Мир мюзиклов

...Musical World...

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Clue (1997, Demo Record)

E-mail Печать PDF
AddThis Social Bookmark Button

Clue

Demo Record

1997

Музыка: Galen Blum, Wayne Barker, Vinnie Martucci
Стихи: Tom Chiodo
Либретто: Peter De Pietro

1 - Overture
2 - Life is a bowl of pits
3 - Everyday devices
4 - Once a widow
5 - Corridors and halls
6 - She hasn't got a clue
7 - Foul weather friend
8 - Don't blame me


Аудиопревью:

 
Яндекс.Диск (128 кбит/сек)

Полная караоке-версия (MIDI-файлы, конвертированные в MP3):
128 кбит/сек

Состав:

Альтернативная обложка Robert Bartley - Mr. Boddy (Мистер Бодди)
Denny Dillon - Detective (Детектив)
Ian Knauer - Prof. Plum (Профессор Плам - фиолетовый)
Michael Kostroff - Col. Mustard (Полковник Мастард - жёлтый)
Daniel Leroy McDonald - Mrs. White (Миссис Уайт - белый)
Marc Rubman - Mr. Green (Мистер Грин - зелёный)
Tiffany Taylor - Miss Scarlet (Мисс Скарлет - красный)
Wyandria Woosley - Mrs. Peacock (Миссис Пикок - синий)


Не могла отказать себе в удовольствии написать об этом "маленьком", всеми раскритикованном и не слишком-то известном широкой публике офф-бродвейском мюзикле. Причины просты. Называется он "Clue" ("Улика"), а в основе его лежит не что-нибудь, а настольная игра с одноимённым названием, и я её всей душой люблю.

Об игре "Clue" (или "Cluedo"; "Clue" - американский вариант названия) я писать здесь не буду. Причин тому три: во-первых, многие и так в курсе, что это такое. Во-вторых, можно почитать, хотя бы, "Википедию". А в-третьих, я уже писала об этой игре. Точней, даже не о ней, а о её русском (и, боюсь, нелицензионном) аналоге, популярном в 90-е. Называлась эта игра "Кражей", и мы со школьными друзьями провели за ней множество счастливых вечеров, чувствуя себя сыщиками и вычисляя преступника, комнату и орудие преступления. Я вам больше скажу: "Кражу" я даже кое-как отсканировала ("кое-как" - ибо сканер пытался отдать богу душу). Так что заходите на мой персональный сайт и изучайте. А здесь - конкретно о мюзикле.

Он уникален тем, что, по сути, его сюжет - эта та самая игра "Clue", но не на игровом поле, а на сцене. Всё, как положено: шестеро подозреваемых (которых зовут так же, как и в оригинале - их фамилии обозначают названия цветов, что очень удобно, ибо фишки разноцветные), труп (о нём - чуть ниже), шесть предполагаемых орудий убийства и шесть же комнат, в которых всё могло произойти. Но добавился ещё один персонаж - брутальная тётя-детектив, расследующая убийство. Конечно, этим же предлагается заняться и зрителям.

Так вот, о трупе. Зовут его "мистер Бодди" (игра слов: Boddy и body - тело), он является рассказчиком, нарратором мюзикла. Бодди - хозяин дома, он предлагает публике расследовать преступление, попутно сообщая, что его постоянно убивают, и ему это очень нравится. По ходу повествования Бодди даёт залу рифмованные подсказки (ну, типа: "Мне кажется, что кто-то из певших эту песню виноват!" - только в стихах).

Как вы поняли, "Clue" - мюзикл интерактивный. Больше того: в его начале Бодди приглашает на сцену троих зрителей, которые вытягивают три карты, не показывая их остальной публике. Карты эти (конечно же, убийца, орудие и комната) кладутся до финала в "конфиденциальный" конверт (на нём так и написано - "Confidential"). Конверт этот весь мюзикл будет находиться на сцене. Создатели с гордостью сообщают, что у мюзикла существуют 216 различных вариантов концовки - в зависимости от того, какие карты были выбраны (можете посчитать сами).

Для большего удобства к спинке каждого кресла в зрительном зале прикрепляют карандаш и "игровой листок" (да-да, такой же, какие в бумажной версии игры в комплекте идут), где, по ходу действия, люди могут отмечать замеченные улики и отгадывать убийцу. Если же кто-то докопается до истины, то в конце мюзикла он поднимется с места, а все ему дружно поаплодируют.

Постер

Мне кажется, по поводу 216 вариантов авторы несколько лукавят: да, концовка может достаточно сильно отличаться, если "выпал" тот или иной персонаж (а по сюжету каждый имеет свои причины для убийства). Но вот орудие преступления, а особенно - комната... Сомневаюсь. И всё же, задумка интересная. Что же с воплощением?

Для начала - общие факты.

Мюзикл "Clue" впервые был поставлен в 1997 году. Шёл он в нью-йоркском офф-бродвейском театре Players Theatre. В небольшом зале этого театра всего 248 мест, то есть, обстановка была весьма тесная и дружеская.

Несмотря на офф-бродвейский статус, в мюзикле были задействованы крайне нашумевшие и популярные в то время актёры (бродвейские, я замечу). Как и чем их в "Clue" заманили - неясно.

Известно, что до премьеры (которая состоялась 3 декабря 1997 года) было дано 17 предпремьерных показов. Через неделю после премьеры появились объявления о закрытии мюзикла... которые почему-то почти сразу сняли. Но всё же "Clue" продержался на сцене недолго - он финишировал уже 28 декабря. Всего после премьеры было дано 29 спектаклей.

Ни фотографий, ни видео оригинальной версии я не обнаружила. А вот некое подобие аудиоверсии существует - конечно, а как бы я тогда эту страничку создавала? Это - демо-запись, включающая в себя 8 треков из мюзикла, исполненных, внимание, тем самым оригинальным составом (конечно, в этом вопросе кое у кого тоже возникают расхождения, но всё-таки убедительных доказательств обратного мной не найдено). На официальном сайте мюзикла (ныне неработающем) был анонсирован выход аудиверсии оригинальной постановки, включающей в себя все треки, но так это дело и затихло.

Полный же список песен мюзикла был таким (курсивом и звёздочкой отмечены песни, отсутствующие в демо-записи):

1 - Overture (Увертюра)
2 - The Game (Игра) / Mr. Boddy и остальные *
3 - Life Is a Bowl of Pits (Жизнь - это чаша с неудачами) / Mrs. White
4 - Do Unto Your Enemies (Поступайте так с врагами) / Mustard *
5 - Everyday Devices (Обычные вещи) / Miss Scarlet, Mr. Green и остальные
6 - Once a Widow (Однажды овдовела) / Mrs. Peacock
7 - Corridors and Halls (Коридоры и холлы) / Boddy, Scarlet, Green, Mustard, Plum, White и Peacock
8 - The Murder (Убийство) / Mr. Boddy и остальные *
9 - The Game (reprise) (Игра (повтор)) / Все *
10 - She Hasn't Got a Clue (У неё нет улик) / Scarlet, Green, Mustard, Plum, White и Peacock
11 - Everyday Devices (reprise) (Обычные вещи (повтор)) / Scarlet, Green и остальные *
12 - Seduction Deduction (Соблазнение детектива) / Professor Plum и Detective *
13 - Foul Weather Friend (Без вины виноватые) / Scarlet, Green, Mustard, Plum, White и Peacock
14 - Don't Blame Me (Не обвиняйте меня) / Все
15 - The Final Clue (Последняя улика) / Boddy, Scarlet, Green, Mustard, Plum, White и Peacock *
16 - The Game (finale) (Игра (финал)) / Все *


Постер

Теперь давайте кратенько изложим сюжет мюзикла (ну, насколько это возможно - учитывая вышесказанное). Заметьте, "Clue" состоит из одного акта (и длится 90 минут - полтора часа и один акт, мама дорогая), потому содержание идёт одним блоком.

Мистер Бодди, как радушный хозяин, приветствует аудиторию и предлагает сыграть в игру (трек "The Game"), представляя каждого из шестерых действующих лиц. Вот как раз после окончания знакомства на сцену и приглашаются три добровольца, выбирающие карты. Затем мистер Бодди разъясняет зрителям, как играть дальше.

Кухня. Миссис Уайт препирается с мистером Бодди, сетуя, что находится в рабстве из-за того, что этот самый Бодди некогда помог её сыну (трек "Life is a Bowl of Pits" - перефраз строки из книги Эрмы Бомбек (Erma Bombeck): "Если жизнь - это чаша, полная вишен, то почему меня всегда поджидают неудачи?" ("If Life Is a Bowl of Cherries What Am I Doing in the Pits?"); частенько миссис Уайт играют мужчины в платье - вот в оригинальной версии так и было). Бильярдная. Мистер Грин, деловой партнёр Бодди, затевает скандал из-за банкротсова семейного бизнеса, причиной которому - Бодди. Бальный зал. Полковник Мастард и миссис Пикок устраивают любовную интрижку, а Бодди их за этим делом застаёт (трек "Do Unto Your Enemies"). Гостиная. Распивая рюмашку, мисс Скарлет и мистер Грин жалуются друг другу на жизнь. Они - бывшие любовники, и оба - партнёры Бодди по бизнесу. Выясняется, что Бодди киданул их обоих, а также некогда жестоким образом бросил (это уже в любовном смысле) мисс Скарлет. Так нужно же отомстить!.. И помогут в этом самые обычные вещи (трек "Everyday Devices") - ну, например, гаечный ключ и отрезок трубы, которые станут опасными, если их умело применить. Кабинет. Профессор Плам повествует миссис Уайт, как Бодди разрушил его семейное счастье, не замечая в пылу рассказа, что дама усердно пытается с ним флиртовать. Терраса. Миссис Пикок мечтает добавить Бодди в свой всё более и более расширяющийся список умерших мужей (трек "Once a Widow"). Короче, каждому есть, за что хозяина дома прибить.

После ужина мистер Бодди предлагает гостям и слугам осуществить их желание - убить его (помните, это - мюзикл-игра, потому не ищите логики). Народ начинает по всему дому искать верное сочетание убийцы, комнаты и орудия (треки "Corridors and Halls" и "The Murder"). Затем Бодди находят мёртвым - где? почему? Неясно (трек "The Game (Act I Finale)" и, ежели какой режиссёр так решит, окончание первого акта).

По сюжету мистер Бодди мёртв, но это не мешает выполнять ему свои функции ведущего-рассказчика, и он приглашает нового персонажа - даму-детектива (в некоторых постановках она мужеподобна, обширна и несимпатична, в других, хоть и носит брючный костюм, наоборот; в оригинальной постановке, вроде, миниатюрной дамой была). Детективша начинает рыскать по дому, в поисках улик, но шестёрка нервничающих подозреваемых радостно отмечает, что ничего она не находит (трек "She Hasn't Got a Clue").

Детективша возвращается с шестью предметами, которые могли бы быть орудием убийства - гаечным ключом, подсвечником, обрезком трубы, ножом, револьвером и верёвкой (а она, я погляжу, мудра - конечно, внешне-то сразу так и не скажешь, убили ли кого-то ножом, застрелили или задушили...). Эти вещи она нашла в шести комнатах (а их я уже перечислила), и на каждой - отпечатки пальцев всех шестерых подозреваемых, оставленных, вот ведь совпадение, между 9 вечера и полночью (зато вот время, когда "пальчики" отпечатались, мудрая детективша определяет с ходу и на глаз) - как раз тогда убили Бодди (трек "Everyday Devices (reprise)").

Библиотека. Детективша допрашивает профессора Плама, который пытается соблазнить её (трек "Seduction Deduction"). Это дело безуспешное, и сыщица приступает к полковнику Мастарду, мистеру Грину и трём дамам, которые давят на жалость, типа, не виноватые мы, вы из нас крайних делаете (трек "Foul Weather Friend").

Детективша готовится вынести вердикт, а подозреваемые рыдают и клянутся, что не виноватые они (трек "Don't Blame Me") и паникуют (трек "The Final Clue"). Детективша называет имя убийцы, орудие и комнату, где всё произошло (смотрим карты в "конфиденциальном" конверте - так и есть). Обвиняемый во всём признаётся. А потом выясняется, что этот самый раскаявшийся - лишь соучастник, а истинный убийца - профессор Плам (вот вам и "216 вариантов финала"). Чтоб совсем свести публику с ума, оказывается, что Плам-то - ненастоящий, истинный Плам мастерски замаскирован, он - один из музыкантов, клавишник.

Подозреваемые собираются радостно покинуть дом, а тут Бодди им и сообщает, что нужно всё повторить и продолжить игру (трек "The Game (Finale)").

Конец.


Игровой листок с одной из недавних постановок

Как мозги? Взорвались? У меня - да.

А теперь, чтобы окончательно сложить впечатление о мюзикле, я обращусь к рецензиям от 1997-го года - то есть к тем, в которых говорилось конкретно об оригинальной постановке (особенно обращу внимание на любимые сайты variety.com, curtainup.com и nytimes.com).

Ещё раз отмечаю - далее будет лишь краткий пересказ написанного до меня. Это - их мнение.

С первого взгляда кажется, что, если вы решите поставить мюзикл по настольной игре, то "Clue" будет наилучшим выбором. Конечно, такой детективный сюжет: угадай, кто убийца (ну, и, конечно, чем убили и где убили). Правда, в 1985 году уже сняли фильм с одноимённым названием и по тому же первоисточнику - крайне плохой, надо сказать, фильм... Точней, так пишут критики. Я-то посмотрела - и осталась в полнейшем восторге! Сейчас пересматриваю ещё раз, но уже на языке оригинала (особенно рекомендуется фанатам мюзикла "The Rocky Horror Show" и конкретно Тима Карри).

Но бедной игре досталось ещё раз - вслед за "самым худшим" (по мнению некоторых) фильмом последовал такой же мюзикл - если не ещё поганей...

Вот, например, вспомним идею с "игровыми листами", где зрители должны отмечать замеченные улики и впоследствии вычислить виновника. Вроде, всё в теории здорово, а по сути?

Практически все в зале через несколько минут теряли интерес к попыткам разгадать виновника, орудие и комнату и откладывали листочки и карандаши. Дело в том, что улики, рассыпанные по ткани повествования, частенько проскакивали столь быстро, что зрители не успевали их толком заметить.

А все эти песни и танцы - в них-то были заключены какие-то улики? Если нет - зачем они тогда? Публика просто пребывала в недоумении и не знала, на что обращать внимание. Вообще же, стоит отметить, что музыкальные моменты действительно имели мало отношения к детективной стороне сюжета, ведь они были постоянно одними и теми же - вне зависимости от выбранных зрителями карт.

И вот ещё что. Если расследовать убийство должны зрители, то зачем тогда на сцене детектив, которая занимается тем же самым (и вообще дальнейший сюжет делает практически невозможным для публики разгадывание - всё детективша мешает)? Вообще, появление этого персонажа выглядит неким криком о помощи, типа, простите, люди добрые, мы просто не знали, как из созданной нами же ситуации, выкрутиться, поэтому нате вам детектившу.

Критиковали, конечно, и композитора: мол, музыка была незапоминающейся и однообразной, а сверхбыстрый темп песен вообще делал их идентичными на слух (хотя это так критики пишут, "простые смертные" зрители, я читала, называли песни симпатичными и сообщали, что они напевали их уже после выхода из театра). Тексты песен чуть получше музыки, но тоже недалеко ушли. Они банальны и местами написаны "левой задней ногой". "Основной плюс песен - это то, что все они очень короткие". Диалоги также не высшей пробы: по большей части они состоят из шуток, часто - совершенно плоских. И шутки эти вызывают в зале не здоровый смех, а "хрюкание" и хмыканье, не способствуя пониманию сюжета.

Хорошо проходились по режиссёру "Clue", которым был автор либретто мюзикла Питер ДеПьетро (Peter DePietro) - также он стал и хореографом проекта. В общем, постановка напоминала любительские школьные мюзиклы. Единственный светлый и дажы захватывающий момент - "Corridors and Halls". Актёры вели себя глупо и наигранно - и вовсе не из-за отсутствия таланта (например, Денни Диллон (Denny Dillon) была номинирована на премию Тони, и здесь позиционировалась как специально приглашённая звезда; Вайсандрия Вулси (Wysandria Woolsey), блиставшая в "Phantom of the Opera", "Aspects of Love" и "Chess", была сама не похожа на себя). Артистам просто не давали развернуться узкие рамки неудачного сюжета, слабой режиссуры, а также, конечно, музыка и тексты. Когда в конце артисты поют: "Не обвиняйте меня!" ("Don't Blame Me") - просто и не знаешь, что они в виду имеют...

Но были и два светлых момента: костюмы и декорации. Каждый из персонажей был наряжен в одноцветные одежды согласно своей фамилии. Костюмы (их автор - Дэвид Р. Зайла (David R. Zyla)) крайне хвалили, называя их стильными и хорошо продуманными.

А вот декорации почти все рецензенты назвали "блестящими". Они представляли собой игровое поле, перенесённое в трёхмерное пространство, на котором размещались несколько вращающихся колонн, которые, поворачиваясь, изображали обстановку той или иной комнаты (особенно впечатляло это в том же "Corridors and Halls"). (Такое же решение будет повторено в любительской постановке 2005 года колледжа MWCC, фотография есть внизу страницы.)

Что самое интересное, имя дизайнера декораций ни разу не было упомянуто - ни в программках, ни на различных сайтах. Такое ощущение, что этому человеку просто было стыдно значиться в постановочной группе мюзикла "Clue".

Что касается аранжировок, они типичны для такого типа мюзиклов (в смысле, "маленькая" оркестровка для "маленького" мюзикла). Оркестр состоит из клавишника, скрипача и барабанщика.

В итоге 90 минут, которые длился спектакль, казались для зрителей бесконечными и мучительными, а при воспоминании о 45 долларов, уплаченных за билет, сердце кровью обливалось. Львиную долю времени зрители со скуки смотрели не на сцену, а пялились друг на друга.

Потому что, понимаете ли, не справились авторы с поставленной ими самими перед собой задачей. Можно было бы такое закрутить!.. Но они пошли по пути наименьшего сопротивления.

Может быть, фанаты игры "Clue" (между прочим, второй по продаваемости в мире - после "Монополии") и проявят хоть какой-то интерес к мюзиклу, то что делать остальным зрителям - неясно.

В общем, вот такие вещи пишут критики.

Неужели всё так плохо? Возможно, но как минимум пять источников имеют другую точку зрения:

  • "Увлекательно. Создатели нашли правильные ходы". (Baltimore Sun)
  • "Превосходно! Отлично! Прекрасно! Смешно!" (Herald Gazette)
  • "Содержательно... и имеется интрига, "разноцветные" подозреваемые и смертоносные орудия". (Chicago Sun Times)
  • "Шоу для всей семьи. Прекрасный способ провести время!" (City Paper)
  • "Искромётно смешно". (WBAL TV)

Оно и понятно. Если б хоть кто-то не имел такого восторженного мнения о "Clue", то разве стали б этот мюзикл ставить в таких нереальных количествах?!. Школьные постановки, студенческие, просто любительские, постановки в различных местечковых театрах... Просто спросите Google, удивитесь. А потом поищите видео этого мюзикла на Youtube - там он представлен во множестве вариантов (я ссылок не даю, ибо нас всё же интересует оригинальная постановка 1997 года).

Да, конечно, и все эти новые версии ругают направо и налево - ведь материал-то не изменился. Но сам факт столь долгой и, замечу, постоянной истории "Clue" удивляет.

Ну, и напоследок - 6 фотографий трёх относительно недавних постановок мюзикла. Просто чтобы вы представили себе, как эта феерия выглядеть может.

Постановка 2005 года, колледж MWCC, город Гарднер, США     Постановка 2007 года, театр Allenberry Playhouse, город Бойлинг Спрингз, США     Постановка 2007 года, театр Allenberry Playhouse, город Бойлинг Спрингз, США     Постановка 2011 года, колледж MWCC, город Гарднер, США     Постановка 2011 года, колледж MWCC, город Гарднер, США     Постановка 2011 года, колледж MWCC, город Гарднер, США
 

Add comment


Security code
Refresh

Передай другим

AddThis Social Bookmark Button

Тут можно что-то поискать...


Облачко тегов