добавлением электрогитары, что и дало право назвать это РОК оперой. В целом, то что это не вышло на других носителях весьма радует.
Reply | Reply with quote | Quote
 

Add comment


Security code
Refresh

Передай другим

AddThis Social Bookmark Button

Тут можно что-то поискать...


Облачко тегов