Мир мюзиклов

...Musical World...

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Жанна Д'Арк (2004, рок-орден "Тампль" + 2005, 2006 Live)

E-mail Печать PDF
AddThis Social Bookmark Button

Если бы предложили -
Все приняла бы вновь.
Среди всего, что любила,
Ты лишь и есть - любовь.

Жанна

Жанна Д'Арк

Опера рок-ордена "Тампль"

2004

Текст, музыка:
Лариса Бочарова
Лина Воробьева
Антонина Каковиди
Евгений Сусаров

1. Заседание инквизиционной комиссии
2. Франция
3. Церковь на Рождество
4. Поле битвы
5. Дуэт Карла и Изабеллы
6. Жанна во дворце
7. Заседание инквизиционной комиссии
8. Признание
9. Англичане
10. Орлеан
11. Предназначение
12. Народная слава
13. Сон Дюнуа
14. Заседание инквизиционной комиссии
15. Реймс
16. Коронация
17. Совещание
18. Отречение
19. Маленькое предательство
20. Заседание инквизиционной комиссии
21. Тюрьма
22. Месса
23. Процесс

Читать либретто с комментариями.

Страничка, посвящённая "живым" записям рок-оперы.

Аудиопревью:

 
Аудио:
Яндекс.Диск (320 кбит/сек)

Видео:
rutracker.org (DVD version, 4,18 Гб)

Действующие лица:

  • Жанна Д'Арк - 19-летняя девушка. Ей с детства слышались голоса святых, которые однажды направили её с миссией к дофину Франции Карлу.
  • Карл VII - дофин, будущий король Франции. 32 года. Безвольный потомок великих королей. Находится под влиянием своей матери.
  • Изабелла - королева Франции. Жестокая женщина, странною и страшною любовью любящая своего единственного сына.
  • Кошон - епископ. Познал таинства христианства, понимает, что в том месте, где он находится, Бога нет и быть не может. Жанна переворачивает его устоявшиеся взгляды на духовную картину мира.
  • Жиль де Рец - самый молодой маршал Франции. Алхимик, не признающий церковь. В Жанне видит идеального спутника в своём духовном пути.
  • Дюнуа - бастард (незаконнорождённый сын), офицер. Последний рыцарь Франции, как называли его современники. Был влюблён в Жанну.
  • Джон Талбот - английский маршал, чьи войска были разбиты Жанной под Орлеаном. Присутствовал при сожжении Жанны в Руане.
  • Архангел Михаил - является Жанне под видом разных людей и направляет её в духовном пути.
  • Столетняя война - мистический персонаж, воплощение войны.
  • Инквизиционная комиссия - трое доминиканских кардиналов, решающих вопрос о причислении Жанны к лику святых.1
Афиша спектакля

Исполнители:

Жанна д'Арк - Лина Воробьёва
Карл VII - Владимир Королёв
Изабелла Баварская - Екатерина Медведева
Епископ Кошон - Олег Горобец
Маршал Де Рец - Олег Кравцов
Бастард Дюнуа - Андрей Веденьев
Английский маршал - Кирилл Дидковский
Столетняя война - Алиса Апрелева
Архангел Михаил - Никита Коледин
Инквизиторы - Андрей Данченко, Александр Зюзин, Алексей Федоров

Хор:

Кирилл Дидковский - хормейстер
Алина Цыганова, Эзаль Жафари, Елена Симанович, Инна Дроздова, Елена Кондрашева, Андрей Попов, Николай Иванов, Кирилл Дидковский, Мария Танкушина, Надежда Уланова

Музыканты:

Елена Певчева - гитара
Владимир Алимин - бас
Евгений Жамойдик - ударные
Виталий Кудинов - клавишные
Мария Рязанцева - скрипка
Олег Горобец - гармоника

 

Жанна в церкви

Был ноябрь 2003 года. Очередной всероссийский конвент (он же фестиваль, но слово "конвент" точнее) любителей фантастики, толкинистики и ролевых игр "Зиланткон", который ежегодно проводится в Казани, будоражило - ещё бы, ведь именно собравшиеся той осенью ролевики были первыми зрителями рок-оперы "Жанна Д'Арк", которую представил на суд общественности рок-орден "Тампль".

Кем-кем, спросите вы? Давайте объясним подробней. В 2000 году четверо творческих людей, любящих фентези и ролевые игры, собрались вместе и поняли, что встреча сия была не случайна. Месяц упорного труда привели к появлению первого детища - рок-оперы "Тампль", которая и дала название ордену.

Итак, изначально позиционировавший себя как любительский театр, рок-орден "Тампль" занимается только одним: сочиняет, ставит и демонстрирует публике музыкальные постановки, отвечающие духу сплотившихся под тамплиерским стягом людей.

Настал год 2003-й. После постановки рок-опер "Тампль" и "Финрод-зонг" орден приступил к новому проекту - музыкальной истории Жанны Д'Арк. 18 мая того же года зрители увидели первую часть рок-оперы, а в ноябре, как мы писали в самом начале, "Жанна Д'Арк" отправилась на "Зиланткон".

Через год зилантконовцы были порадованы ещё раз - специально к ноябрю 2004 года "Тампль" записал студийную версию "Жанны". Двухдисковик писался в студии "На чердаке", работа велась по 8-12 часов в день - ведь времени категорически не хватало. К записи привлекались актёры прошлых составов - которые на тот момент уже покинули рок-орден (летом 2003 года "Тампль" сильно обновил состав). Звучание же аранжировок стремились максимально приблизить к концертному (да-да, если вы будете смотреть "Жанну" в театре / на фестивале / в клубе, вы порадуетесь наличию "живых" инструментов).

Правда, нельзя отрицать, что качество записи получилось хромающим на обе ноги - первый трек ("Франция", или "Городская площадь") слушается так, как будто его предварительно раз 15 переписывали с кассеты на кассету, частенько "проваливается" то один, то другой инструмент, ударные звучат плоско, а вокал заглушается аранжировками. Но, помня о том, что "Жанна" относится скорей к категории DIY, чем к мюзиклам, произведённых профессионалами, мы простим "Тамплю" технические погрешности (особенно, учитывая тот факт, что, по данным самого рок-ордена, "Жанна" будет записываться заново - с учётом требований авторов и исполнителей и усложнившихся аранжировок).

В завершение представления "Тампля" упомянем о том, что в среде ролевиков эти ребята достаточно популярны, а их творения находят отклик в огромном количестве сердец их единомышленников. Если вы считаете себя таковым - либо просто заинтересовались почему-то - отметим, что на официальном сайте рок-ордена вы можете заказать как аудио-, так и видеоверсию "Жанны" (равно как и прочих опер ордена). (UPD от 22.01.2013: а вот теперь уже нельзя заказать...)

Сейчас самое время перейти к музыкальной составляющей "Жанны". Как вы уже поняли, ни одного именитого товарища не приняло участия ни в написании, ни в исполнении данной рок-оперы.

Михаил

И вот ведь удивительно - как композиторская работа, так и результат труда сочинителей текстов совершенно не допускает даже мысли о том, что "Жанна" написана любителями. Мелодии красивы и интересны (особенно мы любим "Мессу" - "Агнец Божий, храни её..."), стихи явно написаны людьми, знающими толк в деле.

Стоит отметить, что из-за низкого качества записи и сведения некоторые места звучат нудновато, но после нескольких прослушиваний уши привыкают, и хочется начинать подпевать героям.

К вопросу о пении - мы напоминаем, что профессионалов среди исполнителей нет. Поэтому часть вокальных экзерсисов слабовата, часть ужасна, а часть - вполне себе на уровне. Так мы прониклись вокалом Войны-Апрелевой, впечатлились пением Изабеллы-Медведевой, снихсодительно отнеслись к талантам Королёва-Карла, Кравцова-де Реца и Веденьева-Денуа. Почти хорош, но нудноват вокал Коледина-Михаила. Лучше бы молчали Дидковский-маршал и Горобец-Кошон (у последнего певческий голос отсутствует в принципе, у первого хромает слух). У хора частенько случаются непонимания - кто-то уже допел, кто-то ещё не начал, кто в лес, кто по дрова... Но что самое досадное, не хватает голосишки Воробьёвой-Жанне. В тех случаях, когда ей надо петь особенно чувственно и высоко, её голос срывается на истерику, а в ряде мест явно слышно, что ну никак у Лины не получается достать до нужной ноты, хоть она и старается из всех сил.

Нет, мы отнюдь не пытаемся никого обидеть, мы лишь описываем свои впечатления, основываясь на полученном нами самими музыкальном образовании.

И немножко о сюжете. В 1920 году инквизиционная комиссия католической церкви решала вопрос о причислении Жанны к лику святых (что и произошло 16 мая 1920 года). Рок-опера "Тампля" являет собой, по сути, этот самый процесс - инквизиторы-доминиканцы разбарают "дело" Д'Арк, основываясь на "свидетельствах" её современников, дабы канонизировать Жанну. Три трека под названием "Заседание инквизиционной комиссии" - это как раз и есть беседы инквизиторов (позже они появятся и в заключительном треке - "Процессе").

Итак, сцена в церкви, в которой Жанне является Архангел Михаил, который и возвещает девушке об её предназначении. Как и положено, Жанна следует во дворец, и скучающий Карл повелевает принять её: "Зовите в зал, скучаю я!"

Кто же поверит простой крестьянке? Каждый говорит: "Дай мне знаменье, тогда я пойду за тобой!" В версии "Тампля" не упоминается, что Жанна безошибочно узнала никогда не виденного ей короля среди трёхсот рыцарей, но про то самое знамение говорится не раз - и героями, и инквизиторами. Отмечено совершенно справедливо, что истории не известно, что представляло из себя это знамение. Совершенно точно одно: Карл поверил Жанне.

Дальше, вроде как, Д'Арк повела войско в победоносный поход, но в рок-опере нет почти ни одного упоминания битв (чуть подрались в "Орлеане" - и всё) - они не являются значимой деталью для произведения "Тампля".

Столетняя война

По-мнению рок-ордена, внимания заслуживает совершенно иной ракурс истории - любовный. Оказывается, в бедную Жанну был влюблён и де Рец, и Дюнуа, и маршал Тильбет, и сам Карл, и даже Кошон! А она, в свою очередь, воротила от них всех нос, отдав своё сердце "воображаемому другу" - являющемуся ей Архангелу Михаилу (а мы давно говорим, что человек, слышащий голоса, немного не в порядке; вспомните старый анекдот: почему, если человек говорит с Богом, это называется молитвой, а если Бог с человеком - шизофренией?..)

И снова вы не угадали, мы не покушаемся на право творцов иметь своё видение. Мы просто скептически пожимаем плечами и сомневаемся, что в те далёкие времена высокородные господа пожелали бы иметь дело с девицей непонятного происхождения - будь она хоть трижды святой. Провести вместе ночку-другую - пожалуйста, но чтоб под венец... Не верим.

Но мы придираемся, а нам ещё надо концовку рок-оперы описать. Итак, Карл коронован и отказывается ввести войска на Париж. "Для блага Франции" Жанна предана и отдана в руки англичан. Причём, предана теми самыми людьми, которые совсем недавно пели о любви и преданности. Собственно, в этом и заключается основная идея рок-оперы - любовь и предательство, преданность и обман...

Месса, суд Кошона, слова о том, что женщине не подобает такое поведение, а, следовательно, "эта женщина - семя Сатаны". И заключительная фраза епископа: "Виновна. Зажигай костер".

Да, сюжет "Жанны" не блещет находками и разнообразием. По сути, это почти что очередная "мыльная опера" - если бы не слова и музыка, которые удерживают рок-оперу на достаточно высоком уровне.

В любом случае, слушать "Жанну" можно - и нужно, особенно, если вы принадлежите к единомышленникам "Тампля" и получаете несказанное удовольствие от ролевых игр и всего, что касается эпохи средневековья. А наше брюзжание не слушайте - натура у нас такая, брюзжальная...



PS. Впрочем, мы тут говорили исключительно об аудиоверсии. Но ведь "Жанна Д'Арк" - это в первую очередь спектакль. А мы с вами знаем, что смотреть и слушать - это вещи абсолютно разные. И впечатление от записи и живого исполнения может кардинально отличаться. Признаёмся, мы можем судить о спектакле только по официальной видеозаписи. Тем не менее, приглашаем вас почитать наше мнение (которое местами будет демонстрировать обруганных выше совершенно в ином свете), а также послушать несколько "живых" записей на этой странице.

Карл     Жанна и Михаил     Жанна     Инквизиционная комиссия

1 - текст взят здесь. Обратите внимание, что Карлу никак не может быть 32 года, ибо коронован он был в 1429 году, а рождён - в 1403-м. Более развёрнутые объяснения о действующих лицах можно найти в комментариях к либретто.
2 - фотографии взяты с официального сайта рок-ордена.

 

 

Add comment


Security code
Refresh

Передай другим

AddThis Social Bookmark Button

Тут можно что-то поискать...


Облачко тегов