«Монте-Кристо»: ver. 2.0…

Вот уж чего не ожидала, так этого. Ну, в смысле, что ещё когда-нибудь в жизни увижу «шедевр» отечественного мюзиклостроения под названием «Монте-Кристо». Но моя весна на этот раз началась в Театре оперетты, и на сцене снова был некий Эдмон, корявенько гадящий врагам.

Да, я сильно опечалена, что «Монте-Кристо» вернулся на подмостки. Ибо такие поделки следует закрывать и забывать, а не подавать под соусом «блокбастера» и «народного хита». Радостно, что показов планируется не так уж много (хотя по этой причине в зале яблоку негде упасть; так что сильно не надейтесь занять пустующие места в первых рядах), и «Граф Орлов», вкупе с репертуарными спектаклями Театра оперетты, от реинкарнации предшественника не пострадал.

Что ж, надеюсь, вы уже поняли, что хвалить МК я особо не собираюсь. Поэтому фанаты сего мюзикла могут сразу на этом месте разворачиваться и уходить на другие ресурсы. Более того: я настоятельно рекомендую так поступить. Это я добра вам хочу: чего ж нервы портить, читая ужасающе ругательный отзыв?.. А остальные — велком дальше.

Проблема в том, что прежде я видела МК всего дважды — в мае 2009-го (сейчас нашла свой отзыв об этом походе, перечитала и поразилась, насколько же я тогда была неприхотлива в плане мюзиклов) и закрытие. DVD я не пересматривала ни разу — да я больше скажу, я его, наверное, полностью, от начала до конца, без перемоток особо нудных мест (а их масса), и не видала. Так что, как и при втором просмотре, моему взору (и бедным-несчастным ушам) открылось много нового и интересного, о чём я, к своему счастью, умудрилась позабыть.

Я вам так скажу: МК гармоничен во всём. Актёрская игра, вокал, либретто в целом, стихотворные тексты, костюмы, режиссура — всё одинаково кошмарно. Я разбила себе лицо фейспалмами. Да простят меня чувствительные души, но ассоциация у меня с данным шоу одна:

фото

Предвидя ваши «Воу-воу-воу, полегче, полегче!..» — я извинюсь и покаюсь: да, я ругала актёрский талант и певческие умения не всей труппы целиком (как можно, согласитесь, сказать что-то плохое про Дёрова и про прочих замечательных товарищей артистов?..), а лишь некоторых особо выдающихся личностей. Но эти личности настолько выдавались, что я несколько раз хватала себя за ноги изо всех сил, ибо нижние конечности самостоятельно порывались оттащить тушку в сторону выхода.

Нулёвое клочкообразное либретто, частично вылетевшее у меня из головы, вызвало изжогу и тремор. Что-что, простите, раздаётся там со сцены? Вообще, что происходит? Кто все эти люди? Дядька в голубом, бегающий за Мерседес и кричащий о любви и «непозволю-недопущу свадьбу» — он кто? А мужик в чёрном, гордо прошествовавший на сцену и забравший Эдмона (спасибо, хоть это имя нам назвали доходчиво) в тюрьму — он зачем и почему? Ах, это Фернан и Вильфор? Ну, окей, тогда два вопроса: почему нам представили их где-то в середине первого акта, и что это вообще за звери такие?

Конечно, здорово полагать, что историю Монте-Кристо знает каждый первый, но это, увы, не так. И бедных людей, напуганных обилием непонятных персонажей, я наблюдаю вот уже в третий раз.

А незабываемые стихи… А эта рифма «кровь-любовь»… А прекрасные диалоги из серии «детский сад — штаны на лямках»!.. Ну, это когда, например, «он вор и сволочь, но он не виноват, потому что его родииителии брооосиилииии!..»

МК копирует худших представителей французского мюзикла. Какая-то песня (чаще — сольная, реже — ансамблевая), потом полторы фразы (и то не всегда), затем — ещё песня. Песенки эти имеют куплето-припевную форму и (в отличие от «Графа Орлова», кстати, где форма такая не помешала) смотрятся неким поп-концертом, но никак не хотят складываться в спектакль.

В очередной раз посетую, что как таковой истории графа Монте-Кристо в мюзикле нет, есть выжимка из книги, краткое содержание, за пересказ которого даже на уроке литературы больше тройки не поставили бы. А уж то, что граф был жуть каким мстительным, хитроумным и дальновидным, осталось где-то за кадром. Да, он, вроде, мстит… Но как-то вяло и непонятно. Предыстория действий Монте-Кристо (то бишь, самые интересные для меня моменты романа) никого не интересует.

И вся эта феерия лакируется шедевральной режиссурой. Переводя на русский, полным отсутствием режиссуры. Действия героев прописаны от и до (включая несуразные жесты, большинство которых абсолютно не органичны артистам — например, можно вспомнить Вильфорово мельтешение руками в «Таков наш век»), но заключаются они в основном в хождении из кулисы к кулисе (тут мой любимый момент — проигрыш в сольнике Фернана, когда он тупо мечется из угла в угол), с авансцены на несколько шагов назад и в поворачивании из положения анфас в 3/4. А вот эти гениальные моменты, когда герой начинает петь песню о любви лицом к зазнобушке, а, исполнив одну строчку, не только разворачивается в зал, но и прёт на середину авансцены… Здрасьте, у нас сольный концерт Мерседес, аплодисменты. Как бы, тот факт, что на сцене в этот момент происходит диалог персонажей (и пусть один молчит, но песня-то ему посвящена), режиссёру неважен. Это где ж видано, чтобы актёр не тупо в зал что-то выдавал, а с партнёром работал? Не, не слышала.

Ну, и «находки» уровня детсадовского спектакля: сказано, что сцена в тюрьме, значит, посадим героев в «камеру», и они 15 минут будут там тусоваться на радость публике (эта замечательная традиция соблюдена режиссёром и в «Графе Орлове»). Поёт Фернан: «Я глаза свои прячу,» — отлично, в предыдущей сцене он будет, как дурак, стоять столбом и пялиться в пол….

В общем, прибавьте к хождению справа налево (коты учёные прямо) балет (а между прочим, не слишком слаженно танцующий) и паркур — и получится как раз то, что упомянуто на жёлтенькой картинке чуть выше.

Напомню, что исторически в МК нет поющего ансамбля — его партии записаны на фонограмму. И если раньше этот факт просто печалил, то теперь, после «Графа Орлова», он удручает и доводит до слёз. Ведь не хватает чего-то… Какой-то энергетики… Да, я частенько ругаю ансамбль «Орлова», но отныне обязуюсь делать это нежно и ласково. Потому что, оказывается, они являются необходимой деталькой конструктора, и без неё ничего не складывается.

Да что там скромничать, МК как ни крути — всё равно детская поделка выйдет.

Теперь хочу, чтобы икалось художнику по костюмам. Если в первом акте они, костюмы, просто страшны, то во втором вызывают сомнения, что люди, изготовившие их, делали это с открытыми глазами и на трезвую голову. Бальную одёжку Фернана, Вильфора и Бенедетто нужно натягивать исключительно в качестве страшного наказания. Вот как можно было наваять костюмы, которые не просто не идут артистам — они их уродуют? Шапки Вильфора и Фернана — это самое страшное, что я видела на театральной сцене. Да, герои отрицательные. Но это же не значит, что нужно с ними поступать вот так?..

Впервые рассмотрела костюмы Альбера и Валентины. В общем, там как-то так: «Мы напялили белоснежные наряды и пошли грузить уголь, измазались, как свиньи, так и на сцену выскочили». Ну, никак иначе не смотрится.

Ну, пар я выпустила, теперь настала очередь поведать об актёрах. Тут можно выдохнуть, ибо сначала буду хвалить.

Замечу, что артистам, наверное, тяжело работать в рамках МК. Как таковых персонажей нет, их характеры лишь обозначены. Вот и приходится крутиться, чтобы герои вышли живые и выпуклые… но не всем дано. К счастью, 1 марта подобрался превосходный состав (на «вторых ролях»), краснеть за который не пришлось. Перечислю героев.

Гайде — Диана Савельева. Конечно, и Карине в этой роли прекрасна, но мне больше по душе Диана. Она мягче, но от этого страшнее. И её вокальная подача мне ближе. Кусочек у Гайде небольшой, но мощный — и песня одна из моих любимых. Если бы (ещё раз спасибо постановщику) уличаемый во всех смертных грехах Фернан ещё не стоял, как вкопанный, в левом углу (представьте, что вам в лицо такие обвинения кидают — вы бы тоже смотрели в пространство на авансцене?..), было б вообще замечательно. Собственно, Диана — это Диана. Даже несмотря на то, что авторы мюзикла лишили её персонажа глубины и подтекста (какая там любовь к графу, вы что), Савельева даёт стране угля. Всем смотреть!

Бошан — Александр Бабенко. Упорно не понимаю эту роль. «А вот и не подерётесь, а я не провокатор», только в стиле МК. Ну, то есть, «мы тут чего-то написали, но неважно, что зрителю неясно, кто сей персонаж, главное, что у него забавный костюм и бодрые танцы». Чуть бы побольше вокала ещё (у Кирюхина этот момент посильнее будет), но в рамках роли Бабенко хорош.

Аббат Фариа — Александр Маркелов. Мой любимый Голицын, если кто вдруг позабыл. Фариа, наверное, тоже хороший. Трудно судить наверняка, ибо вся роль играется на втором ярусе декораций, в «тюрьме», где попробуй разгляди как следует актёров. Немного язвлю, конечно (и швыряю очередной камень в огород постановщика). Оба аббата, и Маркелов, и Шляхтов, за небольшое время нахождения на сцене вчистую обыгрывают многих.

Эрмина — Людмила Светлова. Вот он, луч света в тёмном царстве Руллы!.. Оказывается, партии Эрмины красивы и распевны. Вот уж не подозревала!.. Людмила хороша и в вокальном плане, и с точки зрения актёрской игры. Наконец-то дуэт с Бенедетто меня растрогал, а не вызывал зевоту и мысли: «Когда же это закончится?..» (понятно, что сама по себе эта сцене достаточно дурацкая — особенно, если вспомнить, как к сыночку отнеслась книжная Эрмина, — но вне контекста она воспринимается трогательно). Так что, если вдруг будете выбирать состав, основываясь на Эрмине, то только Светлова.

Валентина — Анастасия Сиваева. Почему-то до просмотра я к этой гражданке относилась весьма настороженно. Оказалось — зря. Нормально поёт, отлично слушается в дуэте с Альбером. Чуть-чуть подкачала драматическая составляющая, но, возможно, это выправится с опытом. А, впрочем, у Валентины такая роль — ни рыба, ни мясо, да ещё и держащая твёрдое первое место в номинации «Самый идиотский текст мюзикла», что только за более-менее успешную победу над ней уже можно аплодировать стоя. И, да, Гученкова — ярче.

Альбер — Денис Дэмкив. Ещё один товарищ, которому ну совсем не повезло с персонажем. Дабы возникала полная гармония с Валентиной, Альбер тоже бесцветный и плоский, без какой-либо предыстории и глубины. Как раз для моего любимого флегматичного Постоленко. 🙂 Денису же удаётся раскрасить роль хоть в какие-то цвета — и это поистине титанический труд. Дэмкив — он такой, поющий, играющий, вообще со всех сторон замечательный. Да и выглядит помоложе Постоленко (который смотрится уже не сыном, а отцом Мерседес), что является в данном случае великим плюсом.

Бенедетто — Вадим Мичман. Наконец-то я увидела не кошмарного во всех смыслах Александрина, а прелестного Мичмана!.. Это было просто моей мечтой: чтобы Бенедетто пел, а не выл мимо нот. И гадом Вадим был обаятельным, а не омерзительным — ну, как и предполагалось, насколько я могу судить. И в сцене с Эрминой он был прямо ми-ми-ми — обнять и плакать. Я столь эмоциональна, ибо именно смотрибельный и слушабельный Бенедетто сильней всего поразил мою душу (на втором месте с небольшим отрывом — Светлова-Эрмина). Остальных-то я себе представляла. А тут ещё одна моя любимая песня (про папу с мамой), и её в кои-то веки исполнили здорово.

Бертуччо — Антон Дёров. Нет таких слов, которые бы передали моё счастье от созерцания Антона на сцене мюзикла!.. В последнее время это не такое уж частое явление, а если говорить о «больших» мюзиклах, то и вообще уникальное. Сесть и забыть про Голубева, который такой же Бертуччо, как я… Бертуччо. Дёров — это прекрасно всегда, и в МК в том числе. «Память прежних дней» (которую я просто не могу ни смотреть, ни слушать в исполнении Голубева) — один из любимых моих номеров в первом акте. Чуть позже на мою душу прольётся бальзам «Солёного ветра». Во втором акте Бертуччо на сцене много, и это замечательно. И везде Дёров хорош, исключительно поющ (а как иначе, это ж Дёров) и гармоничен. А в финальной песне он (на пару с Белявским) по традиции перепел всех. Вива Антон!

Вильфор — Андрей Белявский. Вот это мне было интереснее всего — каким станет Вильфор Белявского после Орлова. Дело в том, что при первом просмотре мне ну вообще не понравился вокал Андрея. Это было тяжеловесно, громко и негибко. А актёрская игра, в принципе, устроила. Потом я видела Маракулина, но оценить его вариант полностью не смогла, ибо было закрытие, «зелёный» спектакль и постепенно обриваемая налысо голова. Актёры второго состава рядом со мной в зале ржали, Маракулин держал наисерьёзнейшее лицо, а я то хихикала, то пыталась следить за сюжетом… точней, за тем, что в МК является таковым. И вот теперь — «новый» Вильфор Белявского. Да, это уже другое дело. Всё стало легче и точнее — и игра, и вокал. Наверное, я всё же не фанатка такого прочтения песни «Таков наш век», но Андрей с лёгкостью перепел Фернана, который пытался что-то там подвякивать, но потерпел поражение по всем фронтам. С Белявским нужно ставить кого-то более громогласного. Впрочем, браво кричали. И если бы не ещё одно откровение от режиссёра (избиение Вильфора после известия о «похоронили сына заживо»), персонаж Андрея был бы хорош полностью (повторю: не устроившие меня моменты не являются недоработками актёра, все претензии к постановщику). Пока же Белявскому приходится существовать в заданных (узких для него) рамках и радовать любителей сего актёра развитием персонажа. Ну, и собственными вокальными совершенствованиями. И, кстати, Андрей удивительно гармонично смотрится с маленькими девочками — вот везёт ему на них. И здесь по сцене за ручку водит, и в «Алых парусах» партнёрствует… Впечатлила сцена с Эрминой — несмотря на очередную порцию кретинского текста, подана обоими была очень вкусно.

Фернан — Максим Новиков. В третий раз смотрела. Уже бы и рада поглядеть на Матвейчука (я его в последний раз аж в «Суперзвезде» наблюдала, а потом бесконечное число раз по телевизору), но вот… Новиков же прежде вызывал у меня крайне негативные эмоции. А на этот раз он, во-первых, сильно так похудел и не напоминал матрас, а во-вторых, в первом акте соседствовал с таким… хм… смотри опять жёлтую картинку вверху — вот с ним и соседствовал. В общем, он мне даже понравился на фоне окружающего «великолепия». Увы, петь Максим прекратил в принципе, перейдя на речитатив, хрип и скрип. Как я уже сказала, в дуэте Белявский затмил Новикова, как будто того на сцене и не стояло, а «Великие были дни» вызвали слёзы печали и воспоминания об уже упомянутом мной Матвейчуке (его слушала только в бутлегах, но представление сложила)… Ну, и ощущение «Это кто такой красивый вдоль по улице идёт? Это я такой красивый вдоль по улице иду!» только усилилось. В смысле, проще надо быть, ближе к народу.

Кстати, думала, что напишу, что смерть Вильфора и Фернана опять прошла незамеченной, ибо была подана косо и вскользь, но вот такая история произошла. Фернан ушёл за сцену, раздался звук выстрела, все на сцене затихли и застыли… И тут справа от меня испуганный голос: «Ой, а что произошло?! Что-то случилось?! Пошли скорей из зала!!!» Было бы смешно, если бы не было так грустно. Тем более, что в антракте голос из динамиков предупредил, что, ежели что, все слушайтесь милиционера и строем выходите отсюда (я, как услыхала, чуть в тот же момент домой не засобиралась).

Вот, осталась у нас парочка персонажей, которых я буду ругать. Нет, не так. РУГАТЬ. И это, я прошу внимания, главные герои! То есть, все остальные — просто молодцы и сделали из предоставленного им материала конфетку, шикарно пели и великолепно играли, а те, ради кого, собственно, и затевалось всё шоу… В общем, читайте.

Мерседес — Валерия Ланская. А изначально всё должно было быть радостно и мило. Но… Шиловская заменилась, и пришлось в очередной раз смотреть на Ланскую. А она что? В очередной раз сыграла Леру в предполагаемых обстоятельствах. Да, раньше она меня умиляла — ровно до тех пор, пока я не поняла, что на сцене она изображает одно и тоже и имеет ровно три эмоции: улыбка во весь рот, бровки домиком и правая бровь вверх. Вспомним про пластику в стиле Буратино. Ещё отдельное фу за задирание юбки выше головы во время танца в первом акте (ну зашибись юная чистая девица — всему залу дала трусы во всех подробностях изучить). А пение… Это было что-то с чем-то. Вот как промазала мимо самой первой ноты, так и фигачила всё остальное время. Тут я руку вообще от лица не убирала, ибо мне было стыдно, сидючи в зале, слушать такое. Лера, ёлки-палки! Ты что творишь?! Звезда экрана, блин!.. Выпороть.

Эдмон Дантес — Владимир Дыбский. Опять же, если кто подзабыл, я терпеть ненавижу Балалаева. Ну, не сложилась у меня любовь с этим артистом. Только вот беда: к Дыбскому я испытываю примерно такие же эмоции. Получается, что в МК для меня главного героя, как бы, и нет. Балалаев — печальный мопс, который в первом акте смотрится комично, а во втором — когда как, Дыбский же… В первом акте — это холодильник. Такой большой, белый, квадратный, с соответствующей пластикой. (Прямо по кухонной технике пошёл, ведь в «Орлове» Дыбский — чайник…) И тоже уже тоже полная беда с несовпадением возраста — как у Балалаева. Во втором акте — нечто непонятное. Единственная за весь мюзикл более-менее удобоваримая сцена — это «Не помню» в тюрьме. И то — на фоне остального… Актёрская игра… Да нету её. Я примерно помню Дыбского в 2009-м в этой роли — ну ведь было же что-то. А сейчас — нет. И вокал. Не поёт гражданин. От слова совсем. Ладно бы ноты не дотягивал — так он исключительно мимо них мажет. Причём, размашисто так, с душой… «Месть» и «Молчи, душа» были исполнены на какой-то новый, ведомый одному артисту мотивчик. И можно я промолчу про дуэтные партии с Ланской?.. Хотя нет, скажу. Если Лера мазала, но хоть где-то около нот (ну, по сравнению…), то Дыбский выдавал ой-ёй-ёй что… А прикиньте двухголосье?.. Дыбский его не просто не держит — он даже не пытается себя этим утруждать. Что вышло, то и спелось. Владимир, ёпрст, вам-то самому не стыдно?! Ведь давно уже пишут в отзывах, что вокал сдулся донельзя, но вы-то — звезда, вам-то — по фигу!.. В общем, представьте: стоит ЭТО… с пузиком… не играет… не поёт… Главный герой, итить его в качель!..

Хотя, наверное, это я непролазно тупа и ничего не понимаю. Ибо после «Молчи, душа» какие-то ценители кричали браво (WTF?!!), а в финале одарили Дыбского букетиками и пакетиками (OMG!!!). Да и в последней сцене (которая «Прощай навек») народ вокруг меня вытирал слёзки (в том числе и испугавшиеся, жаждущие чуть ранее срулить из зала). Ну, окей, сойдёмся на том, что я в мюзиклах ни бум-бум, и разойдёмся миром.

Только напоследок скажу: стыд и позор. Вообще всё это — стыд и позор. В котором заняты хорошие актёры. И ведь огромное количество народу считает МК клёвым мюзиклом (а «Орлова», между тем, жуткой лажей). Ну, да. Пипл хавает. Даёшь пиплу что попроще. Вот вам и касса…

2 идей о “«Монте-Кристо»: ver. 2.0…

  1. avatarТатьяна

    Фух, ну все.
    Думала, дойду до отзыва «Монте-Кристо» и решу «что с Вами делать»)))
    Я прочла множество Ваших постов, и окончательно поняла, что в наших вкусах нет ничего общего.
    Это совершенно нормально)
    Для себя отметила главное: перед тем, как собраться на новый спектакль, невиданный мною, нельзя читать Ваши отзывы! А только потом, как вернусь, все осмыслю, пройдет головокружение.
    Хотя, есть единственный спектакль, где наши мнения совпали: Норд-Ост.

    1. avatarvovse_ne Автор поста

      Вы, наверное, предпочитаете мюзиклы французской «школы». Потому наше в вами мнение почти по всем спектаклям, действительно, будет диаметрально противоположным.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Спасаюсь от ботов, замучали просто. Впишите нужную цифру: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.