«Баллада о маленьком сердце»: большие маленькие артисты…

После первого похода на «Балладу» я написала, что повторно посещу сиё мероприятие, только если выдастся случай увидеть Веронику Устимову с равноценным партнёром. И вот ведь как сложилось: 31 января впервые за всю, пусть пока и недлинную, историю мюзикла Ника должна была предстать на сцене вместе с Сашей Савиновым (мои любимые дети аж с «Алых парусов»). И, значит, выдался случай как увидеть полноценную сюжетную линию не только Юльки, но и Алёшки, так и, вероятно, вообще по-иному взглянуть на спектакль.

И да! У меня это получилось! Безусловно, «Баллада» не стала вдруг неожиданно незатянутой и не переполненной кучей лишнего материала, но оказалась очень милым и трогательным спектаклем, который смотришь — и получаешь удовольствие. (Хотя желание взять ножницы и почикать либретто никуда не делось, честно…) И причина не в том, что в главных ролях — дети, а это умиляет. Если помните, в прошлый раз сей довод не сыграл роли, и я мучительно ждала финала.

Бесценно, что дети эти не только работают вровень со взрослыми артистами — они превосходят их по всем статьям. И актёрски, и вокально. Впрочем, я об этом заранее догадывалась, потому и отправилась в КЗ «Измайлово» повторно. А иначе коврижками б не заманили.

Впрочем, есть ещё один фактор, из-за которого второй просмотр прошёл гораздо более бодро. Просто я знала уже, что меня ожидает от сцены к сцене, когда будет антракт и сколько вообще вся феерия продлится. По первости сим суперзнанием я вооружена не была, так что просто страдала и посылала небесам просьбы как-то ускорить происходящее.

Я не буду мучить вас и анализировать мюзикл, его плюсы и минусы и прочие аспекты. Я же только что это делала (кто пропустил — ну, выше же ссылка была). Ничего не изменилось, сами понимаете. Просто резюмирую: весь спектакль держится на двух юных главных героях (поразительно, да?..). Здесь не тот случай, когда короля играет свита (то бишь ансамбль). 9 января мне исключительно не повезло, и одна Ника, пусть она и была прекрасна, не смогла вытянуть шоу из омута. Зато уже 31 числа мюзикл реабилитировался передо мной, и сейчас я готова сказать: несмотря ни на что, это — хорошо и смотрибельно.

Нет, честно: я бы и рада излиться в более громких похвалах, ибо Саша с Никой, безусловно, заслуживают получасовых аплодисментов и стоячей овации. Я всплакнула ещё на «Кораблях», ибо это, конечно, не печально, но бесконечно умилительно, а уж на всяких душевынимающих моментах рыдала в голос. Их партнёрская работа эталонна, и просто невозможно понять, как вот эти дети могут столь гармонично и правильно жить на сцене. У них же нет ни жизненного опыта, ни образования. А просто тот случай, когда люди рождаются с искрой в сердце. И неважно, сколько им при этом лет.

Так вот, я и жаждала бы в воздух чепчики бросать, но я же стараюсь тут быть честной. В данный момент либретто работает против труппы — как детской, так и взрослой. Осознаю, что создатели мюзикла ни в жизнь не пойдут на то, чтобы порезать материал, но сделай они это, получился бы у них замечательный по всем параметрам спектакль. А при нынешнем раскладе — что ж, будем радоваться таланту артистов и делать вид, что нам не тяжко и не скучно порой.

И, хоть в общем и целом я высказалась о либретто в прошлый раз, сейчас не могу удержаться и перечислю мои любимые места. Это те мелочи, которые отлично демонстрируют продукт в целом (ну, и яж — язва, мне дай к чему прицепиться).

  • Первая массовая сцена заканчивается кражей мороженого у лоточницы одним из воспитанников детского дома. Проблема в том, что всю дорогу эти дети позиционируются милыми и хорошими. Постой, скажете вы, может, конкретно этот мальчик — эдакий местный хулиган, баловник? Неа. Ну да, авторы попытались придать его характеру бунтарский дух и своеобразный юмор, но ничего вот такого, что указывало бы, что этот «Семёнов Толик» ещё и вор, не наблюдается. Вопрос: зачем?
  • Лёшка заболевает. Начинается мой фаворит — сцена про скорую помощь. Длинная, пафосная и бесполезная. Напоминаю: в детском доме болен ребёнок. Ему вызывают врача. И ансамбль с серьёзнейшими лицами поёт о том, что, мол, скорая помощь, звёзды на небе тебе помогут «адрес заветный найти», «чтобы не сбиться с пути». «Верим, ты сможешь!» — оптимистично сообщают нам. Хм. Приморский городок, в котором явно не по три детдома на переулок. Улица тоже Приморская — то бишь, не нужно плутать по микрорайонам в поисках пристанища больного. Фигачь себе в сторону воды и не переживай. Что за паника? Да даже в необъятной Москве скорая доберётся по адресу без вопросов. Это называется — перемудрили.
  • Начало той же сцены. У ребёнка температура — 39,9. И текст: «Лёшенька мечется, бледный, как мел». Поправьте меня, если я ошибаюсь, но если у человека жар и от такенная температура, то он должен быть красным, как помидор.
  • Финал той же сцены. Доктор Ольга беседует с Алёшкой. Она мило присаживается на каменную ступеньку, предлагая мальчику сделать то же самое. Сидят, общаются. Угу. На улице — не май месяц, все в пальто. У Алёшки — температура. Ольге вообще не предписано на холодном сидеть так-то… Тут уже к режиссёру вопрос: ну зачем?..
  • Второй акт. Юлька и Алёшка находят котёнка. Совещаются как назвать. Мальчик предлагает именовать животное Волчком, а когда Юлька удивляется, почему, мол, кота — да Волчком, отвечает, что это секрет. Вы полагаете, авторы нам его откроют? Ха-ха три раза! Сказали же — секрет. Вот и незачем вам его знать. Эдаких тайн мадридского двора я в спектаклях ещё не встречала.

Так что, подводя итог о мюзикле «Баллада о маленьком сердце», я могу процитировать команду КВН «Максимум»: «Хорошо, хорошо, да не очень-то!..» Но замечательные дети в главных ролях позволяют простить почти всё. А как по мне, так только ради этих таких больших, но таких маленьких артистов и стоит идти на «Балладу».


В прошлом отзыве я решила не писать подробно об исполнителях ролей. А сейчас выскажусь — тем паче, что мне есть, кого и с кем сравнить.

Взрослый ансамбль. Эта фраза касается не только ансамбля: пусть порой кажется, что постановки театральной компании «Айвенго» — это такая мюзикловая Спарта, в которую сбрасывают всех артистов, которые пока ещё не нашли свою дорогу в «громкие» проекты, но не стоит делать поспешных выводов. Все тут хороши и уместны. Может быть, звёзд первой величины вы в числе актёров «Баллады» не найдёте, но украшением любого ансамбля они станут. Так вот, взрослые «все и на всех ролях», то есть, ансамбль. Видно, что народ получает удовольствие от того, что делает. И это — главное. Приплюсуйте несомненную профессиональность всех и каждого — и получите общую картину. Ребят, да мне тут даже придраться не к чему.

Детский ансамбль. Несомненное украшение спектакля. В первый раз мне попались невообразимо сильные мальчики и милые девочки. Во второй раз мальчишки были побледнее девчонок, но вкупе они смотрелись и звучали великолепно. Учтите, что дело было в воскресенье, и как почти все взрослые, так и дети, работали «двойник», а мы смотрели вечерний спектакль. Откуда только у народа силы берутся?! Дети — превосходны.

Так, переходим к ролям. Причём, буду сравнивать. Если я видела разных артистов, то сначала буду писать о том, кто играл 9 числа, а потом, соответственно, о том, кого я видела 31-го.

Юлина мама — Дарья Зуева. Шикарна. Как я уже сказала в прошлый раз, прямо молодая Бернадетт Питерс. Совершенно безголовая дамочка, у которой вот так получилось. Она не хотела ничего плохого — но жизнь же груба. И как-то верится, что однажды она всё же вернётся на эту грешную землю и приедет к дочери. Персонаж отрицательный, конечно, но симпатичный.
Алиса Курбатова. А вот это из серии: шо это было?.. Алиса, как я понимаю, яркая характерная актриса, и ей не хватило некоей гибкости, чтобы быть убедительной в роли. Получилась какая-то законченная стерва, которая вообще непонятно зачем приехала в детдом. И это не легло в рамки роли. Потому что есть же финальная часть сцены — когда мамаша, уже раскаявшаяся и решившаяся забрать дочь, переживает, что не может подождать час, ибо спешит на поезд в Бахчисарай. У Зуевой всё было гармонично: ну, нету мозга у тётеньки, ну, такая она, ну, творческая личность, ну, понять и простить. А когда про Бахчисарай начинает вещать Курбатова, остаётся только плечами развести и руками пожать. Не монтируется оно с тем, что Алиса демонстрировала ранее. И, да, про такую мамашу дочке можно смело забыть. В общем, это была единственная актёрская неудача 31 января.

Ольга, врач «Скорой помощи» — Дарья Бурлюкало, Алёна Донцова-Маклецова. Пишу о них вместе, ибо так и не решила, кто лучше. Насколько я помню, Донцова сильнее вокально. Но некритично. А в общем — почти одинаковые впечатления у меня остались. И ведь хорошие.

Дядя Женя, сторож — Евгений Финадеев. Очень милый и душевно тёплый персонаж. Чуть-чуть проблемный вокал, но этот дядя Женя вызывает симпатию. Он, знаете ли, местами тюфячок, но потому он и сторож, а не директор банка. Одна беда: товарищ Женя прежде служил на море, согласно либретто. Ох, не верю что-то…
Константин Ужва. Совсем иной коленкор. И абсолютно другой характер персонажа. Это, да, это прям старый морской волк. И баритооон… И вообще — исключительно харизматичный товарищ. Но здесь не верю в другое: что эдакий Женя мог устроиться сторожем детдома. Хотя это мои личные тараканы, никак не связанные с либретто. Ужва отличный просто.

Тётя Надя, нянечка — Анастасия Тюшнякова. Оба раза её видела. Какая ж она милая и симпатичная!.. Тут даже писать ничего не буду: просто получала удовольствие от нахождения Анастасии на сцене.

Зоя Михайловна, директор детского дома — Юлия Свиридова. Очень мне понравилась. Тёплая, добрая, любящая — веришь, что в детдоме ребятишкам живётся хорошо (пусть они и скучают по родителям). В канве мюзикла — прям в яблочко. А если вспомнить, что мюзикл — детский, то и вообще лучше не придумаешь.
Наталья Коршунова. Вот тоже хорошо. Просто это иной директор. Она чуть более твёрдая и прямая — например, Юлькиной маме она так предлагала часок подождать дочь и выпить кофейку, что читалось нечто вроде: «Да знаю я тебя, сто раз проходили, сейчас развернёшься и уедешь!» (директор Свиридовой искренне верила, что мамаша останется). Но всё равно, понятно, что детишкам она — не чужая, что она их любит, а они — её. Мне больше понравился вариант Юлии, но и Наталья молодец.

А вот теперь — главные герои, Юлька и Алёшка. Не просто главные — герои вечера.

Алёшка — Артём Петрусёв. Всё уже написала, отругала, хватит.
Александр Савинов. А вот это — совсем иная история. Этот мальчик чудесен. Я чуть выше уже хвалила его, но тут и повториться не грех: абсолютно органичный, правдивый и искренний. И, когда есть полноценная линия Алёшки, то и спектакль смотрится абсолютно иначе. Понимаю, что это просто лично мне в первый раз не повезло, и Миша Смирнов, который обычно играет с Вероникой, тоже молодец. Но если говорить о врождённом даре — то это к Саше. А с Никой они — неповторимый дуэт. Слушайте, да они даже двигаются одинаково — и не потому, что так заучили, а потому, что вот так чувствуют. В общем, тут есть всё: актёрский талант, вокал и тонна обаяния, без которого артисту не жить. Господа, если вы хоть как-то доверяете моему мнению, то запомните Сашину фамилию, сходите на сайт мюзикла — туда, где публикуются составы, — и выбирайте дату. И будем надеяться, что Саше ещё не раз выпадет возможность сыграть с Никой.

Юлька — Вероника Устимова. Оба раза я видела эту девочку в главной роли, и немудрено — на неё и шла. Причину я уже озвучивала — нереальный талант у человека. Ни намёка на фальшь даже в самых сложных местах. Никакого наигрыша, нередкого для детей-артистов. А вокал — это нечто неописуемое. Понятия не имею, как может этот ребёнок в свои 11 лет столь глубоко чувствовать и доносить малейшие нюансы до зала. Верю, что мы с вами наблюдаем восход большой звезды.

И снова я хочу низко поклониться родителям детской труппы — не только Сашиным и Никиным, но и всем остальным. Вы растите феерических ребят. То, что делают они, достойно памятника — и им, и вам.


Вы хотите резюме? Так я всё уже сказала. Артисты — замечательные. Песни — ну, есть отличные. Постановка — по большей части интересная. А сценарий надо резать. Надо. Не дожидаясь перитонита.

5 идей о “«Баллада о маленьком сердце»: большие маленькие артисты…

  1. avatarЕлена Внимательный зритель)

    На счет мелочей, которые вам так понравились! По поводу первых двух пунктов — как говорится, кому что нравится! По поводу цвета лица и температуры. Дай Бог всем такого здоровья, как у вас. Иначе бы вы знали на собственном опыте, что бывают разные варианты. Особенно, когда высокая температура и начинается лихорадка. Самый классический вариант — бледное лицо. Что касается окончания сцены, то логично предположить, что они садятся в карету скорой помощи и едут в больницу. И никакого сидения на холоде. Как вы считаете?
    И про Волчка, есть такая детская колыбельная «… придет серенький волчок и ухватит за бочок…» и в продолжении этой песни и появился котенок по имени Волчок. Поэтому и секрет, потому что так страшно признаться, что никто не поет эту песню этому мальчику, а так хотелось бы услышать. И песня Юльки во втором акте о том же, где она так хочет человеческого тепла, а кроме маленького котенка никого рядом нет… Помните, как она поет: «Приди ко мне мой серенький Волчок, я сплю на самом краешке кровати…»
    И еще про дуэты! Вы видели два дуэта, но к сожалению не смогли посмотреть самый лучший в этих составах детей-актеров. Это конечно Савинов — Паротикова. Они готовились изначально в паре. У них самая лучшая сыгранность. А еще они самые старшие, а значит самые опытные и умелые. Приходите еще. Попробуйте отринуть от себя излишнюю критичность и просто посмотреть на игру детей. Я уверена, вы будете довольны тем как потратили свое время.

    1. avatarЕвгений

      Насчет «самого лучшего дуэта» я бы поспорил с Вашим неожиданно громким заявлением, уважаемая Елена.
      Пара Устимова-Смирнов, насколько мне известно, тоже готовилась именно в таком сочетании и является «первым составом» в данном мюзикле. И не нужно спорить и убеждать меня, что там нет «первого состава». Он есть! Как и в любом театре! Это данность театрального мира, которую нужно просто принять как факт!
      Так вот, это абсолютно закономерно, поскольку вокально Устимова-Смирнов сильнее и профессиональнее, чем Паротикова-Савинов. У кого-то конечно может быть свое, «особое» мнение по этому поводу. Мне доводилось читать явно «заказные» хвалебные отзывы на сайте театра «Айвенго» про некоторых актеров, особенно детской труппы. И Ваши строки, уж простите меня великодушно, очень похожи на это, в отличие от отзыва о спектакле автора этого блога — Ирины Мишиной, которую сложно заподозрить в этом.
      О профессионализме Устимовой и Смирнова говорит не их возраст, а факты и послужной список этих ребят: Евровидение, Славянский базар, Новая Волна, Голос. Про их театральный опыт Вы, полагаю, не хуже меня знаете. Так что опыта и умения этим ребятам не занимать. И приведенный Вами факт о том, что Паротикова и Савинов старше по возрасту, выглядит просто смешно и никак не может являться мерилом.
      Я ниже уже написал — конкретно Савинов мне очень нравится, особенно актерски, отличный парень, с харизмой, обаятельный, поет тоже хорошо. Но назвать его пару с Паротиковой «самым лучшим дуэтом» — увольте, никак не могу. Для меня они на 3-м месте после пары Устимова-Смирнов и Устимова-Савинов.
      А Вы кстати сами-то были на спектакле с дуэтом Устимова-Смирнов или рассуждаете как в том старом анекдоте:
      «И что это все Каррузо, Каррузо, великий певец. Я тут вчера послушал и ничего такого великого не услышал.
      — А как это ты его послушал?
      — Да мне Мойша напел.»

      1. avatarЕлена Внимательный зритель)

        Евгений! Очень понравился ваш ответ!
        Попробую слегка подправить ваши замечания!
        Что касается «первого состава», то в наш век рыночной экономики он определяет продаваемость бренда. Согласитесь, это очень важно для мюзикла, который идет всего два с половиной месяца. И если в трупе есть известные фамилии, то конечно они указываются в первых строчках. Как говориться, ничего нового вы здесь не сказали. Это нормальная практика.
        Что касается послужных списков, то все четверо (и Устимова, и Смирнов и Паротикова и Савинов) имеют огромный опыт участия в разных конкурсах, фестивалях и концертах и т.д. и т.п. Поэтому писать про вокальные данные этих детей можно много и долго и все авторы будут правы. Мы же сейчас обсуждаем театральную постановку. А здесь очень важно помнить про актерские навыки и про талант, который дается от Бога. Если вы смотрели всех четверых на сцене, то вы наверняка знаете кому из этих детей не хватает (чуть-чуть) искры таланта. Намеренно не называю эту фамилию, но любой внимательный зритель, который видел этот мюзикл в этих составах ответит на этот вопрос без труда…
        Про «заказное» и «хвалебное» — вообще ерунда какая-то. Зачем? Кому заказали? Дети только в начале пути. У мальчишек еще ломка голоса впереди. Мы вообще не знаем какими они будут дальше. Я считаю, что любой ребенок, который способен столько пропеть и прожить на сцене достоин всяческой похвалы и уважения. Вы тут спрашивали, видела ли я остальные дуэты? Да! Видела! А еще я была на открытых репетициях, и видела, как дети от усталости просто ложились на сцену. Потому что им банально тяжело работать наравне со взрослыми. Это из зрительного зала во время спектакля, когда они все на кураже, нам кажется, что все легко и просто. А когда до предпремьерных показов осталось несколько дней и все репетировали с утра до ночи. О чем тут еще можно говорить? И еще! Совершенно случайно узнала из первых уст почему Миша Смирнов не играет в паре с Машей. Поинтересуйтесь у него! Я думаю, что вы удивитесь.
        А потом мы уж с вами Энрико Карузо обсудим, того, который великий итальянский оперный певец))) или вы про какого упоминали?)))

  2. avatarЕвгений

    Очень интересно читать ваши отзывы! И этот и прошлый. Такие они… настоящие, что ли! Хоть и резкие, и довольно критичные, зато от души. Сразу видно, что не «заказуха».
    Как постоянный зритель Баллады (был там уже несколько раз и на разных составах) я с вами согласен — Вероника Устимова просто бесподобна в роли Юльки! И актерски, и вокально. И Александр Савинов тоже неплох, но все-таки в первую очередь по актерски. Он очень органичен в этой роли! Но лично для меня помимо актерской игры еще важен и вокал. А за этим, безусловно, нужно идти на Мишу Смирнова. Его дуэты с Вероникой и врачом скорой помощи пробирают до мурашек. Найдите время и сходите на пару Устимова-Смирнов. И напишите потом. Жутко интересно, какое впечатление произведен на вас Баллада в 3-й раз!
    Да и на пару Паротикова-Савинов тоже сходите, чего уж там! Писать — так уж про всех! Правда лично мне игра Марии и ее вокал не понравились. Переигрывает слишком. И вокал все время такой… надрывный что ли. И какое-то непонятное вибрато в каждой строчке. Может кому-то это и нравится, но лично мне показалось абсолютно неуместным. Но каждому свое, возможно вы уйдете после этого в экстазе.

    1. avatarАркадий

      Решил посмотреть, какие составы на ближайшее время, и обнаружил, что… перерыв в показах аж на месяц.
      Не знаете, с чего вдруг так?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Спасаюсь от ботов, замучали просто. Впишите нужную цифру: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.