Мир мюзиклов

...Musical World...

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Золотой телёнок (1987, Т. Н. Хренников)

E-mail Печать PDF
AddThis Social Bookmark Button

Трубите марш на боевом параде!
Командовать парадом буду я!

Остап Бендер

Золотой телёнок

Комическая опера

1987

Музыка: Тихон Николаевич Хренников
Либретто и стихи: Яков Аркадьевич Халецкий
По мотивам одноименного романа И. Ильфа и Е. Петрова

1 - Увертюра / Вступление / Песня Бендера
2 - Разговор о миллионере / Трубите марш! / Песня про колёса / Командовать парадом буду я!
3 - Зося и Корейко / Такие времена
4 - Только кража - Только ограбление / Ограбление Корейко / Делёж денег / Блюдечко с голубой каёмкой
5 - Телеграммы для Корейко / Такие времена (повтор) / Остап посещает Корейко / Шире шаг, товарищ!
6 - Встреча Остапа и Зоси / "Рога и копыта" / Дети лейтенанта Шмидта / Блюдечко с голубой каёмкой (повтор) / Вернись, мой суслик дорогой!
7 - Фунт / Как я сидел!.. / Рассказ Фунта об афёрах / Тоска к родному дому
8 - Под знойным небом Аргентины
9 - Дети лейтенанта Шмидта (повтор) / Заговор о гирях / Тоска к родному дому (повтор)
10 - Второй визит Остапа к Корейко / Продаётся папка / Дело Корейко / Вернись, мой суслик дорогой (повтор) / Учебная тревога
11 - Тоска к родному дому (повтор) / А может в самом деле я влюблена / Свидание Остапа и Зоси
12 - Беседа Зоси и Остапа про Корейко / Шире шаг, товарищ (повтор) / Для чего ты тогда живёшь? / Корейко отдаёт миллион / Командовать парадом буду я (повтор)
13 - Остап делает покупки / Поезд
14 - Встреча с Балагановым / Встреча с Козлевичем / Одну её я в горькой памяти храню / Вернулся суслик дорогой / Рассказала мне гадалка
15 - Как я сидел (повтор) / Давай, давай!
16 - Встреча Остапа и Зоси / Фемиди / Я слишком горд / Песня про машину / Давай, давай (повтор) / Эпилог / Шире шаг, товарищ (повтор)

Треки названия не имели, я их наименовала так, как показалось логичным (разбиение на треки - как в оцифровке, разбитой на 16 частей).

 

Читать книгу И. Ильфа и Е. Петрова "Золотой телёнок" rtf, fb2 (иллюстрации Кукрыниксов).

Аудиопревью:

 
Т. Н. Хренников
Яндекс.Диск (320 кбит/сек; хорошая оцифровка винила, разрезано на 16 треков)
Яндекс.Диск (320 кбит/сек; другая, тоже очень хорошая оцифровка винила, 2 трека)
rutracker.org (APE, lossless; хорошая оцифровка винила)

Исполнители:

Бендер — Алексей Мочалов (бас-баритон)
Балаганов — Виктор Боровков (бас)
Паниковский — Николай Курпе (тенор)
Козлевич — Геннадий Мамин (бас)
Грицацуева — Елена Гущина (меццо-сопрано)
Корейко — Борис Дружинин (тенор)
Зося — Ольга Шалаева (сопрано)
Фунт — Анатолий Бойко (баритон)
Санитар — Владимир Рыбасенко (бас)
Санитарка — Алла Киселёва (меццо-сопрано)
Берлага — Александр Пекелис (тенор)
Фемиди — Олег Губарев (текст)
Парикмахерша — Лилиана Гаврилюк (текст)

Женский и мужской ансамбль солистов и оркестр Московского камерного музыкального театра
Режиссёр-постановщик: Борис Покровский
Дирижёр: Лев Оссовский

 

Я обещала рассказ о серьёзном? Так вот вам опера. Правда, опера комическая, допускающая диалоги между пением. Да какая - "Золотой телёнок"! Да-да, по Ильфу и Петрову. И написал её не кто-нибудь, а сам Тихон Николаевич Хренников в 1985 году. Для Хренникова это была 29-я опера. Так и отмечается: "ор. 29".

Не пугайтесь: комическая опера ближе к оперетте, а местами даже - к мюзиклу. Читала даже мнения, что Хренников не мог себе позволить написать на обложке, мол, мюзикл создал. Я - серьёзный композитор, потому гордо отмечу: "комическая опера". Но вот тут я не соглашусь: произведение гораздо более серьёзное, чем банальный мюзикл. В музыкальном плане, я имею в виду. Но даже если вы в жизни не слыхали ни одной оперы, не бойтесь: "Золотого телёнка" слушать легко и приятно.

Я сразу познакомлю вас с текстом, который был размещён на развороте обложки пластинок (их было две).

К воплощению замысла оперы «Золотой теленок» Тихон Николаевич Хренников шел давно. «Инкубационный период» — кристаллизация образной драматургии, интонационной стилистики, жанрового наклонения будущего произведения — продолжался, как то нередко бывает у художников всех родов искусств, несколько десятилетий. Сам процесс нотной фиксации партитуры протекал быстро, всего несколько месяцев. Работал над ней композитор с огромным увлечением и темпераментом. Сам Тихон Николаевич о создании своего нового сочинения рассказывает так:

«Я прочел «Двенадцать стульев» и «Золотого теленка» Ильи Ильфа и Евгения Петрова в то время, когда они только появились. С тех пор я не раз подумывал о том, как бы написать оперу по одному из романов. Но «Двенадцать стульев» ставят перед композитором непреодолимые сложности. В них столько событий и персонажей, что сделать по этому произведению оперу, по-моему, невозможно. А вот «Золотой теленок» представляет собой более «податливый» материал для композитора.

Теперь меня даже удивляет, как мимо таких музыкальным возможностей «Золотого теленка» могли пройти мои коллеги-композиторы: стремительный сюжет, острые ситуации, колоритные образы — все это, кажется, само просилось в музыкальный театр.

Этот роман, не потерявший актуальности и в наши дни хорошая основа для комической оперы. Главная сложность, которую я стремился преодолеть в работе,— найти естественную характерную интонацию для каждого персонажа, чтобы в ней не было» фальши, а была правда жизни, которая должна стать правдой музыкального языка».

Насколько удалось решить Хренникову эту задачу и — шире — сколь художественно-убедительном оказалась эта попытка создания острогротескной - комической оперы на материале советской действительности! Ярких образцов и, разумеется, плодотворных традиций, если вести речь по большому счету, здесь, в сущности, нет. Они есть в погранично-рубежной по жанру музыкальной комедии, но комическая опера наши обычно обходит советскую тему стороной. Примечателен, кстати, в данном аспекте и творческий путь Хренникова. Верный рыцарь музыкального театра, он отдал ему многие перлы своего вдохновения. Но в комической опере его ранее интересовали сюжеты прошлых эпох.

Необходимо подчеркнуть иное: к созданию «Золотого теленка» композитор пришел с огромным оперным опытом, во всеоружии совершенного мастерства. Приплюсуем сюда также его очень плодотворную работу в жанрах киномузыки. Многие партитуры Хренникова, написанные к кино- и телефильмам, содержат развернутую, почти оперную музыкальную драматургию, и среди них немало таких, сюжетная основа которых — наша советская действительность.

И все же очень трудна была задача, стоявшая перед Хренниковым. Сложность ее определялась прежде всего тем, что от сатирического, полного сугубо бытовых оборотов романа Ильфа и Петрова до оперы с ее господством красивого пения — дистанция огромного размера. Но как раз пения этого в оперном претворении «Золотого теленка» очень много. Новая оперная партитура композитора щедро насыщена множеством красивых, ярких, сразу западающих в память мелодий. Они есть в партиях Шуры Балаганова и Паниковского, Козлевича и Зоей Синицкой, Корейко и Фунта. Партия же самого Остапа Бендера по драматургической насыщенности, разнообразию и впечатляющей эффектности вокального материала для комедийных оперных партитур двадцатого века — редкое явление. Остап Ибрагимович, как его уважительно называют в опере сыновья лейтенанта Шмидта и другие члены «его свиты», поет почти в каждой сцене. Немало его вокальных номеров, надо полагать, прочно закрепится затем на концертной эстраде.

Музыка Хренникова в «Золотом теленке» превосходна и с точки зрения оркестрового мастерства. В ней много блестящих эффектных инструментальных звучаний, что ощутимо буквально с первых тактов увертюры, полной задора, веселья, какой-то удивительной энергии молодости. Образный смысл крылатой фразы Маяковского о «нашей буче, боевой, кипучей», прекрасно раскрывается в музыке «Золотого теленка».

Партитура Хренникова предоставляет постановщикам и исполнителям благодарный, сценически-увлекательный материал. Добавим к этому, что либретто «Золотого теленка» (автор Я. Халецкий) выполнено мастерски. Узнаваемость буквально каждой фразы, как органичной для лексики знаменитого писательского дуэта, стопроцентна.

Персонажи романа И. Ильфа и Е. Петрова пришли в оперный театр. Пришли шумной оживленной толпой: Бендер, Зося Синицкая, Корейко, мадам Грицацуева (взятая в оперу из «Двенадцати стульев»), Паниковский, Шура Балаганов, Фунт, Васисуалий Лоханкин и его супруга Варвара, бухгалтер Берлага, юноши и девушки, строящие Турксиб и начинающие созидать новую жизнь в Черноморске.

Герои знаменитого романа начали новую — теперь уже оперную жизнь.

По статье Ин. Попова «Остап Бендер запел в опере» (журнал «Музыкальная жизнь». 1985 г., № 12)

Внутренний разворот обложки

Пожалуй, лучше и не скажешь. Единственное - ну нету в опере супругов Лоханкиных... или же я их не заметила, поскольку либретто в письменном виде нет. Зато, да, есть Грицацуева, стремящаяся вернуть мужа. Слушая запись, сложно понять, зачем понадобился этот персонаж, вероятно, нужно смотреть сценическую версию (хоть на данный момент и негде).

Вообще, "Золотой телёнок" Хренникова оставляет ощущение сумятицы. Начинается он... с эпилога. Персонажи вспоминают, как Остап Бендер переходил через границу, и как печально всё это закончилось.

Потом уже стартует основное действие - хотя мы не услышим сцен знакомства Бендера с Балагановым и Паниковским. То ли композитор решил этим пренебречь (и так все в курсе), то ли на пластинке была выпущена неполная версия оперы.

Впрочем, все эти "мелочи" "Золотого телёнка" совершенно не портят. Хренников умудрился вычленить из сюжета самое главное и "склеить" из этого главного оперу. Да, пришлось пожертвовать второстепенными линиями - например, "геркулесовской". Также "ушли в туман" монархист Хворобьёв, старик Синицкий, уже упомянутые мной Лоханкины... Вся история представлена в крайне "концентрированном" виде, но при этом, как я уже намекнула, слушать её очень интересно, и опера не выглядит перенасыщенной.

Сюжет я вам пересказывать не буду: во-первых, он общеизвестен, во-вторых, если вы до сих пор не знакомы с книгой про золотого телёнка, обязательно прочитайте этот, без преувеличения, шедевр (ссылку найдёте выше, под списком песен).

Алексей Мочалов в роли Бендера

Немного о музыке и текстах.

Хренников - это Хренников. Я вам честно скажу, что музыкальный материал ТАКОГО качества мы ещё на этом сайте не изучали. Возможно, поначалу с непривычки некоторые моменты воспринимаются сложновато, но уже после второго прослушивания начинаешь подпевать, а после третьего - удивляться, что же тебе раньше могло тут не нравиться?..

Я просто советую вам послушать "Золотого телёнка" - настоящий любитель мюзиклов, особенно, отечественных, не должен пропустить эту оперу мимо своего внимания.

Очень, ну очень много превосходных мелодий. Я удивлена, что они не стали столь популярными и не исполняются на концертах направо и налево.

И одно интересное замечание: в начале оперы есть так называемая "Песня о колёсах" (ну, это ж я её так назвала). Когда я впервые слушала её, никак не могла отделаться от ощущения, что знаю эту песню. Но откуда?.. Память услужливо нарисовала в голове картинку: волк гоняется за зайцем! "Ну, погоди!" Поискала - и точно, выпуск №10, который на стройке. И вот она, знакомая мелодия. Артист - Helmut Zacharias, называется "Strip Tease In Rhythm". А ведь опера появилась позже. Плагиат? Или песня "по мотивам"? Ну, смотрите. Дело в том, что песня "Strip Tease In Rhythm" сама была написана на музыку салонного танца "La Mattchiche", как я понимаю, довольно популярного в начале 20 века. Выходит, продуманное заимствование. В данном случае уместное и оправданное, я считаю - как примета времени. А внимательный слушатель заметит и другие заимствования (например, в арии Фунта).

А вот тексты... В принципе, не так всё и фатально, это я просто придираюсь. Да, пару раз перепутаны слова "одеть" и "надеть". Один раз перепутаны союзы "не" и "ни" (поют: "Но где бы путник НЕ был..."). Но в остальном либреттист постарался на славу: Халецкий сохранил множество авторских фраз, без которых "Золотой телёнок" - не "Золотой телёнок". А его стихи написаны простым, ясным, современным языком, что делает прослушивание оперы ещё более приятным.

И чуть-чуть об исполнителях. Начну с того, что в 1985 году комическая опера "Золотой телёнок" предстала на подмостках "Московского камерного музыкального театра" (сейчас - Камерный музыкальный театр им. Б. А. Покровского). Сам руководитель театра, Борис Александрович Покровский, выступил в роли режиссёра-постановщика. К сожалению, не осталось ни фото-, ни видеоматериалов (возможно, они просто хорошо спрятаны), кроме одной-единственной фотографии Остапа ну, и, конечно, картинок на обложке дисков.

В 1987 году была записана аудиоверсия "Золотого телёнка", а год спустя, в 1988-м, она была выпущена на пластинках фирмой "Мелодия" (ну, а кем же ещё в то время?..). Что самое радостное, пели на этой записи всё те же артисты "Московского камерного музыкального театра" - оригинальные исполнители. Какие голоса, товарищи, какие голоса!.. Просто ради того, чтобы великолепным вокалом насладиться, нужно слушать "Золотого телёнка" (кстати, может, потому Хренников и обозначил жанр как "опера", чтобы исключительно шедевральные вокалисты пели?.. :)).

Увы, опера не переиздавалась на CD, но добрые люди оцифровали винил. Я дала две ссылки на разные оцифровки: да-да, они отличаются не только количеством треков, на которые были разрезаны. Так что можете выбрать ту, которая вам больше понравится.

Ну, и почему-то "Золотого телёнка" в наши дни не ставят. Причины мне совершенно не понятны. Я бы посмотрела.

 

Comments   

 
Виталий
0 # Виталий 2014-03-22 03:55
Замечательное произведение, не побоюсь этого слова. Музыка и вокал бесподобны. По этой части комментарии излишни, надо слушать и восхищаться талантами композитора и исполнителей. Оригинальные инструментальны е находки, искусное переплетение стилей, выверенность момента, разнообразие музыкальных форм и тем - все-все признаки работы Большого мастера Хренникова налицо. Исполнителям же удалось гениально голосом, артистичностью исполнения передать режиссёрское видение персонажей. И это - одновременно и предмет восхищения, и главный минус оперы. Дело в том, что на мой взгляд опера имеет яркий идеологический окрас и предназначена для того, чтобы "клеймить позором" Бендеров, а не разбираться в их тонкой философской душе, к чему, как мне кажется, стремились в своем творении Ильф и Петров. И поэтому музыкальный "Золотой теленок" выглядит однобоко, даже плоско с точки зрения смысловой нагрузки. И, как кажется, по этой же причине пропали многие персонажи и сцены, выпадающие из просоветского контекста. И сейчас опера не ставится - не соответствует духу времени. Но с другой стороны - она навсегда останется превосходным образчиком высот социалистическо го искусства, его приёмов, стремлений, направленности и возможностей. И в этом её историческая и культурная ценность.
Reply | Reply with quote | Quote
 
 
vovse_ne
0 # vovse_ne 2014-03-22 03:58
Я долго рассуждала над вашим комментарием (месяц, ага). Пожалуй, сложно не согласиться. И ваше "она навсегда останется превосходным образчиком высот социалистическо го искусства, его приёмов, стремлений, направленности и возможностей", кажется мне, наилучшая рецензия об этой опере.

Вы буквально в одном абзаце выразили всё то, что мимо моего сознания летало, но так и не сформулировалос ь. А что касается постановок... думаю, лет 30 - и будет поставлено как "ретро". В наше же время тоже вполне удачно ставятся "ретроспектакли " с чуждой ныне идеологией.
Reply | Reply with quote | Quote
 
 
# Guest 2014-07-28 18:31
This comment has been deleted by Administrator
 
 
# Guest 2014-08-18 15:36
This comment has been deleted by Administrator
 
 
# Guest 2014-10-26 00:27
This comment has been deleted by Administrator
 
 
# Guest 2014-11-05 16:23
This comment has been deleted by Administrator
 
 
# Guest 2014-11-10 09:50
This comment has been deleted by Administrator
 
 
# Guest 2014-11-14 07:46
This comment has been deleted by Administrator
 
 
# Guest 2014-11-24 11:16
This comment has been deleted by Administrator
 
 
# Guest 2014-12-02 18:28
This comment has been deleted by Administrator
 
 
# Guest 2014-12-12 02:55
This comment has been deleted by Administrator
 
 
# Guest 2014-12-14 21:15
This comment has been deleted by Administrator
 

Add comment


Security code
Refresh

Передай другим

AddThis Social Bookmark Button

Тут можно что-то поискать...


Облачко тегов