Мир мюзиклов

...Musical World...

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Once on This Island (1990, Original Broadway Cast)

E-mail Печать PDF
AddThis Social Bookmark Button

Once on This Island

Original Broadway Cast

1990

Автор музыки: Stephen Flaherty
Автор стихов и либретто: Lynn Ahrens

1. We Dance (Мы танцуем)
2. One Small Girl (Маленькая девочка)
3. Waiting for Life (В ожидании настоящей жизни)
4. And the Gods Heard Her Prayer / Rain (И боги услышали её молитву / Дождь)
5. Pray (Молись)
6. Forever Yours (Навсегда твои)
7. The Sad Tale of the Beauxhommes (Печальная история Бозомов)
8. Ti Moune (Ти Мун)
9. Mama Will Provide (Мама позаботится)
10. Some Say (Некоторые говорят)
11. The Human Heart (Человеческое сердце)
12. Pray (Reprise) (Молись - повтор)
13. Some Girls (Некоторые девушки)
14. The Ball (Бал)
15. Ti Moune's Dance (Танец Ти Мун)
16. When We Are Wed (Когда мы поженимся)
17. Forever Yours (Reprise) (Навсегда твои - повтор)
18. A Part of Us (Одна из нас)
19. Why We Tell the Story (Почему мы рассказываем эту историю)

Аудиопревью:

 

Once on This Island

Яндекс.Диск (256 кбит/сек)

Посмотреть видео (ролик с церемонии Тони 1991 года и 2 поздних исполнения Waiting for Life).

Читать тексты песен.

 

Исполнители:

LaChanze - Ti Moune (Ти Мун)
Jerry Dixon - Daniel (Даниэль)
Andrea Frierson - Erzulie, Goddess of Love (Эрзули, богиня любви)
Kecia Lewis-Evans - Asaka, Mother of the Earth (Асака, мать земли)
Milton Craig Nealy - Agwé, God of Water (Агве, бог воды)
Eric Riley - Papa Ge, Demon of Death (Папа Ге, демон смерти)
Sheila Gibbs - Mama Euralie (Мама Юрали)
Ellis E. Williams - Tonton Julian (Тонтон Джулиан)
Nikki Rene - Andrea (Андреа)
Gerry McIntyre - Armand (Арман)
Afi McClendon - Little Ti Moune (Маленькая Ти Мун)

 

Once on This Island

Мюзикл Once on This Island ("Однажды на этом острове"), на мой вкус, очень милая и изящная вещица. Которая, кстати, очень и очень часто ставится в различных непрофессиональных театрах - в том числе в школах и университетах. Дело в том, что Once on This Island компактен во всех смыслах. 11 актёров - 5 мужчин, 5 женщин и одна девочка (все играют как отдельные роли, так и роли рассказчиков). 5 музыкантов: двое клавишных, бас, перкуссия и деревянные духовые. Требуется небольшая сцена, а декорации могут быть ну совершенно минималистичны (вплоть до того, что некоторые труппы играют просто на голой сцене с чёрным задником). Так что, сами понимаете, тратиться придётся только на лицензию да на костюмы.

А ещё это необычный мюзикл - с грустным финалом (зрители пишут, что рыдали в конце). Первоосновой либретто является новелла Розы Гай (Rosa Guy) My Love, My Love ("Моя любовь, моя любовь"), написанная в 1985 году. А она, в свою очередь, отдалённо основывается на андерсоновской "Русалочке". Нет, никаких девушек с рыбьими хвостами вы не увидите, конечно, зато с вудуизмом немного познакомитесь.

Просто место действия - Французские Антильские острова в Карибском море. Точнее - Гаити. А местные туземцы, как известно, исповедовали (да и сейчас продолжают) культ вуду. Главная героиня мюзикла - бедная крестьянская девушка, полюбившая богача (вот вам и "Русалочка" - любовь к человеку не своего круга и класса).

Причём, что интересно, камнем преткновения является не столько расовый вопрос, сколько социальный. Да, для оригинальной постановки актёров набирали в соответствии с цветом кожи: тех, кто потемнее, на роли крестьян, а тех, кто был посветлее, на партии богачей (то есть, all black - "сплошь чёрный" мюзикл). Но авторы Once on This Island отметили, что можно и конфликт чёрных и... ну, почти белых продемонстрировать, а можно вообще этот аспект не учитывать, либретто позволяет внести некоторые коррективы (это важно для трупп с разным расовым составом, а также для тех, кто сильно беспокоится проблемами толерантности).

Композитором был Стефен Флаэрти (Stephen Flaherty). Так что, если вы любите стиль этого товарища, Once on This Island - для вас. Это, конечно, не Ragtime (а я нежно отношусь к "Регтайму"), но рука мастера ощущается в каждом такте. Никакой куплето-припевной формы, мюзикл в его наилучшем проявлении: в каждой песне сочетаются и вокальные, и разговорные кусочки.

Первые показы мюзикла состоялись в офф-бродвейском театре Playwrights Horizons - с 6 по 27 мая 1990 года (всего 24 представления). А на Бродвей, в театр Booth Theatre, Once on This Island переехал осенью. 2 октября стартовали предпремьерные показы (их было 19), а премьера имела место 18 октября. На Бродвее мюзикл был показан аж 469 раз и закрылся 1 декабря 1991 года.

Кстати, длился Once on This Island 90 минут и шёл без антракта. О том, что происходило на сцене, и каковы были декорации и костюмы, можно судить по единственному видео - я имею в виду выступление для премии Тони 1991 года (ищите выше ссылку и смотрите). Всё достаточно лаконично, но таковым и задумывался мюзикл.

Сразу сообщу, что и аудиоальбом с записью оригинального состава был выпущен (а чему же я ещё эту страницу посвящала?..). Он включает в себя все музыкальные номера и несколько сокращённые диалоги (общее время звучания - 70 минут). В целом эта запись прекрасна тем, что доносит до слушателя полновесную историю, а не отдельно взятые песенки. Так что англопонимающим рекомендую особенно (кстати, на слух воспринимается очень легко).

Программка     LaChanze & Jerry Dixon во время записи альбома     Вся труппа во время записи альбома     

Полагаю, настало время поговорить о содержании Once on This Island.

Ночь, непогода, Гаити. Хлещет ливень, сверкают молнии, грохочет гром, пугая маленькую девочку. Чтобы успокоить её, жители деревни начинают рассказывать историю о Ти Мун, девушке-крестьянке, влюбившейся в "большого человека", Даниэля Бозома, историю о жизни, боли, горе, любви, вере и надежде. Мы узнаём, что бедные островитяне поклоняются богам - Асаке, матери земли, Эрзули, богине любви, Агве, богу воды, и Папе Ге - хитрому демону смерти. Именно эта четвёрка "правит бал" на Гаити (трек Prologue / We Dance). "Чёрные как ночь" крестьяне живут на одной части острова, а "большие люди" с кожей цвета кофе с молоком (потомки французских колонизаторов и их служанок-туземок) - на другой. Это два совсем разных мира, не пересекающихся друг с другом.

История начинается так: однажды Агве насылает на остров ужасный шторм, потоком воды смывает множество деревень, погибает несчётное количество поселенцев. Но маленькая Ти Мун спасается - она (по воле богов) оказывается на верхушке дерева, в безопасности от воды. Сироту находит семейная пара крестьян - мама Юрали и Тонтон Джулиан. Поколебавшись (бедность - да и возраст - не позволят заботиться о ребёнке), они удочеряют Ти Мун (трек One Small Girl).

Проходят годы. Ти Мун вырастает и превращается в прекрасную девушку, которая в молитве хочет узнать о своём предназначении - не зря же боги спасли её. А ещё Ти Мун жаждет стать такой же, как на огромной скорости разъёзжающие на автомобилях незнакомцы - "большие люди". Пусть у девушки наступит "настоящая жизнь" (трек Waiting for Life)! Боги слышат молитву и потешаются над ней. Но вдруг Эрзули решает выполнить просьбу и подарить Ти Мун любовь - то, что сильнее всего в мире. Папа Ге же считает, что смерть сильнее любви, и предлагает проверить, что же одержит верх. Агве вызывается всё организовать: во время сильнейшего дождя неподалёку от деревни происходит крушение автомобиля, в котором находился молодой Даниэль Бозом из "больших людей" (трек And The Gods Heard Her Prayer / Rain).

Крестьяне напуганы: если молодой человек умрёт, гнев богатеев обернётся против них. А если вдруг юноша выживет, разгневаются боги. Но Ти Мун идёт против односельчан - и даже против воли своих приёмных родителей - и начинает выхаживать бедолагу. В этом она и видит своё предназначение (трек Pray). Конечно же, девушка влюбляется в незнакомца и, пока он находится в бессознательном состоянии, представляет, что юноша отвечает ей взаимностью. Но является Папа Ге - он собирается забрать жизнь Даниэля. Ти Мун упрашивает демона взять её жизнь взамен жизни возлюбленного. Папа Ге в ярости, но соглашается на обмен. Он уходит, сообщая, что рано или поздно вернётся, ведь жизнь Ти Мун теперь принадлежит ему (трек Forever Yours).

Тонтон, между тем, отправляется на другую сторону острова, чтобы найти родственников Даниэля. Он добирается до "Отеля Бозомов" (Hotel Beauxhomme), где и сообщает, что сын богачей находится в деревне. По возвращению Тонтон рассказывает соседям историю "больших людей". Четыре поколения назад, в эпоху Наполеона, на остров прибыл французский аристократ-колонизатор Арман. Несмотря на то, что Арман был женат, он заводил интрижки с аборигенками, и самая красивая из них родила ему прекрасного сына, названного Бозомом (Beauxhomme так и переводится - Красавчик). Когда Бозом вырос, разразилась война между туземцами и французами. Крестьяне (при помощи Бозома) одержали победу, сынок прогнал Армана назад во Францию и заявил, что всё, что ранее принадлежало папаше, отныне - его собственность. Но Арман успевает проклясть отпрыска: "чёрная кровь навсегда прикуёт вас к этому острову, но ваши сердца будут стремиться во Францию". И по сей день проклятие заставляет Бозомов прозябать на Таити и ненавидеть крестьян, напоминающим "большим людям" об их корнях (трек The Sad Tale of the Beauxhommes).

За Даниэлем приезжают и забирают его домой. Ти Мун не может перенести расставания и сообщает родителям, что отправится вслед за Даниэлем и выйдет за него замуж. Юрали и Тонтон уговаривают дочь остаться - тем более, что никогда ей не стать женой "большого человека". Но переубедить девушку нельзя, и родители смиряются с неизбежным (трек Ti Moune).

Во время путешествия богиня Асака сообщает, что Ти Мун нечего бояться - земля даст ей всё, что необходимо в пути (трек Mama Will Provide). И вот девушка шествует на другую сторону острова (трек Waiting For Life (Reprise)). Рассказчики повествуют о том, как Ти Мун добиралась до города, дошла до ворот отеля и - наконец - до комнаты Даниэля (трек Some Say). Даниэль, всё ещё пребывающий в кровати, не помнит девушку, но верит ей, когда она описывает шрам на его груди. Эрзули вручает им "дар любви" (трек Human Heart). Даниэль не обращает внимания на перешёптывания горожан о том, что Бозом связался с бедной крестьянкой (трек Pray (Reprise)). Юноше по нраву отличие Ти Мун от всех тех девушек, с которыми он был знаком. Даниэль замечает, что "на одних девушках ты женишься, других - любишь" (трек Some Girls).

В отеле объявляется грандиозный бал, во время которого Андреа Деверо (дочь друзей семьи Бозомов) замечает Даниэлю, что Ти Мун, о которой она столько слышала, очень мила. Но Андреа не так проста - желая выставить крестьянку перед "большими людьми" в чёрном свете, она упрашивает Ти Мун станцевать. Та, не чуя подвоха, соглашается, и... богачи приходят в восторг (треки The Ball и Ti Moune's Dance). Андреа выражает своё восхищение и говорит, что была бы счастлива, если бы Ти Мун так же прекрасно станцевала на их с Даниэлем свадьбе. Да, с самого детства родители сговорились об этом браке, и Даниэль полагал, что Ти Мун понимает, что никогда не сможет стать его женой. Тем не менее, юноша надеется, что и после свадьбы они с Ти Мун останутся любовниками - разве ж это может помешать их чувствам (трек When We Are Wed)?..

Девушка раздавлена. И тут, как нельзя вовремя, появляется Папа Ге - мол, Ти Мун пора отдавать свою жизнь. Но, если она хочет... Она может опять совершить обмен - демон заберёт жизнь изменника-Даниэля. Ти Мун должна убить его - вот и нож (трек Promises / Forever Yours (Reprise)). И вот бедняга проникает в спальню Даниэля с ножом в руке. Однако, она всё ещё слишком любит юношу и не может убить его, доказав тем самым, что любовь сильнее смерти. Даниэль просыпается и обнаруживает Ти Мун с ножом, девушку вышвыривают прочь из отеля, но она пытается оправдаться и ждёт возлюбленного целых четыре дня за закрытыми воротами.

А между тем Даниэль и Андреа поженились. Следуя древней традиции, они идут к воротам, чтобы бросить монеты нищим, ожидающим снаружи. Ти Мун окликает Даниэля, но тот лишь через решётку ворот подаёт ей серебрянную монету и уходит.

Рассказчики повествуют о том, что Эрзули отводит Ти Мун к океану, где Агве позволяет ей "мирно утопиться", а Папа Ге нежно принимает её тело и приносит обратно на берег. Там Осака превращает девушку в дерево (трек A Part Of Us).

Это дерево - воплощение любви и жизни. Его корни распахивают ворота отеля и не дают им закрываться, позволив и богачам, и крестьянам стать одним целым. Под этим деревом играют и дети "больших людей", и бедняков. И вот однажды сын Даниэля видит на верхушке дерева молодую крестьянскую девушку, и душа Ти Мун посылает им любовь. Рассказчики делятся с возлюбленными историей о том, как простая аборигенка доказала, что сила любви способна объединять людей. В финале мюзикла маленькая девочка (та, которую в самом начале напугала непогода) начинает пересказывать всё сначала (трек Why We Tell The Story).


LaChanze & Jerry Dixon во время концертной версии 2002 года

Как полагаете, оценили такую историю зрители и критики? Ну, сам тот факт, что Once on This Island шёл больше года, говорит о многом. А ещё мюзикл был 8 раз номинирован на премию Тони. Да, ни одной не получил, но сам-то факт!..

Собственно, вот они, награды и номинации.

  • Tony Award 1991:
    Best Musical - лучший мюзикл
    Best Book of a Musical - лучшее либретто мюзикла (Lynn Ahrens)
    Best Original Score - лучшая оригинальная партитура и тексты (Stephen Flaherty & Lynn Ahrens)
    Best Performance by a Featured Actress in a Musical - лучшая исполнительница главной роли в мюзикле (LaChanze)
    Best Direction of a Musical - лучший режиссёр мюзикла (Graciela Daniele)
    Best Choreography - лучшая хореография (Graciela Daniele)
    Best Costume Design - лучший дизайн костюмов (Judy Dearing)
    Best Lighting Design - лучший световой дизайн (Allen Lee Hughes)
  • Drama Desk Award 1991:
    Outstanding Actress in a Musical - выдающаяся актриса мюзикла (LaChanze)
  • Theatre World Award 1991
    LaChanze - победитель!

Итак, номинаций была масса, а победа только одна. Награда Theatre World Award досталась таки ЛаШанс (LaChanze), исполнительнице роли Ти Мун.

Впрочем, как я уже намекала ранее, Once on This Island, мягко говоря, не потерял своей актаульности и не сходит со сцены. Из "официальных" постановок стоит упомянуть лондонскую 1994 года (про неё я ещё обязательно что-нибудь напишу), концертную версию 2002 года (в ней приняли участия исполнители главных ролей оригинальной бродвейской постановки, ЛаШанс и Джерри Диксон; существует DVD этой постановки, но найти его сложно) и британскую обновлённую версию 2009 года.

А уж любительских "Островов" - не счесть. Ну, наверное, потому, что трогательные и поучительные истории из моды не выходят. И, вроде, ничего такого нового и сверхъестественного в Once on This Island нет (хотя до последнего верится, что глупый Даниэль одумается), но что-то же публику цепляет. Наверное, это просто качественная вещь, созданная с душой.

И, да, я понимаю, что альбом, по сути, на любителя. Он не относится к тем, которые можно слушать в любое время дня и ночи, пританцовывая и подпевая. Но в моём личном хит-параде Once on This Island занял своё законное место.

Программка     Программка     Программка     Программка     Программка     Программка     Программка     Программка     Программка     Программка     Программка     Программка     Программка     Программка

Все версии этого мюзикла на musicalworld.ws:



Once on This Island
1990, Original Broadway Cast


Once on This Island
1994, Original London Cast
 

Add comment


Security code
Refresh

Передай другим

AddThis Social Bookmark Button

Тут можно что-то поискать...


Облачко тегов