Мир мюзиклов

...Musical World...

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Кентервильское привидение (2001, Валентин Дубовской)

E-mail Печать PDF
AddThis Social Bookmark Button

Здесь в Кентервиле
Такие драмы жизни были!
Все выли!

Призрак

Кентервильское привидение

Рок-опера по мотивам О. Уайлда

2001

Музыка: Валентин Дубовской
Либретто: Эрвин Гааз, с использованием стихов Андрея Вознесенского, Игоря Губермана, Серафимы Мельниковой и Валентина Дубовского

1 - Вступительная песня
2 - Реклама "Пинкертона"
3 - Пророчество
4 - Америка
5 - Ария Призрака и песня Отиса
6 - Сцена Призрака и миссис Амни
7 - Шантеклер
8 - Дуэт Вирджинии и Призрака
9 - Песня Вирджинии
10 - Заключительная песня

Читать либретто.
Читать книгу Оскара Уайлда "Кентервильское привидение".

Смотреть концертное видео "Арии Призрака".
Почитать об авторе.

Аудиопревью:

 
Яндекс.Диск (VBR)

Валентин Дубовской в роли Привидения

Исполнители:

Вирджиния - Ирина Аркадьева
Миссис Амни - Александра Балакирева
Близнецы – Александра Балакирева и Серафима Мельникова
Лорд Кентервиль, Призрак - Валентин Дубовской
Мистер Отис – Леонид Казачков


"Кентервильское привидение" в нашей стране известно, пожалуй, не потому, что многие читали рассказ, а по другой причине: уж больно хорош и мил отечественный мультфильм 1970 года, снятый по тому же произведению Оскара Уайлда.

По какой причине свою рок-оперу Валентин Дубовской написал именно по этому рассказу - ну, это уж ему виднее. Судя по датировкам, это его третье произведение подобного плана (сначала были "Сказка о заколдованной Дарьюшке" в 1999 году и "Дикие лебеди" в 2000-м). Сам Дубовской относит "Кентервильское привидение" (далее - КП) к 2001 году, хотя отмечает, что премьера спектакля состоялась 3 января 2003 года в Ижевске. Видимо, с момента записи до того, как КП вышло на сцену, ему пришлось некоторое время полежать на полке (хотя скорее всего запись была сделана позже, а указан год написания рок-оперы).

Если рассматривать КП с музыкальной точки зрения, то нельзя не заметить, что оно как нельзя лучше иллюстрирует стиль автора: совмещать несовместимое. Имеется в виду, что сложные мелодически арии (в основном они принадлежат Призраку, немного - Вирджинии) "сожительствуют" с простенькими и незамысловатыми. Поэтому при первом прослушивании очень сложно поначалу воспринимать то, что поёт Привидение, а потом ещё более непросто переключаться на песенки прочих героев.

С другой стороны, нельзя утверждать, что какой-то кусочек рок-оперы откровенно слаб. Как мы не единожды отмечали, важный критерий - желание подпевать. Здесь оно возникает почти сразу (единственное, Призраку особо не подпоёшь - опять же, из-за сложности его арий).

Интересное сочетание представляют собой и тексты. Само либретто построено на рассказе-оригинале - и сюжетно, и текстово (реплики героев не придуманы заново, а взяты прямо из русского перевода КП). Стихи же являются сочетанием труда нескольких авторов, как с громким именем, так и доморощенных (тут имеются в виду сам Дубовской и Серафима Мельникова - она, кстати, если вы ещё не обратили внимания, тоже участвовала в записи КП).

Поэтому некоторые тексты весьма сильно выбиваются из канвы. Вроде бы, практически детский спектакль, и тут вдруг Отис заявляет: "Всюду слышится девичий крик, через миг становящийся женским". А это он просто Губермана цитирует.

Или вот ещё лучше. Призрак выдаёт Вирджинии, которая, по сути, является ещё ребёнком (по книге ей 15 лет): "Я - вечный Твой поэт и вечный Твой любовник. И - больше ничего". А это уже Вознесенский.

Остальное не так режет ухо... Ну, кроме одного момента. Тут уже не классики руку приложили, а сама творческая группа. Мисс Амни, чопорная английская горничная преклонных лет во второй половине 19-го века прямо-таки рубит с плеча, объясняя Привидению, откуда есть пошли его проблемы: "От любви и секса воздержание скоро до добра, скоро до добра, скоро до добра не доведёт". Какие, простите, "любовь и секс"? Кому в голову пришло эти слова вставить сюда?..

Ещё веселее от того, что исполнительнице роли миссис Амни на момент записи было 14 лет, но это уже другой разговор. Интересней иное: с чего это вдруг миссис Амни, страшно боящаяся Призрака и даже давеча рухнувшая от громких звуков в обморок, начинает вольненько так читать Привидению нотации в виде заигрываний?.. Логики нет.

Получается, неплохо-таки мы проехались по КП. Камня на камне не оставили. Разгромили нравственно.

А не хотели. Ибо нам КП нравится. И указанные выше минусы портят бочку мёда лишь при первом прослушивании. Потом перестаёшь образать на них внимание.

Потому что у КП есть ряд достоинств, которые многим мюзиклам и не снились: искренность, необычность и профессионализм исполнителей. Вот к разговору о последних мы и перейдём.

Дубовской предпочитает привлекать к записи своих произведений учеников и друзей. При этом первые из года в год совершенствуются, в вторые вообще давно в оперных театрах работают.

Так, Ирина Аркадьева с 1998 года является солисткой Московского академического Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Участвовала в записи многих альбомов Дубовского. Шикарный голос, очень красивый тембр, мастерство. И ещё внешность яркая. Всё при ней.

Леонид Казачков "работает солистом" в Московском Государственном Академическом камерном музыкальном театре под художественным руководством Б. А. Покровского. Этого товарища Дубовской тоже частенько приглашает исполнить свои творения. Но КП в данном случае не рядовое произведение для Казачкова. Как отмечено на титульном листе партитуры, эта рок-опера "Посвящается Леониду Казачкову".

Александра Балакирева и Серафима Мельникова - ученицы Дубовского. Они обе пришли к нему в 2002 году (из этого мы и сделали, кстати, вывод, что КП записано не в 2001 году, а позже). Партии Мельниковой не столь заметны, чтобы долго о ней писать - но ругать не за что точно (зато она является автором стихов, это мы уже запомнили). А вот о Балакиревой хотелось бы поговорить чуть подробней.

Во-первых, потому, что это - та самая Саша Балакирева из "Фабрики звёзд", любимица Пугачёвой, а позже - участница группы "КуБа". А во-вторых, потому, что её вокал в КП столь слаб и неуверен, что нелюбители отечественной попсы могут его использовать в качестве иллюстрации к тезису: "Да наши певцы - отстой!"

Но в то время, повторим, Саше было всего 14 лет, и она только начала свои вокальные экзерсисы (интересно, почему ей с её практически детским голосом "вручили" роль старушки-экономки?..). Есть и доказательство - записанная в 2008 году "Жанна", где Балакирева исполнила главную роль, просто умопомрачительна. Даже не верится, что это поёт один и тот же человек. Но это будет позже, а пока - не верим (именно партии миссис Амни нас смущают, а не песнопения Джонни и Джимми).

И, понятное дело, сам Дубовской. Здесь претензий не имеется по умолчанию.

Единственное, что портит впечатление от пения, это не слишком качественная запись вокала. Но это опять же больше поначалу. Потом привыкаешь.

Ну, и напоследок, для самых ленивых, которые не читали и не собираются читать рассказ Уайлда (и даже мультик смотреть не будут принципиально), которенький экскурс в суть.

Значит, так. Действие происходит в фамильном замке Кентервилей в 1875 году.

Участвуют:

  • Лорд Кентервиль и Сэр Саймон Кентервиль, дух его предка (эти две роли играет один актёр)
  • Хайрам Б. Отис, посол США в Великобритании
  • Вирджиния Отис, его дочь
  • Джонни и Джимми, его сыновья
  • Миссис Амни, служанка

Лорд Кентервиль продаёт свой замок в Англии американцу Отису, дельцу, который всё измеряет количеством денег (от этого сюжет не зависит, но характер описать надо). Отис с семьёй прибывает в новые владения, где узнают, что в замке уже 300 лет живёт призрак сэра Саймона Кентервиля, предка последнего хозяина имения.

Когда-то сэр Саймон убил свою жену - до сих пор на этом самом месте на полу появляется кровавое пятно... Тело же самого мужа-убийцы пропало, но дух - жив, и он пугает людей в замке по ночам.

Но прагматичным американцам не до ужасания. Мистер Отис рекомендует опешившему Призраку смазать свои цепи машинным маслом, чтобы не греметь в коридорах, близнецы Джонни и Джимми издеваются над бедным Привидением, как над маленьким ребёнком, и только Вирджиния соглашается выслушать беднягу и помочь ему найти покой в смерти...

И тогда сбывается начертанное на стене пророчество:

Когда сад смерти посетят
Погибший грешник и дитя,
Молитва утолит печаль
И расцветёт в саду миндаль,
Тогда затихнет этот дом
И дух уснёт, живущий в нём.

Засохшее миндальное дерево расцветает...



Ирина Аркадьева     Леонид Казачков

Александра Балакирева     Серафима Мельникова

Информация и фотографии взяты с официального сайта В. Дубовского.

 

Add comment


Security code
Refresh

Передай другим

AddThis Social Bookmark Button

Тут можно что-то поискать...


Облачко тегов