«Алые паруса»: второй заплыв…

Признаюсь честно: на этот мюзикл я шла, как на пытку. А что поделать — начиталась отзывов о новой постановке, насмотрелась фотографий, заранее опечалилась и решила хотя бы порадоваться любимым мелодиям, раз такое дело. И что вы думаете? Обломалась я жестоко. Да и вы тоже, потому что этот отзыв будет скучным и хвалебным. Ибо я в восторге.

Тут вот какое дело. «Старые» «Алые паруса» очень уж пришлись мне по душе. Я их смотрела два раза, сначала похвалила, потом жёстко отругала (ну, не сложился в моём представлении тот показ; сработало правило «кого сильнее любят, того сильнее бьют»). Но, несмотря ни на что, мои чувства к «Парусам» не угасали, и я с завидной регулярностью переслушивала бутлеги и жаждала нового просмотра.

Так что в театр «Русская песня» я себя отправила, правда, буквально за несколько дней до посещения сего заведения меня огорошила новость о том, что постановка-то — иная, «гастрольная», а феерические декорации вообще сгинули в недрах Питера. Нет, так-то я знала, что будут некие изменения, но не настолько же… Думаю, вы осознаёте мои чувства, нахлынувшие по пути в театр. Прибавьте к этому печаль от того, что мой любимый Арцев будет не Эглем, а всего-то священником. Грусть-тоска…

И тут меня обманули! Ибо Арцев был именно Эглем, Арцева было много… нет, так: МНОГО, Арцев жёг и радовал глаз и ухо. А если вспомнить, что именно 10 февраля (ах да, я же в этот день на «Паруса» ходила) свой премьерный спектакль отыграл Дёров, то можно с уверенностью заявить, что концентрация моих любимых Антонов на квадратный метр сцены зашкаливала. 🙂

Вот что я вам скажу: обычно гастрольная постановка — это та же самая, что и стационарная, но «облегчённая». Здесь же — абсолютно другой спектакль (если кто не в курсе, даже имя постановщика в программке поменялось). Какие-то элементы, конечно же, сохранились, но в целом творческая группа провела огромную работу и создала мюзикл почти с нуля. И лично я так его и воспринимала — просто другими «Парусами». Мне ни разу не захотелось сравнить, мол, то было лучше или это, а такой-то кусочек, напротив, в обновлённой версии удачней получился. Я, что называется, смотрела мюзикл as is.

Далее я, конечно, буду сопоставлять «Паруса-1» с «Парусами-2», но лишь для того, чтобы была понятна разница между ними. В любом случае ещё раз хочу акцентировать всеобщее внимание на том, что я до сих пор пребываю в приподнятом состоянии духа и напеваю про «На крыльях алых парусов…» По нраву мне.

Изменения.

«Паруса-1» мне нравились единством всех составляющих: декорации, костюмы, актёрские приёмы, режиссура, свет — в общем, все детали являлись шестёренками эдакого действа с пронизывающе-гнятущей атмосферой (и она тоже была ой как уместна — в той версии и в том обрамлении). При этом на задний план частенько отходили непосредственно сами артисты и их игра. Это не критика — так было надо.

В «Парусах-2», с исчезновением «вспомогательных выразительных средств» (это я про декорации, старые костюмы, грим и вообще стимпанк как таковой) актёрская игра вышла на передний план. Теперь всё зависит от подачи роли артистами, от того, как они произносят диалоги, как проживают своего персонажа. И в данном случае очень правильно, что постановка теперь оставляет светлые чувства, а не «сейчас мы все умрём».

Я имею в виду вот что: изменился ключ актёрской подачи. Если прежде герои мюзикла были эдакими столпами, несколько сдержанно-плакатно толкающими речи (повторюсь: в «Парусах-1» это было единственно правильно), то теперь они стали более «живыми» и естественными. Например, раньше маленькая Ассоль вопрошала, обращаясь к отцу: «Ты разрезал мамину косынку?!» — с такой траурной интонацией, что, казалось, мир только что рухнул и валяется, а вчера девочка задавала этот вопрос с самой обычной и понятной детской грустью.

Кстати, не поверите, но в обновлённом варианте сцены в борделе перестали выглядеть инородным куском. Если к стимпанку они имели столько же отношения, сколько лично я — к балету (и это моя самая большая претензия к «Парусам-1», наверное да-да, то, что я не отношусь к балету), то в «Парусах-2» всё движется в рамках единого стиля.

Поскольку исчезла «многоярусность» декораций, всё действие происходит в непосредственной близости к публике (разве только Ассоль всё на маяк лазила, да ещё Эгль проявлял чудеса альпинизма), и появилась возможность неотрывно наблюдать за актёрами и оценивать нюансы их игры. А здесь было на что посмотреть.

Да, сместили акценты в самой концовке (не буду спойлерить, сами умиляйтесь в зале… ну, или плюйтесь, если вам не прожить без Меннерса с корабликом в руках на финальных аккордах). Но, опять же, в «Парусах-2» это смотрится весьма гармонично и правильно. Тем более, что Меннерс наконец-то (ой, как я этого хотела!..) стал полностью отрицательным героем, а не «милягой с отрицательным обаянием». Вот пинайте меня, но никак не получалось у меня в рамках той, старой постановки принять «квази-положительного» Меннерса.

Если кого-то интересует, не повырезали ли половину песен, успокою: всё на месте. Только «Загробная ария Меннерса-старшего» переместилась — теперь эта песня исполняется сразу после сцены утопления персонажа… да и то он сам только запевалой является, большая часть достаётся ансамблю.

К слову, таковая перемена не одна. Так, припев песни про день рождения теперь исполняется Лонгреном и его дочерью в дуэте (и это круто), а моя любимая «И дева ответила…», увы, практически полностью лишилась Эгля (он поёт буквально пару строчек, после чего передаёт инициативу влюблённой парочке), зато как здорово разложено всё остальное на партии Ассоль и Грея…

Чуть не забыла: раскрываю секрет, что же в мюзикле делает Грей в детстве. Как я и предполагала, он видится маленькой Ассоль во время песни про «Я построю маяк». То есть, теперь с девочкой общается не здоровенный лоб, а её сверстник, что выглядит куда как гармоничней. По ходу пьесы диалог ещё и маленький Меннерс подслушивает. Сначала я огорчилась — мол, что за «Яръ», чего этот-то тут забыл?.. Но когда все три персонажа, после секундного затемнения, мгновенно «выросли» (вот это было эффектно — особенно, когда девочку-Ассоль на конструкции-маяке сменила Ассоль взрослая; прямо фокус какой-то), я улыбалась во весь рот от умиления, как дурочка.

Если попытаться ответить на вопрос, какую же версию я бы предпочла, я бы замялась и разрыдалась от невозможности дать единственно верный ответ. Они мне любы обе. Если в Питере действительно будут давать «Паруса-1» (хотя даже и не знаю, вернут ли «тот» подход к актёрской подаче, поставят ли песню мёртвого Меннерса на прежнее место — в старой версии она на оном как влитая сидит, порадуют ли публику прежним финалом…), я бы, не раздумывая, села в поезд да поехала их смотреть. А в Москве пусть меня пока радуют «Паруса-2».

Декорации.

Глядела я, значит, ещё в понедельник на фотографии и билась головой о клавиатуру. Ибо единственные слова, которые я могла из себя выдавить, звучали примерно так: «Что, блин, за детский сад?!.» Зря я так. Потому что вживую все конструкции-декорации (мачта, маяк, волны на заднем плане и волны-качалки на переднем) оказались очень милы и активно, а главное — правильно задействованы.

Кто ж спорит, мега-конструкция на сцене «Парусов-1» вызывает почтительный трепет и длительные аплодисменты — равно как и её использование постановщиком. Но раз она не влезла в театр «Русская песня» и сейчас изучает слова «поребрик» и «кура», то было найдено абсолютно новое решение. И я отнюдь не могу назвать эти деревянные декорации «упрощением» в плохом смысле этого слова. Как и старая версия, обновлённая показалась мне очень, если позволите так выразиться, стильной и, главное, уместной.

А как народ по этим «качалкам» скачет — ммм… Я пару раз за сердце хваталась, думала, придётся скорую вызывать, когда особенно активные товарищи чудеса эквилибра демонстрировали (и это я не про акробатический ансамбль пишу). 🙂

Чтобы два раза не вставать, в этом же пункте упомяну и костюмы. Ушёл в прошлое мой любимый стимпанк, но в «Парусах-2» ему места нет от слова совсем. Зато теперь много матросок и морского настроения. 🙂 Вообще же, нормальные костюмы (даже пальто Эгля я в итоге им простила).

Да, кстати, а без старого грима (у кого он был) теперь мимика видна.

Диалоги.

В отзыве о первом посещении «Парусов» я, помнится, цитировала просто феерический диалог Лонгрена и Ассоль. Ну, где «метод Илоны Давыдовой» — повторение одних и тех же слов по семь раз. И это вылечили! Реплики стали более очеловеченными и близкими к жизни, да и интонационно они теперь подаются совершенно иначе.

Плюс добавилось несколько фраз, позволяющих тем, кто на новенького в зале, вникнуть в происходящее. Ну, и «закадровое»: «Продана! Продана! Продана!» — от Меннерса-старшего по ходу всего действия, это, я вам честно признаюсь, правильно.

Звук.

Самый большой шок на этот раз я испытала именно от качества звука. Как-то попривыкла я, что в «Русской песне» без субтитров расслышать, что же поют артисты, нереально. И вдруг — ёлки-палки, мне всё понятно! Причём, даже в Театре мюзикла я менее отчётливо разбирала тексты.

Полагаю, причина в том, что сидела я на первом ряду, а прямо мне в лицо была направлена маленькая колоночка, установленная на сцене за монитором. Так что у меня был свой собственный звук, в котором хотелось бы несколько больше басов, зато вокала было предостаточно.

Люди добрые, как «Паруса» звучат из дальних рядов, поведайте, интересно же.

Актёры.

Несмотря на то, что «Паруса» я готова смотреть практически в любом составе, есть, без сомнения, ряд приоритетных личностей, отсутствие которых меня, мягко говоря, опечалит. Но вот вчера я радовалась всем (некоторым — так особенно сильно).

Начну с ансамбля — обычного и детского. Молодцы же. Всё чётко и слаженно — и танцы, и вокал, и актёрка. Ну, кто бы сомневался.

Хозяйка «Маяка» — Наталья Корецкая. Это мне подарок такой — после двух спектаклей с Костецкой. Прям эдакая дама вся из себя — и без доли развязности, которая наблюдалась у Оксаны. Уж не знаю, из-за нового прочтения получился такой персонаж у Корецкой, или же она изначально иначе Хозяйку подавала, но вот рекомендую данную актрису в этой роли.

Мать Меннерса — Елена Моисеева. Чудесна, чудесна. Чем дальше, тем сильней проникаюсь Моисеевой в разных проектах. И трансформация героини от уверенной в себе мадам до согбенной горем старухи впечатлила (в старой версии как-то не помнится мне столь разительное изменение). Спела — отлично.

Меннерс-старший — Евгений Аксёнов. Увы и ах, сделал всё, чтобы не спеть свою единственную оставшуюся сольную песню и пару строчек из второй. Да, это вам не Суханов… Теперь Меннерса-старшего осталось совсем мало в спектакле. Но зато, в отличие от обаяшки-Суханова, Аксёнов демонстрирует полного отморозка и гада, которого даже мысли не возникнет пожалеть (снова скажу, что Суханова в новом прочтении не видала, но он по жизни обаяшка же, по-любому ему сочувствовать начну). Так что меня такой Меннерс вполне устроил, ибо функцию свою выполнил на все сто.

Священник — Максим Заусалин. Вообще ничего нового — всё точно, красиво и по делу. Аж скучно. 🙂 Даже жалко, что у Священника роль не слишком объёмная. Всплакнула на «Любовь творит чудеса» — в обновлённой версии, будучи исполняемой на авансцене, очень сильно звучит (кстати, это был не единственный момент, когда я сидела и слёзы вытирала). И, товарищи, ну Заусалин и распелся!.. Да ещё и во все ноты попал, вы подумайте!.. Боюсь представить, что будет дальше.

Эгль — Антон Арцев. Поскольку я иду по программке снизу вверх, то пишу об Эгле сейчас — а так-то я о нём в финале соловьём бы разливалась, как о нереальной прелести «Алых парусов» всея. Так как Эгль теперь не сидит на верхотуре, а постоянно находится в непосредственной близости от зрителя, наблюдать за ним можно долго — а я б делала это бесконечно. Арцев прекрасен, крут, зажигающ, очарователен, шикарен, поющ, чудесен, непередаваем, великолепен… а подарите мне словарь синонимов Спасибо тому, кто за это ответственен, за выданную мне возможность увидеть вчера Антона. Я даже описать не могу, что он творил. Отдельное спасибо за пантомиму «Эгль делает сложный выбор между Греем и бутылкой». Поскольку возможность продемонстрировать акробатические навыки у Арцева отобрали вместе со старыми декорациями, он не сдался и пару раз прошёлся по сцене колесом. И вот что я больше всего люблю в Антоне (кроме его голоса, конечно), так это лёгкость, с которой он всё делает. Нынешний Эгль стал несколько более весомой фигурой и той осью, вокруг которой всё вращается (вообще, провокатор он, конечно). Да и финал на нём центрирован (не только на нём, но всё же). Так что спасибо за возможность вдоволь насладиться творящим Арцевым, это непередаваемо. ЭТОГО Эгля я люблю больше, чем его первую инкарнацию.

Мэри — Виктория Пивко. Хорошая и трогательная. С некоторых пор радуюсь Виктории в любом проекте, вот и в «Парусах» тоже. Кстати, сцена, в которой Мэри приходит к Меннерсу просить денег, больше всего мне понравилась именно на этот раз (совершенно меня не грело, как Суханов произносил свои реплики; а вот с Аксёновым всё сложилось в нужный паззл).

Лонгрен — Антон Дёров. Ну, поздравляю с премьерой. 🙂 Главная сложность в том, что я (и, боюсь, не только я) привыкла к тому, что песни Лонгрена должны исполняться баритоном. Впрочем, это дело поправимое, что называется, время лечит. Нельзя передать словами, как же я рада наконец снова увидеть Антона на сцене мюзикла (а поскольку на «Монте-Кристо» я принципиально не хожу — здоровье уже не то, — сами понимаете, событие это для меня не из частых). Значит, основная мысль такая: это — не Белявский, это — абсолютно другой Лонгрен (думаю, я никого не удивила новостью сей). Не могу сказать, что лучше или хуже (тем паче, что «новую версию Белявского» я ещё не имела счастья наблюдать, хотя и наслышана, мол, это феерично). Он просто иной. И, как по мне, он — очень хороший Лонгрен. Душевный такой. Отличный дуэт с Ассоль-девочкой (тут я тоже улыбалась до ушей, так трогательно смотрелись эти сцены), феерические драки (я, ей-ей, перепугалась за обоих Меннерсов), выжимающие слезу «серьёзные» моменты (всплакнула, чего греха таить). Может быть, я бы и смогла придраться к паре моментов, но предлагаю их списать на первый раз и волнение. В общем же получился новый для «Парусов» (да и, наверное, для самого Антона) и очень симпатичный персонаж, вполне цельный и убедительный. Так что рекомендую. Сейчас вообще крамольную вещь скажу, и многие меня не поймут (я вас знаю): имея нынешний бэкграунд (то есть, просмотрев всего единожды версию №2), лично я бы вот этому Лонгрену предпочтение отдала.

Меннерс — Станислав Беляев. Свершилось чудо, и Стас целиком и полностью устроил меня в роли отрицательного героя!.. Наконец-то «хороший мальчик» испарился полностью (правда, в одной сцене чуть не вылез из глубин подсознания Мишка Япончик), и остался типус мерзеус — одна штука. Как я уже писала, я — против того, чтобы из Меннерса делать лапу-зайку и страдальца. В старых «Парусах» это было, в принципе, оправдано (если б ещё чётче прослеживалась душевная трансформация героя, который в финале отпустил Ассоль к её Грею). В новых — всё, как мне грезилось. И, да, Беляев превосходен (еле подобрала слово, которое ещё не применила по отношению к Арцеву).

Грей — Мохамед Абдель Фаттах. Если кому не хватило баритональности в Лонгрене, то вам её с горочкой этот Грей выдаст. 🙂 Ну, а что? В Самаре, вон, например, Грей вообще баритон баритоныч. 😉 И ничего. За прошедшие сутки я чётко осознала, что являюсь единственным в мире зрителем, которому Грей Мохамеда нравится больше Грея Гордеева. Да, так уж повелось, что с Кириллом у меня любовь не сложилась (особенно за его неровное пение). И вот выходит такой Абдель Фаттах, а я гляжу и вижу перед собой не мальчика с грацией бревна, а закалённого морем мужика, настоящего капитана (грация, правда, примерно такая же). Видимо, это женское. Грею-Гордееву мне отдавать Ассоль не хотелось. А этому — чего бы нет? Мужик же!.. Народ массово критикует актёрскую игру Мохамеда (точней, отсутствие оной) и вокал. Что сказать на это… Меня устроило и то, и другое (хоть баритональный тембр и вызывал с непривычки те же ощущения, что и тенор Лонгрена). Ну, зато уникумом себя ощущаю…

Ассоль в детстве — Вероника Устимова. Чудесная девочка, нереально чудесная! Живая, забавная в своей некоторой неуклюжести, и — честно! — просто здоровско поющая. Я даже опасалась, что в «Я построю маяк» Ажажа после Вероники будет звучать тускловато, но Ольга не ударила в грязь лицом и выдала шедевр. Прошлые девочки в роли маленькой Ассоль были тоже хорошие (но переросли проект — в буквальном смысле этого слова), но Вероника покорила меня от ушей и до пят.

Ассоль — Ольга Ажажа. Нежная, очаровательная, трогательная, настоящая… Ассолистей Ассолей не бывает. Всё, что делает Ольга, чудесно. И поёт при этом прекрасно. Пожалуй, больше ничего писать не буду, чтобы не смазать впечатление от похвалы. Ох, граждане, какая же это Ассоль — всем Ассолям Ассоль!..


Закругляюсь.

Долго думала, как резюмировать всё вышесказанное. Фразы, там, строила, умные мысли придумывала. Да зачем? Я вам всё в трёх тезисах изложу: восторг, феерия, Арцев.

6 идей о “«Алые паруса»: второй заплыв…

  1. avatarМарина

    А мне жаль музыки ушедшей, не хватает этого, как и много чего еще:( Но к версии этой тоже можно привыкнуть и даже кайфануть.

  2. avatarЕлена

    С большей половиной изложенного категорически не согласна- но почитать стоит. Хотя бы для того, чтобы ещё раз убедиться: сколько людей- столько и мнений. Самомнение автора (инкогнито?!!) бьёт через край: претендовать на последнюю инстанцию (видя лишь один состав?! Да без Иващенко о роли Ассоль вообще можно не упоминать!
    Я была в тот же день и получила практически по всем пунктам абсолютно противоположное впечатление. Не знаю уж, как там смотрелось на первом ряду, но из середины амфитеатра и со звуком, и со светом были определённые проблемы. Возможно, прошлогодний вариант — это как «первая любовь», но у меня всё внутри противилось такому «усовершенствованию». Ведь кто-то же был его инициатором?! Значит это было кому-то нужно?! Кому?! Явно не зрителям…

    1. avatarvovse_ne Автор поста

      Я вас поздравлю: вы — первый комментатор, от которого мне прилетело не за отрицательный, а за положительный отзыв. 🙂

  3. avatarМарина

    ну протест начальный понятен, а потом можно распробовать и вникнуть в новый вариант, который не так уж плох в итоге. И Ажажа прекрасная Ассоль. Люблю обеих, хотя факт, что Оля поет круче в разы.

  4. avatarАлександр

    Конечно всё профессионально описано. Ну вот я ходил два раза. 9го и 13го. И насчёт Грея, скажу вам, вы погорячились. Советую сходить на тот состав который был 13го.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Спасаюсь от ботов, замучали просто. Впишите нужную цифру: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.