Мир мюзиклов

...Musical World...

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Man of La Mancha (1965, Original Broadway Cast)

E-mail Печать PDF
AddThis Social Bookmark Button

Man of La Mancha

Original Broadway

1965

Автор музыки: Mitch Leigh
Автор стихов: Joe Darion

1 - Overture (Увертюра)
2 - Man of La Mancha (I, Don Quixote) (Человек из Ламанчи (Я, Дон-Кихот))
3 - It's All the Same (Одно и то же)
4 - Dulcinea (Дульсинея)
5 - I'm Only Thinking of Him (Я думаю только о нём)
6 - I Really Like Him (Он мне действительно нравится)
7 - What Do You Want of Me? (Что тебе нужно от меня?)
8 - Barber's Song / Golden Helmet of Mambrino (Песня цирюльника / Золотой шлем Мамбрино)
9 - To Each His Dulcinea (To Every Man His Dream) (У каждого своя Дульсинея (У каждого своя мечта))
10 - The Impossible Dream (The Quest) (Несбыточная мечта (Рыцарский обет))
11 - Little Bird, Little Bird (Птичка, птичка)
12 - The Dubbing (Knight of the Woeful Countenance) (Посвящение (Рыцарь Печального Образа))
13 - The Abduction (Похищение)
14 - Aldonza (Альдонса)
15 - A Little Gossip (Болтовня)
16 - Dulcinea / The Impossible Dream / Man of Lamancha / The Psalm / Finale (Дульсинея / Несбыточная мечта / Человек из Ламанчи / Псалм / Финал)

Читать тексты песен.

Аудиопревью:

 
Программка оригинальной версии мюзикла Ещё один вариант программки

Посмотреть видео: The Impossible Dream.

Яндекс.Диск (192 кбит/сек)

Полная караоке-версия:
Яндекс.Диск (192 кбит/сек)

 

Премьерный состав:

Richard Kiley - Don Quixote / Cervantes
Irving Jacobson - Sancho Panza
Joan Diener - Aldonza (Dulcinea)
Jon Cypher - Dr. Carrasco
Robert Rounseville - The Padre
Mimi Turque - Antonia
Eleanore Knapp - The Housekeeper
Ray Middleton - The Innkeeper
Marceline Decker - Maria (the Innkeeper's Wife)
Gino Conforti - The Barber
Harry Theyard - Anselmo (a Muleteer)
Fernando Grahal - Tenorio (a Muleteer)
Eddie Roll - Jose (a Muleteer)
John Aristides - Juan (a Muleteer)
Anthony De Vecchi - Paco (a Muleteer)
Gerrianne Raphael - Fermina (a Slavey and a Moorish Dancer)
Renato Cibelli - Captain of the Inquisition
Ray Dash, Jonathan Fox, Dwight Frye, Phill Lipman, Roger Morden - Guards, Men of The Inquisition

 

Мюзикл Man of La Mancha ("Человек из Ламанчи"; далее - MLM) имеет длинную и славную историю. Его авторами стали Дейл Вассерман (Dale Wasserman, либретто), Джо Дэрион (Joe Darion, стихи) и Митч Ли (Mitch Leigh, музыка). В основу мюзикла легда телепьеса Вассермана I, Don Quixote ("Я, Дон Кихот"), поставленная в 1959 году - немузыкальный "спектакль в спектакле" о писателе Мигеле де Сервантесе (Miguel de Cervantes) и его герое, сумасшедшем рыцаре Дон Кихоте (Don Quixote - орфография времён Сервантеса; ныне пишется Don Quijote; традиционно слово "Дон" в русских переводах не склоняется, в первых переводах имя рыцаря писалось через дефис - Дон-Кихот). Соответственно, далее корни пьесы уходят в роман Сервантеса "Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский".

Предпремьерные показы оригинальной бродвейской версии MLM начались в 1964 в театре Goodspeed Opera House. Изначально Дон Кихота играл Рекс Харрисон (Rex Harrison), но роль оказалась слишком тяжела для него. Харрисона заменил Ричард Кайли (Richard Kiley), блиставший в главной роли вплоть до 1977 года (вы можете посмотреть видео 1966 года - песню The Impossible Dream в исполнении Ричарда Кайли).

После 21 предпремьерного показа MLM открылся в офф-бродвейском театре ANTA Washington Square Theatre, после чего почти сразу переехал на Бродвей. Вообще, история "передвижений" оригинальной версии такова:

Richard Kiley

 

Всего состоялось 2328 спектаклей, было получено 5 наград Tony Awards. Одна из них досталась Ричарду Кайли за роль Сервантеса/Кихота, что сделало его настоящей бродвейской звездой.

Поговорим поподробнее о наградах и номинациях, полученных на Tony Award, 1966:

  • Best Musical (Лучший мюзикл) - победитель
  • Best Composer and Lyricist (Лучший композитор и автор текстов) - Mitch Leigh, Joe Darion (победитель)
  • Best Actor in a Musical (Лучший актёр мюзикла) - Richard Kiley (победитель)
  • Best Scenic Design (Лучший сценический дизайн) - Howard Bay (победитель)
  • Best Costume Design (Лучший дизайн костюмов) - Howard Bay, Patton Campbell
  • Best Choreography (Лучшая хореография) - Jack Cole
  • Best Direction of a Musical (Лучший режиссёр мюзикла) - Albert Marre (победитель)

 

Изначально мюзикл имел ряд особенностей. С начала и до конца он игрался в одних и тех же декорациях, смена места действия обозначалась световым оформлением, использованием лежащего на сцене реквизита и воображением зрителей (в более поздних версиях MLM иногда включали более сложные решения декораций).

Кроме того, MLM был написан для исполнения на так называемой "thrust stage", или "open stage" ("открытой сцене", когда зрители окружают её с трёх сторон; как правило, занавес не используется). В поздних версиях мюзикл игрался на стандартных сценах.

Richard Kiley

Давайте же перейдём к содержанию мюзикла.

Конец 16-го века. Севилья, Испания (трек "Overture"). Неудачливый поэт, солдат и сборщик налогов, Мигель де Сервантес, попадает в тюрьму инквизиции вместе со своим слугой за "преступления против католической церкви". Причиной этого стало желание Сервантеса обложить налогом церковь, а не только простых людей. Поэт ждёт "приглашение" на суд инквизиции.

Заключённые решают завладеть имуществом Сервантеса и для этого организуют свой собственный судебный процесс. Роль "прокурора" берёт на себя некто Герцог (The Duke) - саркастичный и не верящий в мечту тип. Итак, если поэт будет признан виновным, он лишится всего. Сервантес соглашается, но просит оставить ему единственный свёрток - там оказывает рукопись, которую вожак заключённых считает бесполезной и собирается бросить в огонь. Сервантес просит дать ему возможность сказать оправдательную речь - ей станет пьеса, в которой сыграет и сам поэт, и все заключённые, ибо действующих лиц - много. "По крайней мере, это вас развлечёт" ("At worst if may beguile your time.") - говорит Сервантес. Вожак даёт добро.

Сервантес начинает гримироваться, попутно объясняя, что его персанажа зовут Алонсо Кихана (Alonso Quijana), пожилой человек, прочитавший массу книг о рыцарях и помутившийся на этой почве рассудком. Он считает самого себя рыцарем и думает, что обязан ехать и совершать подвиги. Кихана переименовывает себя в Дон Кихота Ламанчского (Don Quixote de La Mancha) и отправляется на поиски приключений со своим "оруженосцем" Санчо Пансой (Sancho Panza), просто нашпигованным пословицами и поговорками, роль которого исполняет слуга Сервантеса. "Рыцарь" с "оруженосцем" садятся на "коней", сделанных из подручных материалов, и трогаются в путь (трек "Man of La Mancha (I, Don Quixote)").

Дон Кихот предупреждает Санчо, что они оба находятся в постоянной опасности из-за козней врага Кихота - злого волшебника, с которым Кихот однажды сойдётся в решающей битве. Внезапно рыцарь замечает ветряную мельницу, решает, что это великан, размахивающий четырьмя огромными руками, и атакует её. Конечно же, Дон Кихот терпит поражение. Он думает, что знает причину: он ведь не был на самом деле посвящён в рыцари. Дон Кихот сообщает, что это может сделать владелец какого-нибудь замка - который весьма кстати оказывается на пути странников. И не важно, что Санчо утверждает, что это не замок, а обычный постоялый двор. Дон Кихот велит Санчо протрубить в рог, чтобы "карлик предупредил об их приезде" хозяина замка.

Внутренний двор постоялого двора. Альдонса (Aldonza), служанка и местная проститутка, накрывает на стол и отгоняет от себя компанию погонщиков мулов (трек "It's All The Same"). В результате она принимает деньги от главаря погонщиков Педро и соглашается провести с ним ночь.

Появляется Дон Кихон и Санчо Панса. Рыцарь расстроен отсутствием карлика, так и не оповестившего хозяина замка. Владелец постоялого двора (которого играет главарь заключённых - помним же ещё про тюрьму) приветливо встречает путников и, несмотря на упрёки жены, предоставляет Дон Кихоту свой "замок".

Joan Diener

А рыцарь в этот момент замечает Альдонсу. Её помутнённый разум решает, что она - прекрасная леди Дульсинея (трек "Dulcinea"). Альдонса удивлена - она просто не понимает, что нужно этому чудаку от неё.

А в это время племянница Дон Кихота Антония (Antonia) и его ключница отправляются за советом к священнику - им нужно понять, что делать с убежавшим сумасшедшим дядюшкой (трек "I'm Only Thinking of Him"). Появляется доктор Сансон Карраско (Dr. Sanson Carrasco), жених Антонии, циничный и эгоистичный человек (то бишь такой, каким является играющий его Герцог), недоволен перспективой иметь в родственниках сумасшедшего. Вместе со священников Карраско вырабатывает план, как вернуть Дон Кихота домой и прекратить его безумства (трек "We're Only Thinking of Him").

Снова постоялый двор. Санчо приходит к Альдонсе с посланием от Дон Кихота. Ни служанка, ни оруженосец не умеют читать, но Дон Кихот предвидел это (он объяснял, что прекрасные леди не имеют времени на изучение букв, они постоянно заняты шитьём - шитьём знамён для своих рыцарей) - Санчо зачитывает текст наизусть. Дон Кихот описывает своё восхищение "Дульсинеей" и просит прислать залог, подарок. Санчо объясняет, что это должен быть шарф. Альдонса в ответ швыряет в оруженосца грязной тряпкой (которую Дон Кихот будет считать газовым шарфом с великолепными узорами). Альдонса останавливает уходящего Санчо и интересуется, зачем он следует за Дон Кихотом. Тот отвечает, что любит старого рыцаря, испытывает к нему симпатию (трек "I Really Like Him").

Оставшись одна, Альдонса гадает, что же Дон Кихоту от неё нужно (трек "What Does He Want of Me?"). Снова появляются погонщики мулов, желающие от девушки одного (трек "Little Bird, Little Bird").

На постоялом дворе появляются священник и доктор Карраско, но они не смогли ни в чём убедить Дон Кихота - тот замечает брадобрея, надевшего на голову тазик для бритья, чтобы защититься от солнца (трек "Barber's Song"). Уверенный, что это не тазик, а волшебный золотой шлем Мамбрино, который может сделать каждого непобедимым, рыцарь сбивает "головной убор" ударом меча и забирает себе (трек "Golden Helmet of Mambrino").

Доктор Карраско и священник уходят ни с чем, причём, тронутый мировоззрением старого ряцаря, священник поддерживает Дон Кихота (трек "To Each His Dulcinea").

Дон Кихот просит хозяина постоялого двора ("замка") посвятить его в рыцари. Перед этим Кихоту нужно совершить ночное бдение в часовне, которой на постоялом дворе, конечно же, нет, но хозяин не теряется, говорит, что часовня перестраивается, и предлагает бдеть на скотном дворе.

Там Кихота и встречает Альдонса, направляющаяся на рандеву с Педро, и набрасывается на рыцаря с упрёками и расспросами. Дон Кихот вежливо и мягко объясняет, почему и зачем он идёт по этому пути, рассказывает о недостижимой мечте (трек "The Impossible Dream").

Дон Кихот и Санчо Панса

Входит Педро, упрекает Альдонсу в том, что её приходится ждать, и ударяет её. Дон Кихот вступает с Педро - а потом и с остальными погонщиками - в бой. С помощью Альдонсы (которая теперь испытывает симпатию к старому рыцарю) и Санчо добро в лице Дон Кихота одерживает верх.

От шума просыпается хозяин постоялого двора, который вежливо просит Дон Кихота с утра покинуть "замок". Тот соглашается, но напоминает об обещании посвящения в рыцари. Хозяин постоялого двора выполняет просьбу и даёт Дон Кихоту имя Рыцаря печального образа (трек "Knight of the Woeful Countenance").

Дон Кихот сообщает Альдонсе, что ему необходимо уврачевать раны поверженных погонщиков мулов - этого требует долг. Альдонса-Дульсинея сначала впадает в изумление, а потом говорит, что сама уврачует раны - ведь погонщики были и её врагами тоже. Дон Кихот говорит Санчо, что завидует этим врагам - ведь леди Дульсинея позаботится о них. К сожалению, погонщики не придерживаются этой точки зрения - они покидают постоялый двор, прихватив с собой Альдонсу, после чего избивают её и насилуют.

А Дон Кихот в своей маленькой комнате переживает события прошедшего боя, разуется новому титулу и повторяет слова своего обета (трек "The Impossible Dream - first reprise"). Он не знает, что произошло с Альдонсой.

Пение и пьеса прерывается появлением в тюремной камере капитана инквизиции, который пришёл за одним из заключённых. Все напуганы, Сервантес тоже - ведь могут прийти и за ним. За испуг поэт получает насмешки Герцога, который пытается развенчать идеализм Сервантеса и показать ему реальный мир.

Вожак заключённых настаивает на продолжении спектакля, и Сервантес снова становится Дон Кихотом (трек "Man of La Mancha - reprise").

Рыцарь и оруженосец покидают постоялый двор, встречая на пути цыганский табор (трек "Moorish Dance"), который пользуется доверчивостью Дон Кихота и во время танца крадут всё, что было у странников, включая коня и осла.

Кихоту и Санчо приходится вернуться на постоялый двор. Хозяин сначала пытается выставить их вон, но потом жалость берёт верх и он позволяет героям остаться. Появляется Альдонса, вся в синяках и кровоподтёках. Дон Кихот обещает покарать тех, кто так жестоко с ней обошёлся, но Альдонса зло говорит, что все мечты рыцаря - ерунда, и просит оставить её в покое (трек "Aldonza").

Внезапно появляется ещё один рыцарь - в полных доспехах. Он представляется как враг Дон Кихота, злой волшебник, и вызывает рыцаря на бой с условием, что проигравший выполняет любое пожелание победителя, называя своё имя - Рыцарь зеркал. Свита и сам Рыцарь зеркал направляют на Дон Кихота щиты - они зеркальные, отражающиеся лучи солнца слепят, а противник твердит, чтобы Кихот посмотрел на отражения, на то, кем он является в самом деле - сумасшедшим старым дураком (трек "Knight of the Mirrors"). Дон Кихот с криком теряет сознание. Рыцарь зеркал снимает шлем и оказывается доктором Карраско - он просто воплощал в жизнь свой план по возвращению старого безумца в рассудок и в родные пенаты.

Посвящение в рыцари

Тут Сервантес сообщает, что история закончена. Но заключённые не согласны с таким финалом. Вожак уже собирается ечь рукопись - такая концовка, по его мнению, не является оправданием поэта. Сервантес просит об ещё одной попытке - он сымпровизирует новый финал.

Вожак соглашается, и вот мы находимся в спальне Дон Кихота, где он лежит на кровати без сознания в окружении Антонии, доктора Карраско, ключницы и священника, которые размышляют о состоавлении завещания.

Входит Санчо, которого сначала пытались задержать, но потом всё же позволили поговорить с господином (отметив, что он вряд ли что-то услышит). Санчо рассказывает всякие безделицы, пытаясь взбодрить Дон Кихота (трек "A Little Gossip"). Старик внезапно приходит в себя - но он уверен, что рыцарские похождения ему просто приснились. Он называет своё имя по просьбе Карраско - Алонсо Кихано - и просит священника помощь в составлении завещания.

Как только Кихано начинает диктовать свою волю, входит Альдонса - её пытаются удержать, но безуспешно. Альдонса не может больше жить по-прежнему, теперь она - Дульсинея. Кихано не узнаёт девушку, и она пытается напомнить старику, что происходило (трек "Dulcinea (reprise)"), повторяет слова его "несбыточной мечты" ("The Impossible Dream").

Внезапно больной всё вспоминает, вскакивает с кровати и с криком "Я - Дон Кихот" требует у оруженосца свой меч - можно снова трогаться в путь (трек "Man of La Mancha - second reprise").

Слишком поздно - на середине песни Дон Кихот внезапно стонет и... умирает.

Священник поёт псалмы. Альдонса и Санчо горестно беседуют. Девушка говорит, что Дон Кихот будет жить вечно. Когда Санчо зовёт её по имени, она гордо отвечает: "Меня зовут Дульсинея!"

Конец пьесы. Вожак заключённых безоговорочно отдаёт Сервантесу рукопись, сообщая, что понял, что в ней - там история безумного рыцаря. Инквизиторы приходят, чтобы забрать поэта на суд. Вожак советует защищаться так же, как и только что, перед заключёнными. Тогда, возможно, Сервантес и избежит костра. "А я и не собираюсь гореть," - отвечает поэт.

Сервантес и его слуга (бывший Санчо) поднимаются по подъёмному мосту из камеры, а все заключённые (кроме непереубеждённого Герцога) хором поют ключевую песню мюзикла - "The Impossible Dream" (финальный трек).

Конец.

Итак, став хитом сезона 1965 года, MLM был почти сразу же выпущен на диске. На этой записи мы слышим классические аранжировки - без скрипичной группы, только духовая секция (медные и деревянные инструменты), перкуссия и испанские гитары.

Бой с погонщиками мулов

Без сомнения, вам понятно, что MLM много раз "реанимировался". Так, только на Бродвее было четыре возрождённых, "revival", версии:

  • 1972 год - с тем же Ричардом Кайли в главной роли, состоялось 140 показов;
  • 1977 год - снова с Ричардом Кайли, 124 показа;
  • 1992 год - с Раулем Джулиа (Raúl Juliá), 108 показов;
  • 2002 - с Брайаном Митчеллом (Brian Stokes Mitchell), 304 показа.

 

Конечно, изначальный, оригинальный состав MLM обсуждать некорректно, ибо он уже давно считается классикой. Ричард Кайли, например, и Джоан Динер (Joan Diener) так навсегда и остались для поклонников Дон Кихотом и Дульсинеей - хотя их творческая жизнь была отнюдь не бедной.

Честно признаемся, что нам было сложновато привыкать к этой версии, ведь наше знакомство с MLM начиналось с новой бродвейской постановки 2002 года, и великолепный баритон и чувственность Митчелла до сих пор остаются эталонными для Дон Кихота, по нашему мнению.

Но сейчас не о Митчелле речь, а о Ричарде Кайли. Нужно отметить, что обычно в мюзиклах основной комедийный персонаж и главный герой - разные люди (в смысле, разные действующие лица). MLM - редкое исключение, ведь в Дон Кихоте сочетаются обе ипостаси сразу. Кайли, уставший, по его признанию, от исполнения постоянных главных ролей, был благодарен судьбе за то, что она предоставила ему шанс играть роль сумасшедшего рыцаря, столь необычную и дающую актёру возможность максимально раскрыть свой талант.

В 1999 году Кайли неожиданно скончался от некоей болезни костного мозга (ему было 77 лет). В этот день все огни Бродвея были потушены...

Что касается Джоан Динер, то мы не можем не заметить, что все последующие исполнительницы роли Альдонсы/Дульсинеи так или иначе копируют манеру пения Джоан и расставленные ей акценты на определённых словах.

Рыцарь Зеркал

Кстати, режиссёр MLM, Альберт Марр (Albert Marre), одновременно являлся и мужем Джоан Динер. Но её назначение на роль Альдонсы, по словам очевидцев, отнюдь не было проявлением кумовства. Театральные критики в один голос восхваляли Динер, а чуть позже вся театральная общественность была шокирована тем фактом, что Джоан даже не была номинирована на премию Тони (хотя, как мы помним, тот же Кайли победил в номинации "Лучший актёр мюзикла").

Лучшим доказательством качества передачи образа Альдонсы, пожалуй, стал тот факт, что Динер впоследствии играла эту же роль и в лондонской постановке, и в амстердамской, и в парижской, и в брюссельской (в последних - на французском языке). Джоан принимала участие и в бродвейской постановке 1992 года с Раулем Джулиа (Raul Julia) в главной роли: в возрасте 62 лет она снова вышла на сцену в том образе, который сделал её знаменитой (и который - в смысле, образ - сделала знаменитым она сама), поскольку Альдонса - Шина Истон (Sheena Easton) из-за плохого самочувствия была не в состоянии исполнить вокальные партии.

Интересный факт: натуральной блондинке Динер для роли Альдонсы пришлось перекрашивать волосы в тёмный цвет.

Ещё хотелось бы заметить, что партию цирюльника в данной версии исполняет замечательный Джино Конфорти (Gino Conforti) - единственный актёр, который впоследствии будет занят в киноверсии MLM.

И в заключение хотелось бы сказать ещё пару слов. Мюзикл ставился во многих странах, причём, как в профессиональных, так и в любительских театрах. В 1972 году вышел фильм на основе MLM с Питером О'Тулом (Peter O'Toole) в главной роли. Также мюзикл ставился и в России.

Итак, вот такой он - этот замечательный мюзикл о человеке из Ламанчи. И пусть он временами спорит с историей (например, известно, что в 24 года Сервантес лишился правой руки - то ли в бою, то ли отрубили за воровство; в мюзикле же поэт уверенно действует обеими руками), но это не имеет ровным счётом никакого значения.

Мысли, заложенные в MLM, идеалистичны, а "донкихотство" нынче не в моде. Тем хуже. Возможно, когда-нибудь мы ещё все вместе на полном серьёзе споём "The Impossible Dream"...

Man of La Mancha
 

Add comment


Security code
Refresh

Передай другим

AddThis Social Bookmark Button

Тут можно что-то поискать...


Облачко тегов