«Штирлиц. Попытка к бегству». Моя попытка №2.

Впервые я смотрела камерный мюзикл «Штирлиц. Попытка к бегству» ещё в августе, о чём подробно, многословно и восторженно написала здесь. И буду честна: собиралась, правда, собиралась повторить поход. Но что-то вечно не складывалось, не вытанцовывалось, и я читала анонсы, жаждала просмотра, но до вчерашнего дня так и не смогла приехать в «Гиперион» на «Штирлица». Однако спасибо товарищу Аркадию — он взял меня в оборот и не оставил ни единого шанса прогулять очередной показ мюзикла. Тем более, что повод-то какой был — ввод новой радистки Кэт.

В прошлом отзыве я высказалась от души и по всем пунктам. Сейчас я постараюсь не повторять то, что сочинилось тогда (а вы обязательно прочитайте тот мой текст, чтобы полное впечатление сложилось), и напишу именно о втором просмотре.

Я честно, сердечно поблагодарив, сказала об этом автору — Михаилу Капустину — после поклонов: впечатлило даже больше, чем в прошлый раз. По пути домой я пыталась понять, почему. Ведь играли и пели на том же уровне — искренне, всей душой, с искренней любовью к своему детищу. Поняла. Тогда, 24 августа, мне приходилось следить за сюжетом (а он есть, как ни крути, и серьёзный), вслушиваться в тексты песен (многословные и наполненные смыслом от А до Я) и в принципе знакомиться с материалом. Теперь же, помня каждую запятую (а я, да, периодически переслушиваю свою диктофонную запись), я могла просто расслабиться, следовать по волнам спектакля и безоглядно вовлекаться во всё, что преподносят артисты.

Я говорила в прошлый раз — и я повторю. Я до сих пор уверена, что мы видим не столько конкретных персонажей, сколько их внутренние миры. И пусть даже кто-то из действующих лиц пытается сохранять внешнее хладнокровие, в душе он кипит и бурлит. И исполнители рвут из зрителей жилы (в наилучшем смысле этих слов), следуя по сценарно-песенной тропе.

Для меня «Штирлиц» — это вещь, которая ярчайшим образом раскрывается уже после первого знакомства. Другие спектакли — они иные. Там ты знаешь сюжет и просто наблюдаешь за тем, как вот конкретно сегодня труппа донесла до зала то, что хотели сказать авторы и постановщики (ну, это упрощённо говоря и с оговорками, но в целом как-то так). «Штирлиц» же погружает тебя в определённые, очень мощные состояния. И тем сильней, чем меньше ты вслушиваешься в текст и следишь за событиями. Просто медитация какая-то, а не спектакль.

Создатели «Штирлица» постоянно просят их ругать — мол, так мы узнаем, в какую сторону развиваться. Нет, я не буду писать, что «микрофон у пастора был не отстроен» © (как ни просите). Ну, был, и что (вы сами всё слышали и сами исправите)? Звук в целом оказался на порядок лучше, чем в августе, а грамотное эхо прямо завораживало. В прошлом отзыве я писала, что была сумятица при смене сцене — ну, и где она?.. И мой любимый Эрвин… Тут крохотная боль — я бы хотела ещё на пару-тройку секунд увеличить ту паузу, во время которой он слушает звуки налёта. Но всё равно, картина-то иная уже. А за что критиковать ещё? Вспомнила: кое-кто кое-где пытался слова забыть. И ничего — вспомнили, сделали всё на пятёрку. Да не знаю я, честное слово, за что бы покритиковать. И если этого не знаю язва я, то остальные вообще должны стоя аплодировать.

За время спектакля я успела и повосхищаться, и поплакать, восхищаясь. Я до сих пор точно не уверена, что знаю, о чём сиё глобальное полотно (каждый рисует мораль самостоятельно), но оно меня морально переворачивает и скручивает в жгутик. И, да, я хочу ещё. Дайте добавки! :)


Об исполнителях поговорим? Отлично.

Сначала — о музыкантах. Клавиши Той Самой Натальи Тарведян, перкуссия Родиона Костина, акустический бас Анатолия Сорочинского (единственный, кстати, кого я слушала повторно) и акустическая же гитара гражданина автора — Михаила Капустина. И всё это слушалось совершенно иначе, чем в августе. Это же бесценно — когда даже инструментальная составляющая отличается разительно в зависимости от состава.

Теперь вокалисты. Вообще, изначально в соцсетях написали, что будут все те, кого я уже видела, и новая радистка. Оказалось, ещё и Юстас у меня иной. И ведь получился отличный сюрприз (ну, для тех, кто ни разу ещё этого не видел — вот как я).

Не буду повторяться о прекрасных Олеге Городецком, Марате Манашкове, Алексее Ушаровском, Борисе Богданове, Алексее Дзевицком, Николае Сбытове (он неповторим), Игоре Белом (этот стал ещё мощней) — я не могу, банально не могу сказать ничего нового. Вы всё ещё не перешли по ссылке в начале данного отзыва и не прочитали прошлый? Да сделайте это уже!

Я напишу о тех, кого видела впервые.

Юстас — Михаил Капустин. Сам автор. Я молодец, упустила, что Михаил предстаёт в данной роли. И учтите, что он сейчас — постоянный гитарист. И вот Капустин оставляет гитару на произвол судьбы и идёт сетовать, что «нет связи»… Обещали уже виденного мной милейшего Кирилла Вибе. Он отличный, бесспорно. Но так-то — оно даже интересней. Сначала показалось, что Михаил, по сравнению с Кириллом, менее эмоционален и ярок, но тем ярче и круче была концовка песни. К финалу я уже сама была готова бежать и связь налаживать. Они разные — эти Юстасы. Этот, знаете ли, держался-держался, а потом сорвался окончательно. Ну, «нет связи», ёшкин кот, ну, что делать-то?..

Радистка Кэт — София Техажева. Главное нововведение мюзикла (ведь ещё понять надо, кто главней тут — Штирлиц или Кэт). Цитирую Михаила Капустина: «Как я отношусь к актерским и исполнительским талантам Маши Гескиной тут все знают. Вот даже целый мюзикл для нее написал… Сначала мы думали, что только Маша Гескина может сыграть радистку. Потому мы думали, что только Маша может сыграть радистку хорошо. Наконец, мы стали думать, что только Маша может сыграть радистку здорово… 6 марта – впервые в роли радистки София Техажева! И кто этого не увидит, тот потом будет долго жалеть :) (Я-то видел, потому и предупреждаю!)»

Вот и я видела. И это — вааау… Я рыдала от радистки Марии Гескиной. Не менее ударно я пускала слёзы от работы Софии Техажевой. (Становлюсь, похоже, сентиментальной с годами…) Непонятно мне, как можно столь иначе, но не менее грамотно расставить акценты. Как можно быть идеально точной по-иному там, где уже продемонстрировали высший класс до тебя. Премьера? Да вы шутите! София явно играла эту роль годами!.. или нам так кажется.

Эти две радистки — они не требуют сравнения. Есть актёры, которые работают одну роль, и можно сделать выводы, что, мол, один лучше, другой — хуже. Здесь — отнюдь. Да, Мария более опытна и буквально живёт в материале. Но София — она не извне. Она выглядела таким же винтиком общего механизма, как и все остальные. И главное — это не побояться и сделать роль по-своему. И вышло просто феерически. Я плакала. Великолепный ввод.


Как написала в Фейсбуке Мария Гескина, предварившая 6 марта показ вступительной речью, а потом впервые за всю историю мюзикла присоединившаяся к зрителям: «А крутой спектакль-то:)». Вот ни разу не поспорю. «Штирлиц. Попытка к бегству» — это то, что лично меня пробирает до костей. И то, что доказывает: деньги и реклама — не главное. Можно сделать маленький шедевр, просто веря в свои силы и в то, что вы творите волшебство. И получится у вас бриллиант, который нужно увидеть всем.

И я вот что думаю: надо идти ещё!

4 идей о “«Штирлиц. Попытка к бегству». Моя попытка №2.

  1. avatarBujhm

    Ирина, спасибо!
    Можно ли Вас попросить прислать оригиналы фотографий? Уж очень они хороши.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Спасаюсь от ботов, замучали просто. Впишите нужную цифру: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.