«Баллада о маленьком сердце»: я разгадала знак бесконечность…

6741

Про детский мюзикл «Баллада о маленьком сердце» мне ударно рассказывала в последнее время аж целая толпа и настоятельно рекомендовала посмотреть. Мол, это прекрасно, непередаваемо и просто шедевр. Ну, я и подумала — а что терять впустую предпоследний день каникул? Тем более, что составы на сайте обещали мне в главной роли Веронику Устимову, которую я считаю гениальным ребёнком и прекрасной артисткой ещё с моих любимых «Алых парусов». Взяла — и 9 января поехала в КЗ «Измайлово»… или, как его принято сейчас именовать, «Измайлово Concert Hall» (ну, да, да, знаю — как вы яхту назовёте… вот прямо возьмём и поверим, что это правило работает).

В общем, готовьтесь. Сейчас я твёрдой рукой разбавлю поток сиропно-шоколадных хвалебных отзывов о мюзикле. Собственно, я не могу сказать, что всё было так плохо, что оторви и выброси. В моём сознании сейчас на равных правах уютно сосуществуют как умиление, восторг от работы артистов и понимание, что тема-то затронута правильная, так и воспоминание о мысли: «Да когда ж это всё закончится?!» — наравне с печалью о том, что русский мюзикл продолжает оставаться бессмысленным и беспощадным, ибо создатели стремятся запихнуть в полотно спектакля всё, что придёт в их бедовые головы.

Напоминаю: мюзикл «Баллада о маленьком сердце» позиционируется как детский. Да он и является таковым. И длится он при этом три часа — плюс получасовой антракт. И это можно пережить, но в данном случае нет толком никакого сюжета. Всё происходящее можно спокойно вместить в часовое шоу.

Ан нет — мы смотрим вставные номера, которые никак не продвигают действие вперёд, зато они очень милые и красивые. День рождения Маши — он ну вообще не нужен для мюзикла. Зато нам показали, как здорово и дружно живётся в детском доме (а если кто не знает, именно там всё происходит… и вот не надо проводить параллели с иными известными мюзиклами — оставим авторам право выбирать место действия). Морские песни — это вообще зачем?.. Духом Крапивина дать залу проникнуться?.. Ну, да, вроде как, показали Алёшкин внутренний мир. А что ж так долго и без привязки к сюжету?

Каждая песня длится не менее четырёх минут. И не нужно этого — но ведь здорово же поставлено, шикарно отыграно, отлично спето, ярко и прикольно. Впрочем, может, проблема в том, что я-то — не целевая аудитория мюзикла ни разу. Я ж — престарелая пресыщенная дама, а дети, вполне вероятно, могут на ура все эти изыски принимать. Ой, не знаю…

Ещё в антракте я сформулировала своё мнение о «Балладе»: непередаваемая прелесть, приправленная неземным трешем. Я сейчас даже не про странные сцены с комиссией. Вот концерт для итальянцев — это что такое было?.. Сцену с Машей и медведями я созерцала сквозь жёсткий фейспалм… но, кажется, я одна такая в моём секторе зала была. Или же остальные просто более стойкие.

И вот это перенасыщение ненужными длиннющими песнями (особенно — массовыми) не просто утомляло — вызывало крамольные мысли о том, что почившие «Растратчики»-то, оказывается, вообще ни разу не затянуты и не напичканы лишними сценами. «Баллада о маленьком сердце» показалась мне бесконечной. И это при том, что я искренне готова воспевать все её объективные плюсы.

А они есть. Скажем, к актёрскому составу — вообще никаких нареканий (кроме, увы, одного персонажа — и немаловажного… но о нём — ниже). Да, во всём списке исполнителей мне были знакомы ровно полторы фамилии — и тем приятнее было осознавать, что люди на сцене работают на пятёрку.

Постановка — вся целиком, от мизансцен и танцев до костюмов и декораций (за них — отдельный респект, очень настроенчески получилось). Как минимум, очень мило. Местами — вообще здорово. Ну, и концерт для итальянцев, простите… мда…

Или вот музыка. Большая часть песен или просится в плеер, чтобы прописаться там надолго, или же просто приятно ложится на ухо. Только проблема та же: материала слишком много, и примерно к середине первого акта просто перестаёшь отличать одну песню от другой. А самое печальное, что самые вкусные мелодии, на мой взгляд, достались сценам, которые к сюжету имеют минимальное отношение. Лучше б авторы поделили написанное пополам да сделали б два мюзикла. Право, тогда б было гораздо лучше и гармоничнее. (Хотя понимаю: и один-то проект попробуй в жизнь воплоти, а я тут о паре вещаю…)

И странные акценты. Скажем, сцена под названием «Алёшкина болезнь» глобальна и жутка. Музыка такая, как будто мальчик не воспаление лёгких схватил, а как минимум пополам разорвался и склеиться обратно не смог. Постановка — почти «Призрак оперы». Толпа докторов в белых халатах, зачем-то вываливших на сцену, и пафос. Да, я понимаю, что в этот момент происходит важнейшая для Алёшки встреча. Но я, честное слово, ожидала, что после такой феерии за жизнь пацана будет сражаться сам доктор Быков со всеми своими интернами скопом — такая подводка мощная была. А нет — проходит несколько песен, и Алёшка сотоварищи, как ни в чём не бывало, снова танцует и поёт, а про болезнь — ни мыслишки, ни полслова. Ухнули силы в никуда.

Из той же оперы — сцена с приездом Юлькиной мамы (ой, приглянулась мне в этой роли Дарья Зуева — эдакая Бернадетт Питерс в младые годы). Впрочем, данный кусок и сам по себе выглядел не так уж убедительно (если вспомнить, как Юлька мамашу свою непутёвую ждала, здесь некий нереальный шоу-стоппер должен быть, а не псевдо-водевильчик). А умер Максим — да и фиг с ним. В смысле, ушла мамка за кулисы — ну и проехали. Тут спасибо либретто второго акта, в котором о Юлькиной тоске по родительнице упоминается вскользь и шёпотом. Мол, зрители и сами в курсах, чего там. Но для того, чтоб душу скребло, нужно по этой ране долбить снова и снова.

Это всё полбеды. Есть же ещё и финал. Верней, отсутствие оного. Ничто не предвещало — и вот Юлька выходит петь красивую песню, а на завершающем проигрыше нежданчиком звучит текст о дальнейшей судьбе наших маленьких героев. Не спорю, такой приём допустим. Но не в данном случае. Как будто топором мюзикл обрубили. Гештальт не закрылся. Что это было, шеф?.. Всё кончилось? А почему ничем?.. И низкий поклон Веронике Устимовой, которая спела свою финалку так, что я забыла, как дышать.

Вы можете мне попенять, что, де, авторы молодцы, благое дело сделали, такую важную тему затронули — брошенных детей. Ну да, они пытались. Однако, как любил говаривать мой замечательный преподаватель по математике, «я тоже пытался паровоз поднять, но ведь не поднял». Вот и этот музыкальный паровоз чуть-чуть колёсиками над рельсами поболтал — и рухнул обратно. И совершенно неважно, на какую при этом тему была «Баллада».

Что осталось у меня на душе в итоге? Нет, я, конечно, не жалею, что посмотрела этот мюзикл. В нём масса сильных сторон и удачных находок. Но два минуса (впрочем, являющихся болезнью современного русского мюзикла в целом) перевешивают почти всё хорошее. Я говорю об изначально слабом либретто и о стремлении авторов впихнуть в сценарий невпихуемое.

А так-то трогательно, не спорю…


Обычно я ещё описываю свои впечатления от работы артистов. Сейчас я поступлю так же, но остановлюсь только на двоих из всей многочисленной труппы — на главных героях, мальчике и девочке. Ну, остальную братию я могу похвалить в целом, всех и каждого. О ком ни вспомни, все молодцы и профессионалы. Так что выделить никого у меня не получится, вот и считайте, что это я так вкратце и об исполнителях ролей, и об ансамбле, и о балете отозвалась.

А вот эти двое, малолетние Юлька и Алёшка, кардинально отличались от прочих. По разным причинам. Признаюсь, мне сейчас будет очень совестно и неприятно ругать ребёнка-актёра (и ежели его родители или прочие родственники-друзья сюда заглянут, то лучше сразу закрывайте страничку и читайте что-то иное — интернет велик), но я же стараюсь быть честной. Потому…

Алёшка — Артём Петрусёв. Если б вы знали (а если смотрели Балладу», то и знаете), какая шикарная в мюзикле детская труппа!.. На сцене в полную силу работают 10 ребят, танцуя и распевая песни три часа кряду (а в случае двойника, как случилось 9 января, то и шесть часов). А на главной роли — Артём… Я не знаю, каков он будет, когда вырастет. Но сейчас я вынуждена констатировать: по всем фронтам — полная неудача. Увы, Артём не поёт, не танцует, не двигается и не отягощён артистическим талантом. Проблему решило бы обаяние мальчишки, но… как-то и здесь не сложилось. И всё это смотрится особенно выпукло на фоне феерической Вероники Устимовой. Я повторюсь: в детском ансамбле были такие классные и даровитые парнишки подходящего возраста, что хоть сейчас на них Артёма меняй. Я не понимаю, как сей мальчик мог быть утверждён на главную роль. Вообще, в мюзикле две переплетающихся сюжетных линии: Юлькина и Алёшкина. Так вот, вторая в моём случае начисто отсутствовала. Да, персонаж был на сцене и даже что-то делал — но толку-то… Может, ещё и поэтому, лишившись половины происходящего, я с таким трудом дождалась сначала антракта, а потом — поклонов. И, знаете, нет, я не буду делать скидок на возраст и на «онжеребёнок» (тем более, что Алёшки в других составах, я знаю это, как минимум поющие). «Баллада» — отнюдь не школьная самодеятельность и с дорогими билетами. И как-то все остальные держат марку. Особенно…

Юлька — Вероника Устимова. Да, я шла целенаправленно на Нику. И она поразила меня в очередной раз. Это был тот случай, когда 11-летний ребёнок влёгкую переиграл и перепел всю остальную труппу — включая взрослую её часть (и вы же не забыли, что, кроме Артёма, они все были хороши?..). Вероника — она живёт на сцене. Для своего возраста она делает гениальные вещи. За финальную песню (с весьма «взрослой» и сложной мелодией), исполненную в завершение двойника, я готова воспевать Нике похвалы безостановочно. И в первом акте: «Зоя Михайловна, у меня есть настоящая мама!» До слёз, не вру. Я искренне верю, что Вероника вырастет в большую, умную актрису. Но и сейчас уже она творит чудеса. А её вокал… В антракте, как я люблю, прислушивалась к мнению окружающих. Профессионализм девочки отмечал каждый третий (прочие были заняты — спешили за попкорном и к аниматорам). Если я когда-нибудь повторю свой поход на «Балладу», то только для того, чтобы увидеть Нику с равным партнёром. Хвала Вероникиным родителям — и спасибо за такую дочь.


Вот что ещё понравилось: перед началом мюзикла голос в динамиках доходчиво объяснил, что спектакль фотографировать нельзя, а поклоны и финальную песню — можно, только без вспышки. Все бы пример брали, а то я замучилась разгадывать шарады в других театрах: уже разрешено расчехлять фотоаппарат, или же я сейчас лазерной указкой в глаз получу?..

А за двух с половиной гардеробщиц, медленно и печально выдававших верхнюю одежду толпище зрителей, убить готова (с половиной — ибо третья пришла не сразу и оказалась самой неторопливой). «Измайлово Concert Hall», гляньте-ка вы… Бардак! 🙂


И вот мои фотографии с поклонов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Спасаюсь от ботов, замучали просто. Впишите нужную цифру: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.