Мир мюзиклов

...Musical World...

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Емельян Пугачёв (2004, Валерий Ярушин)

E-mail Печать PDF
AddThis Social Bookmark Button

А казалось... казалось еще вчера...
Дорогие мои... дорогие... хор-рошие...

Пугачёв

Емельян Пугачёв

Рок-опера по мотивам поэмы Сергея Есенина "Пугачёв"

2004

Музыка и аранжировка - Валерий Ярушин
Либретто - Валерий Яшкин

1. Хор 1
2. Пролог
3. Менуэт 1 (Екатерина и Вольтер)
4. Сторож
5. Дуэт Пугачева и сторожа, смерть Траубенберга
6. Хор 2
7. Набег Пугачева
8. Хор 3
9. Хлопуша
10. Ой, да не вечер
11. Менуэт 2
12. Скоморошина
13. Менуэт 3
14. Битва
15. Финал

Читать либретто.

Аудиопревью:

 
Яндекс.Диск (320 кбит/сек)

Исполнители:

Пугачёв - Валерий Ярушин
Сторож - Николай Глазков
Кирпичников - Павел Калачёв
Траубенберг, Творогов - Виктор Нагдасёв
Хлопуша - Сергей Подолий
Екатерина - Лилия Савченко
Вольтер - Олег Корнилов
Казаки - музыканты группы "Иваныч" Рафаил Максумов и Александр Немцев

 

Валерий Ярушин

В далёком ныне 1970-м году в городе Челябинске появился вокально-инструментальный ансамбль "Ариэль". Верней, в ноябре этого года два студенческих ансамбля - "Аллегро" и "Ариэль" - объединились в один. Начали с того же, что и многие ВИА того периода - с подражания "Битлз". Возглавил ансамбль двадцатилетний Валерий Ярушин.

А уже в декабре 1970-го новророждённый "Ариэль" решил участвовать в телевизионном конкурсе "Алло, мы ищем таланты!" Было ясно, что репертуар ливерпульской четвёрки для этого не подходит. И вот тогда и было принято историческое решение: исполнять народные песни в современной обработке.

Собственно, это предыстория. Нас интересует год 1978-й - именно тогда Ярушин решил создать рок-оперу "Емельян Пугачёв". В фолк-музыке "Ариэль" чувствовал себя, как рыба в воде, поэтому постоянные отсылки к народным песням (имеются в виду вплетённые в канву сюжета "Не шуми, мати зеленая дубравушка" и "Ой, да не вечер") и все прочие мелодии "Пугачёва" - собственноручно сочинённые - оказались как раз тем материалом, который должен быть играть и петь этот ВИА.

Идея о написании "Пугачёва" пренадлежит автору либретто - Валерию Яшкину (органисту и вокалисту первого состава ВИА "Песняры", которым он, кстати, первым предложил исполнить рок-оперу, но те отказались, сославшись на "Ариэль" - мол, это их профиль, да и территориально они правильнее расположены, восстание же на Урале произошло).

Премьера состоялась, как вы уже поняли, в 1978 году в челябинском ДК "Автомобилист", после чего были спектакли в Москве - в клубе МГУ, в Саратове, Кишинёве... Первая челябинская рок-опера начала греметь по стране (по крайней мере, так об этом сегодня рассказывает Ярушин). Правда, на афише крамольные слова заменялись на более нейтральное, но впечатляющее словосочетание "ораториальная поэма в стиле фолк-рок". 274 живых спектакля по всей территории СССР - и все приняты с восторгом.

Первый состав исполнителей был таков: Лев Гуров - Пугачёв, Ростислав Гепп - Хлопуша, Борис Каплун - сторож, Валерий Ярушин - Кирпичников (если вам эти имена ни о чём не говорят, то знайте - это же и первый состав "Ариэля"). "Роли" Екатерины и Вольтера исполняли демонстрируемые в нужное время слайды.

Только вот беда - вариант 1978 года не был записан на винил. Правда, существует некая оцифровка той, оригинальной версии... (Примечание от 28 августа 2014 года: и недавно эта запись была мной обнаружена, так что посетите посвящённую ей страничку; кстати, там ещё есть довольно интересные отрывки из книг, посвящённых "Ариэлю" и их рок-опере.)

По прошествии двадцати лет Ярушин (ушедший в 1989-м году из "Ариэля") решил реанимировать свою первую рок-оперу (ведь в 80-х годах он создал ещё две - "Мастеров" и "За землю русскую"). Планировалось, что ещё в 1999 году новая постановка увидит свет в Челябинском театре оперы и балета имени Глинки. Насколько мы смогли понять, эта задумка так и не осуществилась.

Зато вторую идею - запись компакт-диска - Ярушин в жизнь воплотил. Через 26 лет после своего рождения, в 2004 году, рок-опера "Емельян Пугачёв" появилась на прилавках магазинов.

Сам Ярушин исполнил партию Пугачёва - и, если не ассоциировать внешность певца с его персонажем, сделал это весьма успешно. Виктор Нагдасёв, заслуженный артист РФ, ныне работающий в Челябинском Государственном Драматическиом Камерном театре, спел за Траубенберга. Николай Глазков, солист Челябинского академического театра оперы и балета, исполнил роль сторожа. Павел Калачев, заслуженный артист РФ, солист того же театра, пел партию Кирпичникова. Голосом Хлопуши стал Сергей Подолий (Серж Райдер), главный режиссер челябинского "Готик-театра". То есть, как мы видим, состав для Челябинска вполне себе звёздный.

Лев Гуров в роли Пугачёва, 1978 год

За инструментально-хоровую составляющую отвечали участники группы "Иваныч" - ярушинского коллектива того периода (кстати, спектакли планировалось играть под фонограмму "минус один", но с записанными хоровыми партиями - и исполнить всё это должны были те же "иванычи").

Краткое содержание "Пугачёва" таково.

"Действие открывается прологом - своеобразной увертюрой, в которой воспроизводятся документы Екатерининской эпохи - переписка Екатерины с Вольтером, "Манифест" Пугачёва, - это выводит зрителя в атмосферу тех далеких драматических событий, о которых повествуется в опере.

В первой картине Пугачёв, попавший на реку Яик (Урал), узнаёт о недовольстве казаков Екатерининским режимом. Во второй картине доведённые до отчаяния казаки, направляемые Пугачёвым, убивают царского слугу Траубенберга. Мятеж начался! Взяв имя покойного мужа Екатерины Петра III, Пугачёв объявляет себя новым императором.

В третьей картине появляется беглый каторжник Хлопуша, подосланный властями убить Емельяна, но восхищенный храбростью и удалью Пугачёва, он становится его верным соратником. Успех способствует повстанцам. Пугачёв с друзьями поёт казацкие песни: "Ой ты, люд честной да весёлый, забубённая трын-трава!" Весело, озорно звучит хор казаков.

Кажется ничто не предвещает грозы. Но беда приближается стремительно, неотвратимо. Войска Пугачёва терпят жестокое поражение под Царицыном. "Что это, как это? Неужель мы разбиты?" - раздаются панические голоса казаков. И вот уже зреет мысль: сдать Пугачева в руки царского правительства, купив такой ценой жизнь себе. "Вы с ума сошли, вы с ума сошли! Кто вам сказал, что мы уничтожены?" - восклицает Емельян, не смирившийся с поражением, до последнего своего часа веривший в правоту своей борьбы, в несгибаемый дух русского народа.

Через весь спектакль проходит и завершает его любимая песня Пугачёва: "Не шуми ты, мати зелёная дубравушка, не мешай мне, добру молодцу, думу думати..." 1

Ну, и напоследок о главном - о музыкально-текстовой части "Пугачёва". Вкрапления народных песен ну очень хороши - ещё бы, ведь они рассчитывались на всем известное "ариэлевское" многоголосье, да и "иванычи" постарались на славу. Провалы начинаются в тех местах, текст которых представляет собой отрывки из поэмы Есенина. Во-первых, без либретто почти невозможно понять смысл слов - предложения закручены так, что мозги скручиваются в трубочку (ну, тут мы о вас позаботились). А во-вторых, музыка просто несоответствует словам. Мелодии-то красивые, кто спорит. Но поётся совершенно не о том, что играется. Хотя это может быть только наше мнение, а вы с нами решите после прослушивания поспорить.

Да и голос Ярушина слишком чист и красив для мятежника и бандита. Хотя сей факт как раз слушать не мешает.

Образ Пугачёва вообще идеализирован в поэме Есенина, а, как следствие, и в рок-опере. Но художник имеет право на собственное видение, а мы не можем не признать, что не разместить на сайте информацию об "Емельяне Пугачёве" невозможно. Ведь это один из первых представителей жанра на советской эстраде, да ещё и обладающий ярко выраженной индивидуальностью - пусть она и не всем приходится по вкусу...

Обратная сторона диска     Ариэль исполняет рок-оперу, 1978 год     Валерий Ярушин

PS. Мы были бы благодарны за указание первоисточника, если вы решите где-то использовать этот текст, т.к. он принадлежит нашему собственному перу.


1 - текст взят с официального сайта В. Ярушина. Более подробно с использованной в рок-опере музыкой, а также документами, можно ознакомиться в примечаниях к либретто.

 

Add comment


Security code
Refresh

Передай другим

AddThis Social Bookmark Button

Тут можно что-то поискать...


Облачко тегов