Мир мюзиклов

...Musical World...

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Birds of Paradise (1987, Original Off-Broadway Cast)

E-mail Печать PDF
AddThis Social Bookmark Button

Men... Women... Crabs... Seals... Giant crabs... Giant Women...
Penguins Must Sing

Birds of Paradise

Original Off-Broadway Cast

1987

Автор музыки: David Evans
Автор стихов: Winnie Holzman
Авторы либретто: David Evans, Winnie Holzman

1. So Many Nights (Столько ночей) / Homer, Marjorie, Stella, Andy, Hope & Dave
2. Every Day Is Night (Каждый день - это ночь) / Julia
3. Somebody (Некто) / Wood & Company
4. Coming True (Мечты сбываются) / Homer & Julia
5. It's Only a Play (Это всего лишь пьеса) / Homer & Company
6. She's Out There (Она где-то там) / Andy
7. Birds of Paradise (Райские пташки) / Majorie, Stella & Hope
8. Imagining You (Представляю тебя) / Company
9. Penguins Must Sing (Пингвины должны петь) / Dave, Hope & Andy
10. You're Mine (Ты мой) / Marjorie
11. Things I Can't Forget (То, что я не могу забыть) / Homer & Marjorie
12. After Opening Night (После премьеры) / Homer & Marjorie
13. Chekhov (Чехов) / Company
14. Something New (Что-то новое) / Company

Аудиопревью:

 
iTunes
Яндекс.Диск (M4A, VBR)

Труппа Birds of Paradise

 

Исполнители:

Stella - Barbara Walsh
Marjorie - Mary Beth Peil
Dave - Andrew Hill Newman
Andy - J. K. Simmons
Hope - Donna Murphy
Homer - Todd Graff
Lawrence Wood - John Cunningham
Julia - Crista Moore

 

Сегодня, друзья мои, знакомимся с ещё одним малоизвестным мюзиклом. Причём даже не с бродвейским, а с офф-бродвейским. Называется этот мюзикл Birds of Paradise - "Райские пташки" (рабочее название - Amateurs, "Любители" или "Непрофессионалы").

Сразу же расскажу, что шёл этот мюзикл осенью 1987 года в нью-йоркском не бродвейском театре Promenade Theatre. Состоялось 29 предпремьерных показов, после чего 26 октября прошла премьера "Райских пташек", проследовало 24 представления... и, уже 5 ноября, зрители посетили последнее из них. (Несостыковка, да? Если стартовать 26 октября, а финишировать 5 ноября, то, чтобы уместить 24 спектакля, нужно давать их по три штуки в день. Но за что купила, за то продаю - только эти числа везде указаны. Думаю, дата премьеры - верная, а про 5 ноября забудем - может быть, перепутали месяц, и стоит иметь в виду декабрь.)

Насколько я смогла понять, причиной столь быстрого закрытия мюзикла стали разгромные рецензии критиков, которые буквально втоптали и авторов, и самих "Райских пташек", в землю. И это при том, что воспоминания простых зрителей выдержаны в диаметрально противоположном ключе: Birds of Paradise сразу полюбился публике. Увы, критики победили, и "Райские пташки" пополнили ряды мюзикловых провалов.

Но я с полной ответственностью могу заявить, что музыкальный материал этого мюзикла очень мил - настолько, что я вот даже написать о нём захотела (что я редко делаю, если не набирается достаточное количество фактологического материала - как в данном случае). Со мной соглашаются и многочисленные авторы отзывов в интернете, и даже профессиональные критики. А вот художественную ценность текстов Birds of Paradise, увы, я оценить не могу (для этого нужно владеть лучше развитым языковым чувством), но то, что они были довольно забавными, подтверждаю.

Авторами мюзикла стали композитор Дэвид Иванс (David Evans) и Уинни Гольцман (Winnie Holzman), написавшая стихи. Либретто же они творили в четыре руки. Интересно, что на момент написания Birds of Paradise Гольцман ещё обучалась написанию материала для музыкального театра в Нью-Йоркском университете (кстати, одними из её учителей были Стивен Сондхайм и Леонард Бернстайн). "Райские пташки" чуть не стали для обоих авторов единственным мюзиклом в их карьере - некоторые подозревают, что их так подкосили рецензии, что Иванс и Гольцман просто-напросто зареклись повторно входить в эту воду. Впрочем, Иванс с тех пор сочинительством не занимался, ему хватало должности мюзиклового дирижёра. А вот Гольцман, потрудившись на ниве написания сценариев для телевидения (за сериал My So-Called Life она получила Emmy), в начале 2000-х стала автором либретто не чего-нибудь, а мюзикла Wicked - "Злая".

Вернёмся к Birds of Paradise, а точнее - к труппе. Казалось бы, офф-бродвейский мюзикл от новичков-авторов. А вот актёры подобрались - на заглядение. Некоторые были уже звёздами в 1987 году, другие сверкнут на мюзикловом небосклоне позже, но какое имя ни возьми, знатоки американского музыкального театра уважительно поаплодируют.

Не хуже ситуация была и с режиссёром. Таковым стал Артур Лорентс (Arthur Laurents), к 1987 году успевший поставить целый ряд мюзиклов, включая I Can Get It for You Wholesale 1962 года (в нём состоялся бродвейский дебют 19-летней Барбры Стрейзанд - иными словами, Лорентс помог зажечься звезде Барбры) и La Cage aux Folles 1983 года. Совершенно непонятно, что побудило эдакую глыбину заняться малобюджетным мюзиклом, всё действие которого проходит в одних-единственных декорациях (вообще, из трёх классических единств - действия, места и времени - "Райские пташки" придерживаются двух; во времени сюжет подрастянут, пусть несколько недель и пробегают по ходу одной песни). Может быть, Лорентса привлекла история об "изнанке шоу-бизнеса" и закулисной жизни вообще. Кто знает...

Да, кстати, хоть я и написала про единство действия (когда весь сюжет движется вдоль одной линии, без ответвлений), "Райские пташки" - штука с двойным... нет, с тройным дном. Бывает "пьеса в пьесе", а Birds of Paradise, в таком случае, "пьеса в пьесе в пьесе". Дело вот в чём: любительская труппа с запутанными отношениями внутри коллектива (дно номер один) ставит спектакль, сценарий для которого написал один из членов труппы (дно номер два) по пьесе Чехова "Чайка" (дно номер три). От "Чайки" там, правда, в итоге рожки да ножки остаются.

ПрограммкаФлаер предпремьерного показаОбратная сторона флаера, гарантирующая 25-процентную скидку при покупке билета

Но, несмотря на интересный сценарный приём, как я уже писала выше, Birds of Paradise быстро и окончательно закрылись (став настоящей легендой среди современных любителей мюзиклов, которые послушали альбом и влюбились в материал). К всеобщему счастью, успели записать аудиоверсию, а потом ещё и издали её. Так что любой желающий может оценить и песни, и качество их исполнения (а оно - высочайшее).

Однако не всё так плохо. Любительские труппы по всей Америке покупают лицензию и ставят "Райских пташек" все эти годы. В 2002 году в Нью-Йорке можно было абсолютно бесплатно (хоть и забронировав предварительно место) насладиться концертной версией мюзикла. А простая публика наивно ждёт, что кто-нибудь воплотит их мечту в жизнь и вернёт Birds of Paradise на большую сцену...

И вот ещё что. Несмотря на провальную историю, в 1988 году "Райские пташки" были дважды номинированы на премию Drama Desk Award: в категориях "Выдающаяся музыка" и "Выдающаяся оркестровка". Награды не получили. Но это неважно, ведь проиграли они кому? Самомý великому и ужасному The Phantom of the Opera! В этих номинациях, между прочим, ещё и Chess с Into the Woods были, так что зацените компанию. Вот с какими зубрами сравнили Birds of Paradise, а это уже само по себе награда.


И напоследок - краткое содержание мюзикла.

Акт 1.

Группа актёров-любителей в Харбор-Айленде собралась в церковном холле (а в США это вполне нормально - репетировать в церквях... ряда конфессий). Они ждут приезда профессионального актёра, "звёздного" Лоренса Вуда (Lawrence Wood), уроженца здешних мест, который покинул эту дыру, Харбор-Айленд, 20 лет назад - как только возникла первая возможность. Любительская труппа думает, что в их жизни настанут долгожданные перемены - ведь Вуд согласился поприсутствовать на их репетиции. Находясь в экстазе предвкушения, каждый их актёров впервые за долгое время, которое они работают вместе, ощущает, что они "этого заслуживают". Вот сейчас Вуд кааак посмотрит на их работу, каааак похвалит, кааак скажет что-то вроде: "Парень, ты молодец!" И колесо фортуны завертится по-новому (трек So Many Nights).

Наконец-то (актёры буквально не могут в это поверить!..) Вуд появляется. Зрители осознают, что Лоренс отнюдь не находится на пике формы, у него проблемы как в личном, так и в профессиональном плане. Но любители, которым счастье застлало глаза, этого совершенно не замечают. Их звезда снизошла до них!

Внезапно в холл врывается юная Джулия, одна из актрис труппы, одетая лунной феей. Она умоляет Вуда выслушать её исполнение песни, которую сочинил Гомер (кстати, тоже участник любительской труппы). Песня эта - из эксцентричной адаптации "Чайки" Антона Павловича Чехова (пьеса по-английски называется The Seagull, а мюзикл Гомера - просто Seagull). Актёры протестуют, но Вуд соглашается послушать песню - мрачную балладу о девушке, которая улетела на луну только для того, чтобы узнать, что обратно вернуться она не сможет (трек Every Day Is Night). Вуда заинтриговала песня, чокнутый талант Гомера, но больше всего - Джулия. Вуд читает сценарий и сообщает, что он весьма неплох.

Труппа Birds of Paradise с режиссёром по центру

Вообще, Лоренсу, конечно, льстит внимание и почитание со стороны любителей. Он-то знает, что сейчас он - никто, а бедняги верят, что Вуд - некто (трек Somebody). Желая вернуть в свою жизнь то, что так долго отсутствовало (я полагаю, успех и овации публики), профессионал вызывается не только стать постановщиком спектакля, но и предстать на сцене в главной роли. Любители в восторге - особенно Марджори, мать Гомера (она, оказывается, испытывает чувства к Вуду ещё со школьной скамьи). Кстати, с сыном у Марджори отношения отнюдь не радужные.

Следующее утро. Джулия и Гомер раньше всех приходят на репетицию. Гомер с ранних лет влюблён в девушку - тихо и безответно. До начала репетиции парочка фантазирует, какие же изменения произойдут в их жизни после вчерашних событий. Кажется, мечты начинают сбываться (трек Coming True). Появляются остальные участники труппы. Начинаются репетиции. Несколько недель упорного труда пробегают во время одной песни. Гомер узнаёт, что такое работа с настоящим профессионалом, который берёт - и просто меняет всё, что захочет, в твоей пьесе (трек It's Only A Play)

Приходит последняя репетиционная неделя. Вуд получает письмо от своего брата Энди, который сообщает, что нью-йоркский агент Лоренса звонил ему (наверное, не мог найти самого Вуда, уехавшего "в глушь"). Лоренс отвечает, что никакие предложения агента его не интересуют, и делится с братом своими богатейшими фантазиями о дальнейшей жизни (трек She's Out There).

Очередная кошмарная репетиция (процесс вообще продвигается вперёд медленно и болезненно). Вуд поодиночке беседует с Марджори, Хоуп и Стеллой, убеждая каждую актрису "раскрыться эмоционально" (и попутно называя "райской пташкой"). В итоге зрители созерцают комическую сцену, во время которой дамы пытаются понять, что же имел в виду режиссёр... и какие красивые слова он конкретно кому говорил (трек Birds of Paradise).

Вуд звонит агенту и в ярости узнаёт, что она договорилась о кастинге на роль, которая, по ощущениям Лоренса, гораздо ниже его возможностей. На репетиции Вуд срывает злость на Гомере, утверждая, что тот слишком медленно играет некий отрывок. Гомер в отместку начинает играть как можно медленнее... и в результате номер превращается в выражение неразделённой любви каждого члена труппы к кому-либо. Когда песня достигает апогея, Джулия и Вуд умудряются "ненароком" поцеловаться на глазах буквально убитого этим зрелищем Гомера (трек Imagining You).

Акт 2.

Этим вечером планируется генеральная репетиция. И вот мы видим, как Энди, Хоуп и Дейв отрабатывают песню из "Чайки" Гомера в костюмах пингвинов (ага, вот такой Чехов - с пингвинами и в Антарктиде... а может, в Арктике - ради смеха; я видела в отзывах оба варианта; главное - холодно и темно). Номер смотрится роскошно, актёры явно всё это время работали не зря (трек Penguins Must Sing).

Репетиция продолжается. Вуд обвиняет Марджори в недостаточной глубине игры и, больно раня её чувства (вы же помните, что Марджори влюблена в Лоренса, а тот на её глазах с Джулией романы крутит?..), заставляет актрису погрузиться в персонажа по уши (трек You're Mine). Тем временем Гомер решил изменить финал пьесы - так, чтобы она отражала горечь и боль сложившихся обстоятельств. После ужасающей ссоры с Джулией Гомер разрывает на клочки всё, что написал, и решает найти утешение, сев за рояль и вспомнив песню, которую написал в детстве (трек Things I Can't Forget). Марджори, удивив всех, собирает кусочки бумаги. Впервые за долгие годы мать и сын общаются по-человечески и утешают друг друга (трек After Opening Night).

Итак, генеральная репетиция. Актёры глубоко погружены в своих персонажей и благодарят человека, который обеспечил им смысл жизни - и который, кстати, точно так же боролся за своё творчество, как и наша труппа... по словам труппы. Конечно, они поют про Чехова (трек Chekhov). Входит Вуд с сокрушительным известием: он согласился на роль в Нью-Йорке и этим вечером отбывает прочь. Джулия убегает собирать вещи, уверенная, что уж кто-кто, а она входит в дальнейшие планы Лоренса. Остальная часть труппы в шоке. Гомер пытается убедить Вуда остаться, но тот отчаливает, и не думая вспоминать про Джулию и разбив тем самым все её иллюзии.

Гомер грозится бросить всё и тоже уйти, но внезапно вся труппа обнаруживает недавно переписанный финал своей "Чайки". Актёрам так нравятся новые повороты сюжета и неожиданные "выверты" для каждого из персонажей, что они в срочном порядке решают сделать такой финал. Начав работу над ним, актёры осознают, что же они на самом деле значат друг для друга. Хэппи энд (трек Something New).

 

Add comment


Security code
Refresh

Передай другим

AddThis Social Bookmark Button

Тут можно что-то поискать...


Облачко тегов