Мир мюзиклов

...Musical World...

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Красная шапочка, серый волк и "Голубые гитары" (1979, Игорь Гранов и ВИА "Голубые гитары")

E-mail Печать PDF
AddThis Social Bookmark Button

На Земле голубой,
Где прекрасна и бессмертна любовь,
Рождены мы людьми,
Чтоб любить и песни петь о любви.
Каждый миг, каждый час
Мир вокруг живёт и дышит для нас,
И заря каждый день
Для людей встаёт, для людей.

Красная шапочка, серый волк и ''Голубые гитары''

Мюзикл ВИА "Голубые гитары"

1979 ("Мелодия", фрагменты из мюзикла)

Музыка: Игорь Гранов
Тексты: Леонид Дербенёв (1, 3, 5, 7, 9, 10), Онегин Гаджикасимов (2), Аркадий Хайт и Альберт Левенбук (4), Марк Розовский (6)

01 - Любовь навсегда
02 - Дождь
03 - Я люблю
04 - Песенка волка
05 - Для тебя, человек
06 - Пусть любовью мир наполнится
07 - Заболела бабушка
08 - Охота
09 - Ожидание любви
10 - Первый поцелуй

Плюс две песни Гранова - Дербенёва, вышедшие на миньоне "Преддорожная" 1975 года, но, судя по всему, являвшиеся частью мюзикла:

  • Песня о сказке
  • В лесу

Аудиопревью:

 
Яндекс.Диск (256-320 кбит/сек; без "виниловых шумов", часть - ремастеринг CD; + "Песня о сказке" и "В лесу")

Исполнители:

Задняя сторона обложки диска Наталья Киреева - Красная шапочка
Игорь Офицеров - Волк
ВИА "Голубые гитары"

 

Про этот мюзикл придётся писать, используя исключительно слова "кажется", "наверное" и "вполне вероятно, что..." Причины две. Первая: нет толковой информации, что обидно, но терпимо. А главная причина вторая: рассказчики просто-напросто расходятся в своих показаниях, порой выдавая на-гора откровенную чушь и неприкрытую ложь.

Что ж, попробуем отделить зёрна от плевел и перейдём к рассказу о мюзикле "Красная шапочка, серый волк и "Голубые гитары"".

Но начнём издалека - аж с 1967 года. Именно тогда композитор, пианист и дирижёр хора по образованию, а ныне - заслуженный артист России Игорь Яковлевич Гранов решил создать свой собственный ВИА.

Гранов - личность весьма занимательная. Судя по найденным интервью, его сознание представляет собой чудесное переплетение мании величия и комплекса неполноценности. А иначе, зачем ему так упорно утверждать (почти внушать), что во всём он первый, всё он придумал и всем популярным после работы с ним исполнителям не только помог выйти в люди, но чуть ли не петь их научил (это он о Тамаре Миансаровой, Льве Барашкове и Аиде Ведищевой говорил). Что ж, подискутируем с Грановым в ходе беседы о его ансамбле.

1967 год. По другим данным - 1969-й. А если исходить из записей Валерия Колпакова1, то год вообще получается 1966-й: "1 октября (1974 года - прим. наше, эта дата стоит в заглавии заметки) были на концерте ВИА "Голубые гитары" в ДК "Салют". Сидели на 11 ряду. Сначала на сцену вышел конферансье Олег Милявский и трепался минут 15. Всем ужасно надоел. Оказывается, это не ленинградский, а московский ансамбль. До него в Москве ничего подобного не было. Возник он 8 лет назад".

Не будем зацикливаться на дате, нам достаточно знать, что на дворе - конец 60-х. В Ленинграде создают фурор недавно появившиеся "Поющие гитары". Гранов решает не ударить в грязь лицом и создать московский ответ ленинградцам. Правда, вот ведь незадача, шаблонное мышление одерживает верх. Вместо того, чтобы назвать новорождённый ВИА ярко и оригинально, Игорь Яковлевич идёт по пути наименьшего сопротивления: гитары - так гитары! Это слово, простите, на тот момент было брендом.

Детище Гранова получило имя "Голубые гитары" (далее - ГГ). Хочется отметить несколько фактов. Порой Игорь Яковлевич, видимо, желая большего признания, выдаёт сентенции, из которых следует, что ГГ вообще был первым ВИА в СССР2. Но мы-то с вами знаем, что пальма первенства безоговорочно принадлежит уже упомянутым выше "Поющим гитарам", а ГГ - это один из первых, и не самых лучших, ВИА-клонов (ладно, согласимся даже с мыслью, что ГГ были первым московским ВИА).

Красная шапочка, серый волк и ''Голубые гитары''; Малежику не идут усы - кстати, угадайте, где он?

Далее. Не стоит думать, что Гранов был один такой умный - взял да и использовал модное слово в названии коллектива. В те времена это была весьма распространённая тенденция - и тебе "Звенящие гитары", и "Хрустящие", и "Танцующие" (это, конечно, шутка, но можно перечислить и часть реальных названий - "О чём поют гитары", "Невские гитары", "Поют гитары"). Некоторые из "тёзок" даже были достаточно популярны, например, украинские "Чаривны гитары" и польские "Червоны гитары".

И последнее по названию. Часто пишут, что ГГ названы так потому, что все гитары в группе были голубого цвета. Но Гранов рассказывает3: "Мне кажется, что для 60-х и даже для начала 70-х годов была характерна бурлящая романтика, именно из ощущения романтики появилось название "Голубые гитары". Но ведь ни одной голубой по цвету гитары у нас в коллективе тогда не было! Мы взяли название "Голубые гитары" потому, что голубой цвет в те времена был символическим цветом романтики и мечты".

Что же представляли из себя ГГ? Как бы ни хотел оного Гранов, но в первую когорту исполнителей этот ВИА никогда не входил (в отличие от "Песняров", тех же "Поющих гитар", "Весёлых ребят", "Самоцветов"). Публика запомнила ГГ в основном за следующие три вещи:

  • в 1971 году ГГ, первыми в стране, записали песню The Beatles I Saw Her Standing There на языке оригинала (на пластинке песня значилась как "Когда я увидел её"; тут смысл не в том, какую песню записали ГГ, а в том, это это были "Битлы") - разрешили, по словам Гранова, чтобы ансамбль представал с лучшей стороны перед западными товарищами;
  • среди когорты обычнейших безликих песен в исполнении ГГ выделялась простенькая по сути, но ставшая безусловным хитом (единственным у коллектива) "Ветер северный", вышедшая на том же миньоне 1971 года; из-за этой песни в основном ГГ и помнят по сей день;
  • наконец, кое-кто помнит и мюзикл "Гитар" - но о нём чуть ниже...

ГГ были одним из сотен тысяч советских ВИА - если включить запись да спросить, кто поёт, ведь и не ответишь, все одинаковые. Кто-то чуть лучше, кто-то - наоборот. И именно ко вторым мы отнесли бы ГГ (для примера сравните "голубогитарное" исполнение песни "О чём плачут гитары" с оригинальной версией - русской ли или на молдавском языке - ВИА "Норок").

Изначально в нструментальную группу ансамбля входили три гитары, ударные и клавишные (это позже уже появились и духовые, и перкуссия, и струнные, и целых два ударника - один джазового типа, второй - рок-н-ролльщик, - сменявших друг друга за установкой). И все пели - это же ВИА, вокально-инструментальный ансамбль (коллектив а-ля "Битлз" - каждый музыкант играет и поёт, а не стандартная форма "солист + аккомпанирующая группа").

Если копать глубже, то выяснится, что ГГ - это ансамбль "Лучшие годы", к которым в 1970 году (по специальному приглашению Гранова, посулившего славу и нереально большие по тем временам деньги - 1000 рублей в месяц) присоединилась группа "Скифы". Эти ребята играли почти "про-западную" музыку, и Игорю Яковлевичу были выгодны как музыканты, шагающие в ногу со временем, и которых, кстати, нередко (опять же - по тем временам) показывали по телевизору. "Скифы" исполняли целые блоки в концертах ГГ - конечно же, их не объявляли отдельно, делая вид, что коллектив однороден, - и аккомпанировали солистам в прочих песнях. А Гранов сотоварищи пели то, что было положено в СССР. Удобно. Кстати, именно "скифская" часть ГГ исполнила и записала I Saw Her Standing There.

Вообще, за всё время существования, в ГГ успели поиграть такие известные ныне люди, как Роксана Бабаян (вокал ), Игорь Крутой (клавишные), Вячеслав Малежик (гитара, вокал), Александр Малинин (бас-гитара, вокал), Пётр Подгородецкий (клавишные) и т.п. Хотя в те годы кто где ни играл - все бегали из ВИА в ВИА, ища местечко потеплее.

Но хватит перемывать косточки бедному ВИА. Переместимся в год 1976-й. Гранов решает, что ему тесно в рамках обычного концерта. Он решается идти по пути театрализации:

- Когда-то вы создали первый в стране рок-мюзикл...
― Точно! И назывался он "Красная Шапочка, Серый Волк и "Голубые гитары"4.

Наклейка диска

И снова враньё. Первым мюзиклом (или тут именно о "рок-мюзикле" говорят? Так в творении ГГ роком и не пахнет... Ладно-ладно, Гранов в принципе любит себя первым мюзиклотворцем именовать) в СССР был "Орфей и Эвридика" всё тех же вездесущих... "Поющих гитар"! Качество получившегося материала сравнивать не буду - некорректно это по отношению к милейшему "Орфею".

Зачем Гранову нужна была постановка мюзикла - вопрос сложный. То ли на самом деле узко стало в поставленных рамках, то ли... то ли понял, наконец, что проивзодит серенький, невнятный продукт, и надо что-то делать, чтобы тебя заметили.

Изначально роли исполняли солисты ансамбля:

  • Волк - Вячеслав Малежик;
  • Баба-Яга - Роксана Бабаян;
  • Красная шапочка - Наталья Киреева.

В 1978 году ансамбль покинул Малежик ("Помню-помню. Как вы, Игорь Яковлевич, уволили меня из ансамбля за то, что я плохо пел партию Волка..."5; знатоки, правда, утверждают, что Вячеслав ушёл сам - мол, надоело ему этого волка бесконечно играть, сколько можно-то?..), в 1980-м - Бабаян. На роль волка из "Поющих сердец" переманили Игоря Офицерова (именно его голос звучит на аудиозаписи; кстати, ломаем голову, как Малежик с его-то вокальными данными мог петь обсуждаемый материал), а роль Бабы-Яги стала с того момента... мужской. Верней, как мы думаем, именно вместо Яги в сюжете появился Чёрт, которого играл, видимо, Виктор Рафаэлов (вернее, Виктор точно играл ту самую мужскую роль вместо Бабы-Яги, но является ли она Чёртом, или же Чёрт существовал параллельно с Ягой - вопрос...).

Авторами сценария стали Леон Измайлов, Михаил Задорнов и Аркадий Хайт. Хочется верить, что либретто было весёлым, умным и интересным. Увы... До нас не дошло ни кусочка из оного. Судя по песням, что-то о любви. Но конкретнее ничего поведать не можем.

Игорь Гранов

Как же готовился мюзикл? Игорь Гранов: "Мюзиклы выросли из ВИА. Чтобы развивать возможности коллектива, мы перешли к крупной концертно-театральной форме, так называемому мюзиклу. Сначала я пытался работать с профессиональными режиссёрами – не получилось. Они привыкли работать с профессионалами, поэтому работа с музыкантами давалось им тяжело. Но балетмейстер был необходим. Но опять же не все балетмейстеры подходили для работы с артистом. Лучше всех понимал специфику этой работы ныне покойный главный балетмейстер цирка Пётр Городецкий, потому что музыканты – это не танцоры, и их надо чему-то научить такому, что и смотрелось бы, но было бы и легко и просто в исполнении. Это я объяснял всем своим соавторам – и ныне покойному Александру Хайту, и Мише Задорнову, и Леону Измайлову, работавшим вместе со мной над мюзиклами: реприза должна быть такой, будто её произносит шкаф. Я должен был сам всё понимать и сидеть с ними, потому что, конечно, никакой режиссёр такой возни детского сада, которой занимался я, никогда делать не будет.

Когда мы ставили первый мюзикл "Красная шапочка, Серый волк и Голубые Гитары", я сначала работал, вернее, пытался работать с Марком Розовским, с которым у меня давно сложились хорошие дружеские отношения. Он меня привлекал тем, что работал со студенческой молодёжью, у него был театр в МГУ. И, тем не менее, просто срежиссировать программу – да, а сидеть и учить музыкантов – нет. "Ну, Игорь Яковлевич, не могу я этим заниматься! Я их что, учить должен?! Для этого пять лет нужно! И что? Я буду пять лет их учить? Нет уж, бери отдельного разговорника".

Нет, сказал я себе, в конце концов, у меня тоже есть режиссерское образование. Я подумал: если музыканты и поют, и играют, значит, они могут и артистами быть. Это был первый мюзикл в СССР. Мы репетировали до слёз! Малежик плакал: "Игорь Яковлевич, я музыкант, а не артист! Я спою и на гитаре сыграю вам что угодно, но не умею я роли исполнять!" Тем не менее, он со своей ролью справился блестяще"6.

Ну, про "первый мюзикл в СССР" мы уже говорили. Давайте промолчим и почитаем отзыв зрителя, лицезревшего "Красную шапочку": "О самом мюзикле я впервые услышал уже после армии от своего бывшего одноклассника Игоря. Он, ещё учась в школе, а потом и в университете, параллельно профессионально занимался музыкой (профессионально – значит, за деньги). Но со временем всё больше увлекался джазом, а не ВИА и битом (термин биг-бит, или просто бит, тогда был более в ходу, чем рок). И когда мы встречались, он просвещал меня по поводу Джорджа Бенсона и Махавишну, а я знакомил товарища с новыми песнями отечественных ансамблей – для пополнения его ресторанного репертуара. Так вот, Игорь как-то рассказал, что однажды он с коллегами чуть не схлопотал по шее на какой-то сельской свадьбе за то, что вместо "А у нас, чертей, всё не так" (песенка из вышеназванного мюзикла) они спели "А у вас, чертей, всё не так". Надо пояснить, что слова чёрт и рог в то время в определённой среде употреблялись в качестве синонимов слова жлоб (то бишь человек, по большому счёту, от деревенской культуры отбившийся, а к городской так и не прибившийся), но та публика оказалась не настолько рогатая, игру слов поняла и обиделась. Правда, к счастью для шутников, всё обошлось.

Сценка из мюзикла; в центре - Слава Кузин, справа - Наташа Киреева, слева - Роксана Бабаян, а внизу - Слава Малежик

Сам же мюзикл мне удалось посмотреть только в конце 1978 года. По делам института мы, трое студентов и преподаватель истории КПСС, попали на несколько дней в командировку в Москву. Забот, впрочем, было у нас немного, жили мы в общежитии МГУ и наслаждались столичной свободой. В один из вечеров, прогуливаясь по Новому Арбату, на киноконцертном зале "Октябрь" мы увидели афишу: "Красная Шапочка, Серый Волк и "Голубые гитары"". Против моего предложения сходить никто не возражал, но все билеты были уже проданы. Пришлось ждать у кассы бронь перед концертом, но ожидание наше было вознаграждено – мы смотрели представление с отличных мест. Зал, само собой, был забит. Заглавные партии исполняли солисты в стилизованных костюмах: Серого Волка (по амплуа – как бы Ромео), Красной Шапочки (вроде как Джульетты) и Чёрта (натурального чёрта с хвостом; кстати, это был, пожалуй, самый колоритный и симпатичный персонаж). Сам же ансамбль, достаточно многочисленный, с медной группой, кроме собственно аккомпанемента исполнил и несколько тематически вплетённых в действие песен, а также большой энергичный инструментальный номер "Охота", в процессе исполнения которого ударник барабанил по всем попадающимся под руку предметам, включая микрофонную стойку и пол сцены. Перечислять номера мюзикла не буду – часть их записана на одноимённой большой пластинке (правда, тех самых куплетов Чёрта на ней нет, как нет и других песенок, мне лично до сих пор нравящихся, но недостаточно в своё время раскрученных, – "Чёрный телефон", "В лесу"; они выходили отдельно на "миньоне"). В целом представление оставило очень благоприятное впечатление, было динамичным, профессионально исполненным и всем нам понравилось. Да и зрители принимали артистов очень хорошо, особенно в некоторых, уже достаточно известных ударных номерах. Под заключительные аплодисменты, вполне искренние и заслуженные, на сцену даже вынесли корзину цветов – явление на концертах ВИА нечастое. Возможно, успех программы в целом, помимо исполнительского мастерства ансамбля, определялся и тем, что состояла она из номеров, написанных разными авторами, в том числе, и руководителем ансамбля Игорем Грановым, и потому разнообразная. Сожалею, но ни одной фамилии тогдашних участников ансамбля с увернностью назвать не могу – на пластинках они мне не попадались"7.

К слову сказать, в те времена, когда "Красная шапочка" собирала полные залы (то ли действительно была так хороша, то ли являлась безальтернативной альтернативой всей остальной музыки), билеты на ГГ стоили, как минимум, 3 рубля, в то время, как на все остальные ВИА - два с половиной (кто не помнит, 50 копеек составляли тогда существенную разницу, если говорить о цене билета).

Записан мюзикл был только в 1979 году, тогда же вышла и пластинка. Общее время звучания составило всего лишь 35 минут 20 секунд - ведь на диске были представлены лишь фрагменты из мюзикла, а не вся работа целиком (тогда бы пришлось двухдисковик выпускать, кстати). Кроме того, порядок песен на альбоме не соответствовал сценарному (например, песня "Для тебя, человек" идёт под номером 5, тогда как, насколько мы поняли, в мюзикле она была завершающей). Ещё и из-за этого совершенно нереально осознать, о чём была "Красная шапочка".

Что касается музыкальной составляющей, то похвалы не дождётесь. Фирменное "ВИА-звучание", типичные ритмы и мелодии, стандартные аранжировки того времени. Нет ощущения цельной работы (ведь в нормальном мюзикле как ты песни на альбоме ни мешай, он от этого в винегрет не превратится). Просто пластинка конца 70-х годов - не больше.

В начале 80-х Гранов переименовывает ГГ из ВИА в "синтез-труппу" и начинает заниматься исключительно "крупными" формами: "В 1983 году И. Гранов поставил мюзикл "Телешоу" - цикл стилизаций и остроумных пародий на тогдашнее телевидение. Все эстрадные номера получили названия передач Центрального телевидения: "Новости", "Служу Советскому Союзу", "Музыкальный киоск", "Очевидное-невероятное", "Человек и закон", "Вокруг смеха", программа "Время"... Вслед за мюзиклом "Телешоу" последовал мюзикл "Панорама", который также получил высокую оценку зрителей и прессы"8.

Конечно, очень красивые слова, если бы не одно но. ГГ в очередной раз "спародировали" другой ВИА - "Поющие гитары". Те, если кто-то не в курсе, пошли по той же дорожке и ныне являются питерским театром "Рок-опера", живут и здравствуют, творят и радуют зрителей. А где ГГ? А их нет... Были мюзиклы и костюмы от Зайцева - да вышли все. Мы свой вывод сделали и все оценки расставили. Вы - решайте сами...

В любом случае, вытащить из подвалов истории мюзикл про Красную шапочку стоило - всё же, когда-то это был прорыв и ценность.

Гранов встал за телекамеру, когда были съемки. В центре - Наташа Киреева и Паша Бабаков. Сзади – Женя Казанцев, Виктор Рафаэлов, Борис Милославский     Стас Борисов, Саша Евдокушин, Роксана Бабаян, Вячеслав Малежик, Павел Бабаков, Леша Пузырев, Миша Мелик-Дадаев и Слава Кузин     1985 год

 


1 - сайт Валерия Колпакова.

2 - не только Гранов, но и ряд журналистов порой так заблуждается: "Создав первый в нашей стране вокально-инструментальный ансамбль "Голубые гитары", Игорь Гранов стал основателем не только целого направления в российской эстраде, но и первооткрывателем таких талантов, как Тамара Миансарова и Аида Ведищева". Или вот ещё: "А еще у нас знают Игоря Гранова как создателя первого в России вокально-инструментального ансамбля "Голубые гитары"".

3 - источник.

4 - источник.

5 - источник.

6 - источник.

7 - источник.

8 - источник.

 

Comments   

 
 
 
viagra
0 # viagra 2016-10-26 11:38
Great via4saleonline.com/ , for sale Without scent day fragrance, cheap viagra my.
Reply | Reply with quote | Quote
 
 
free_viagra
0 # free_viagra 2016-12-01 12:55
Filagra for women name Mantl in g sale9v.com/ , dapoxet in e es bueno=?
Reply | Reply with quote | Quote
 

Add comment


Security code
Refresh

Передай другим

AddThis Social Bookmark Button

Тут можно что-то поискать...


Облачко тегов