«Штирлиц. Попытка к бегству»: как причудливо тасуется колода (часть 1)

Вот я, друзья мои, и посмотрела ещё три раза камерный мюзикл «Штирлиц. Попытка к бегству» (отзывы о прошлых посещениях «Гипериона» — тут). Игорь Белый, исполнитель роли пастора Шлага, даже поинтересовался у меня, не надоедает ли смотреть. Ну, тут всё просто: что меня не сильно радует или же со временем утомляет, я более не удостаиваю своим вниманием. А если уж я раз за разом являю свой светлый лик, значит, спектакль мне действительно по душе.

Но, кроме того, что я искренне люблю «Штирлица», был и ещё один повод бежать в «Гиперион»: новые, доселе неведанные исполнители ролей (большая часть — запланированные, а один — переживший — и успешно — сверхсрочный ввод). Это 10 и 11 апреля. А 21 апреля состоялся и вовсе закрытый показ, во время которого исполнители ролей перемешались так, что знакомое полотно заиграло абсолютно новыми красками.

Я уже много-много слов сказала о «Штирлице». Немного повторюсь: чем больше смотришь этот камерный мюзикл, тем сильнее им проникаешься. Просто мне лично кажется, что самым главным элементом действа являются тексты — а они в «Штирлице» наполнены смыслом до последнего предлога. И с каждым новым просмотром всё глубже и глубже погружаешься в слова, и всё более глобальные мурашки бегают по коже во время наиболее важных арий.

Тут я вынуждена сделать признание: несмотря на обилие новых исполнителей старых ролей, несмотря на массу свежих акцентов и прочтений, в целом «Штирлиц. Попытка к бегству» остался тем же самым, и ощущения от мюзикла получились привычные (и это, между прочим, похвала — больно нравятся мне эти ощущения). Видимо, слишком монолитно полотно и, как я уже написала, в отличие от других «соседей по жанру», оно целиком и полностью опирается на текстовую составляющую. Которую можно подать иначе, но в «Штирлице» не артисты интерпретируют тексты, а совсем наоборот, тексты властвуют над исполнителями.

И есть только одна роль, которая оказывает максимальное воздействие на происходящее. Это, конечно же, Штирлиц. Я снова признаюсь, что воспринимаю всё демонстрируемое с крошечной сцены «Гипериона» сквозь призму миропонимания героического разведчика. Теперь мне ещё сильнее чудится, что создатели показывают нам не героев мюзикла, а их внутренние сущности, если хотите, души. А Штирлиц — это тот «кинескоп», который проецирует эти души на наше сознание. Вот как он видит других персонажей, так и мы их воспринимаем.

Потому Штирлиц Олега Городецкого и Штирлиц Виталия Кульбакина рассказывают нам абсолютно различные истории. И я даже не могу сказать, какая из них страшней и болезненней, в какой больше нерва и безысходности. Тут, конечно, каждому своё. И здорово, что теперь зрители могут выбрать того Штирлица, который наиболее созвучен их мировосприятию. Ну, или можно проникнуться обоими и получать удовольствие вне зависимости от исполнителя роли титульного героя.

Пока не забыла. Перед каждым спектаклем в предваряющей действо речи просят писать отзывы, а особенно — критиковать. Ну, что я могу сказать… Что некоторые пытались слова забыть, а кое-кто это и в жизнь воплотил, забыв спеть целый финальный куплет? Так вы и сами в курсе, а ругать, если подумать, и не за что: волнение было велико, нервничали и введённые на роли исполнители, и их «матёрые» коллеги. Вот успокоятся все — и будет снова всё гладко.

Что звук был странен, а местами страшен? И эта беда всей творческой группе известна, над ней постоянно работают. Вот микрофон пастора-Белого, кстати, зло. Он фонит и даёт такое искажение голоса, как будто робот Вертер на сцене. Тут смолчать не могу.

Ну, и моё любимое: смена сцен. И пусть табуреты на пол валятся в самых исключительных случаях, но до сих пор эти моменты производят нехорошее впечатление недорепетированности и недодуманности. Прямо вот добрый совет из зала: возьмите да погоняйте непосредственно смену сцен — сначала со светом, потом — без (и смотрите с разных ракурсов, как это выглядит из зала, ибо затемнение всё равно не мешает увидеть некоторые технические детали — особенно из левой части зала, где фонарики оркестра своё чёрное дело делают). Искренне верю, что всё это упорно репетировалось и оттачивалось, но прямо ножом по сердцу, когда после шикарной песни, скрутившей душу в жгутик, наблюдаешь вот эдакое. Смена сцен — такой же элемент спектакля, как всё остальное же. Вот привести упомянутые моменты в порядок — и мюзикл начнёт настолько стремительно близиться к идеалу, что свет туши и фонарики включай.

Но «Штирлиц. Попытка к бегству» — такая замечательная вещь, что перечисленные мной мелочи если и портят настроение, то буквально на пару секунд. Ибо уже в следующий момент тебя снова погружают в мир, к которому можно относиться по-разному, единственное — нельзя остаться к нему равнодушным.

Этот камерный мюзикл создан взрослыми, умными людьми, которым есть, что нести публике, для умных людей разнообразного возраста. И, пожалуй, даже хорошо, что «Штирлица» нам подарили непрофессиональные актёры — мне думается, та безусловная правда, которая живёт на сцене, удалась именно из-за того, что исполнители ролей принесли с собой необходимый для спектакля жизненный багаж и опыт. А вот отлично петь и играть отсутствие диплома театрального училища никому из артистов «Штирлица» не мешает. Может, и помогает даже.

Пожалуй, на этой позитивной ноте я и закончу первую часть отзыва. Просто скажу: друзья мои, кто тут ещё «Штирлица» не смотрел? Пора уже! Поверьте мне, как краеведу: оно того стоит!


Продолжение следует. Анонс второй части: рассказ об исполнителях ролей. А читать вторую часть — вот тут.


PS. А в качестве украшения — две пачки фотографий с показов 10 и 11 апреля.


Фотографии с показа 10 апреля.


Фотографии с показа 11 апреля.


PPS. Когда я писала этот отзыв, мимо меня, походу, бегал Юстас. Потому что сайт то и дело умирал и докладывал мне, что «нет связи». Так что несколько дней я просто боролась с хостингом и пыталась дождаться момента, когда всё начнёт работать адекватно и быстренько. Ох уж этот Юстас!..

Одна идея о “«Штирлиц. Попытка к бегству»: как причудливо тасуется колода (часть 1)

  1. avatarСергей Гринберг (Плейшнер-2)

    спасибо за отзыв, за прекрасные фото, с нетерпением ждем части 2!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Спасаюсь от ботов, замучали просто. Впишите нужную цифру: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.