«Лукоморье»: отведите детей

А я тут посмотрела наконец «Лукоморье». Потому что не могла упустить возможность ещё раз полюбоваться на Дёрова с Белявским.

Увы, самое начало я пропустила — спасибо пробкам в родном городе. Ворвалась в зал как раз на первой песне Кощея. Но на просторах интернета можно найти укороченную в два раза телеверсию мюзикла (подрезаны диалоги, убраны некоторые песни — например, трио богатырей, что печально), которая восполнила пробелы — начало там целиком.

Потому — некоторое количество впечатлений и рекомендаций и 11 фотографий смартфонового качества — просто для создания атмосферы…

Собственно, главное: «Лукоморье» — целиком и полностью детский проект. Не стоит ждать второго дна и скрытых смыслов, предназначенных для развлечения родителей (бывает такое в казалось бы детских мюзиклах — вспоминаются сходу те же «Красавица и чудовище»). Здесь такого нет: типичный спектакль для подрастающего поколения. Правда, в наилучшем смысле этих слов. Отсутствует столь ненавистная мне слащавость, наличествуют актуальные ныне идеи патриотизма, взаимопомощи, добра, побеждающего зло… Нет-нет, не стоит кривиться — всё это подано не в модном сейчас крикливо-агитационном стиле, а примерно так, как это делали в сказках нашего детства.

Важный момент: никакой пошлости. Вот вообще. Влюблённые парочки целомудренно держатся за ручки, Кощей с Лешим юморят пусть и не на уровне Высшей лиги КВН, но достаточно мило и без всяких желудочно-кишечных закидонов (опять же отсылка к «Красавице и чудовищу»), тот же Кощей к царевнам ни с какими непристойностями не подкатывает… Я прямо радовалась, смотря на сцену. Своим детям такое показывала бы уверенно.

Либретто достаточно простенькое, скачкообразное, рваное, но, при всём при этом, ощущения недоделанности нет.

Пожалуй, признаюсь: перед поездкой в КЗ «Измайлово» я в глубине души полагала: «Лукоморье» — это такая поделка уровня сельского клуба, пусть и участвуют в ней родные и знакомые лица. Оказалось — отнюдь! Мюзикл отличается вполне достойным качеством, прилично всё: и музыка (да, песни не то, чтобы хиты, но симпатичные — особенно сольник Кощея), и режиссура, и хореография, и костюмы, и аранжировки… Минусы перечислю позже, пока похвалю.

Вообще, постановка отличается эдаким разумным минимализмом. Из декораций — дуб посреди сцены (который трансформируется то в замок Кощея, то в избушку Яги) да занавески, символизирующие лес. На сцене редко бывает толпа народу — только в те моменты, когда это действительно уместно. Костюмы яркие и приятные. Как раз то, что нужно в детской постановке. Перенасыщение деталями не позволяет вниманию детей уследить за основной мыслью — ну, это уже в возрастную психологию мы углубляемся.

Теперь то, что не понравилось. Создатели ударно пользуются техническими достижениями. Так, задник — не декорация, а проекция. На полотнище отображаются трёхмерные движущиеся картинки, символизирующие то лес, то замок Кощея, то сад цветов, то подводный мир… Особенно удачный момент, конечно, с зеркалом, в которое смотрится Елена Прекрасная (такое делают часто, но мне каждый раз нравится). Казалось бы: чего я ругаюсь? Да, ярко, мило, доходчиво… Но чего ж такое мерзкое качество картинки? Подводный мир — это вообще, как мне показалось, скринсейвер «Живой аквариум», у меня такой на 98-й Винде лет десять назад стоял. Как будто нарисовали с телефонным разрешением, да в таком виде на проектор и вывели. В первом акте я сидела сбоку и толком задник не видела, но после антракта я очутилась по центру и старалась на проекцию не смотреть, ибо мои эстетические чувства требовали дизайнера к ответу.

Об актёрах. Тут, конечно, повезло исполнителям ролей отрицательных героев — как оно и бывает в детских спектаклях (впрочем, и во взрослых тоже, но тут-то оно ярче). Хорошие — ну, они такие, обычные… Серенькие. А вот Кощей, Леший, Баба-Яга с внучкой — прекрасны. Были, конечно, ещё Владычица Морская и Царица Цветов, но они чем-то напоминали декорации, а не роли.

Кстати, угадать состав, как я понимаю, нереально. Он не анонсируется, а грим не позволяет узнать родные лица. Вот не знай я, что играет Дёров (начало же я пропустила, напоминаю, где его хотя бы по голосу угадать можно), ещё не факт, что сообразила бы, что передо мной в паре метров — он. Спектакль детский (кажется, я это повторяю в сто пятый раз), поэтому большое внимание уделено гриму, который почти у всех героев (кроме царевен и богатырей) скрывает всю мордаху. Это я не хвалю и не ругаю, это оно так и есть.

В финале зато объявляют, кто же участвовал в спектакле. Потому я сейчас перепишу фамилии с диктофонной записи — в том порядке, в каком называли.

Леший — Андрей Сумцов (в программке такого нет, актёр такой вообще в природе есть; если я ослышалась, поправьте)
Внучка Бабы Яги, Царица Цветов — Елена Резниченко
Владычица Морская, Русалка — Мария Чудовская
Кощей — Юрий Ильиных
Иван Царевич — Алексей Байков
Королевич Елисей — Александр Шувалов
Елена Прекрасная — Алиса Суменкова
Царевна Лебедь — Александра Белова
Василиса Премудрая — Мария Трембовецкая
Старичок-Боровичок — Евгений Финадеев
Кот учёный, Баба-Яга — Антон Дёров
Князь Гвидон — Андрей Белявский

Кстати, Белявский тут записан последним, не потому, что его назвали в финале, как главную звезду. Тут таковой Дёров выступил. Дело в том, что товарищ Белявский, отыграв два «Лукоморья», незаметно убежал со сцены после битвы со змеем Горынычем, оставив Царевну Лебедь в гордом одиночестве, и поспешил в Театр Оперетты, где ему предстояло отыграть роль графа Орлова (времени ему оставалось около часа). Я не знаю, как актёр выдержал такое физически, но исчезновения одного из богатырей толком никто и не заметил (ну, или не показал виду), и объявлять его не стали вообще. Как по мне, это — свинство. Да, исполнителя на сцене нет. Но ведь он работал.

Расскажу, кто как играл — коротенько. И пел.

А тут вылезает самый главный минус мюзикла — отвратный звук. В первом акте, сидя по левому борту, я не разобрала в песнях ни одного слова от слова совсем. Во втором понимала отрывочно, что хотят донести артисты. Именно плохой звук, правда, сыграл исполнителям на руку: в зале лажи не слышно. Потом уже, изучая записи, я начала ужасаться и плеваться (ну, да, преувеличиваю — ужас, конечно, но не ужас-ужас). Удивительно, но актёры работают на все сто. Удивительно — потому что в детских спектаклях трудно выложиться так, как в серьёзной драме. Выгнать за кулисы не хотелось никого, что уже говорит о том, что на сцене были хорошие артисты.

Да, «плохиши» смотрелись ярче. Дуэт Лешего и Кощея радовал меня оба действия. Юрий Ильиных (Кощей) вообще лапочка, он мне понравился гораздо больше, чем Евгений Аксёнов на видео. И пел Юрий лучше (повторяю: сравниваю только видеоверсию и то, что видела я своими глазами).

Баба-Яга со внучкой — тоже милашки. Дёров просто рождён для таких ролей. 🙂 Спасибо звуку, не поняла почти ни одного его слова. Песня Яги и внучки слушались как каша какая-то (вон там ниже аудиозаписи, зацените — только учтите, что диктофон как-то целительно воздействовал на звучание, вживую было ЕЩЁ хуже). (К слову, будучи Котом учёным, Дёров в финале тоже неплохо позажигал… Ну, и рыбку золотую разыграл — я ж говорила, что он отличный ведущий мероприятий!..)

Вот тут заканчиваются хорошо и с душой прописанные роли, далее пойдут просто сказочные персонажи.

Владычица Морская — это некий гибрид Плавалагуны и танцевального номера из одесского дельфинария (кто видел, тот поймёт). Вообще же, явная пародия на Плавалагуну, по песне это сразу ясно. Но персонаж — нулевой. То же самое могу сказать о Царице Цветов — нету персонажа, есть некий функционал, который должен спеть песенку и усыпить Елисея. Нестрашно: в детском мюзикле такое вполне позволительно. Хотя Владычица Морская, пожалуй, это несколько за гранью добра и зла…

Троица царевен, признаю, мила. Ну, они такие — сказочные царевны. Верю.

Три богатыря — ещё одна хохма спектакля. Нет, по сценарию они — тоже типичные богатыри, ничего особенного. Но на сцене… Стоит, значит, по центру красавец Белявский, а по бокам от него — абсолютно мультяшные, тощенькие, няшные Шувалов и Байков. Картина маслом: папаша вывел сыночков на прогулку. Как думаете, кого при такой раскладе заценят дети? Ну, ясен день, никак не Гвидона-Белявского. Вокруг-то — мультик, а он-то — мужик. (Вот, читаю уже отзывы об этом спектакле, пишут: «Моей дочери понравилась царевна лебедь , два из трех царевичей, цветочное царство…» — угадайте, какие же два царевича имеются в виду?.. Ну, это исключительно к подбору актёров претензия! С другой стороны, ещё один отзыв об этом же спектакле: «Самые сильные голоса, с моей точки зрения, у Князя Гвидона и Владычицы Морской» А?.. Наших заметили!) Впрочем, «Лукоморье» — ещё один проект, в котором что был Белявский, что не было его… Роли-то нет, есть персонаж (хотя мне очень хотелось, чтобы Андрей прямо в кольчуге и сапогах с загнутыми мысами на «Орлова» побежал да так и вышел — а что, явно герой, ему идёт).

Только вот… Без Белявского остальные не слушались. Его баритон был украшением «хора» (ниже есть песня богатырей, если что). А финал распевали без Андрея. Мда. Вот финал звучал жиденько. Ну, как-то так: «Дёров и остальные» (угу, Антона то ли вывели громче всех, то ли он, как обычно, особо не напрягаясь, всю толпу перепел). Три раза пересмотрела финал в видеоверсии, там же с Белявским. Так — звучит (да, между прочим, остальные Гвидоны, Гончаров и Колпаков, они ж тоже баритоны, тоже украшают хоровое пение низами).

Богатыри меня повеселили дважды. Сначала — когда скрещивали мечи над головой (хорошо не заорали про «один за всех и все за одного»). Ну, это — юмор постановщика, понимаю. Но вот второе… Гвидон оказывается на дне морском, жалуется, что у него в горле пересохло, и изволит испить из пузырька, выданного Боровиком. Пересохло. На дне моря, да. Ну, правда, мы уже дома коллегиально решили, что всё правильно. Не пить же ему солёную морскую воду, ага?..

Но я занимаюсь нехорошим делом. Я «рецензирую» спектакль для детей. И что в таком случае значит моё мнение? Да тьфу на него! Нам нужно посмотреть на «целевую аудиторию».

А дети… Вы знаете, каково это — когда ты играешь, а из зала тебе кричат: «Не ходи туда!» «Он обманывает!» «Кощей там!» Ну, и прочее… Детский спектакль надо оценивать, исходя из того, реагируют ли они, дети, на происходящее. А дети, в отличие от меня, были целиком в действии. Они сопереживали положительным героям, возмущались деяниям отрицательных (ох, как их задело, когда Кощей обманул Василису)… Значит, мюзикл добивается того, чего хотели создатели.

В общем, есть у вас дети младше… ну, например, двенадцати лет? Берите их в охапку и ведите смотреть «Лукоморье» (только выбирайте места ближе к середине — там звук лучше; ну, по крайней мере, в КЗ «Измайлово» так). Почти на сто процентов уверена, что они оценят. Мальчики ощутят себя богатырём, девочки — одной из царевен… И, да, Кощей — плохой! И его победят!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Спасаюсь от ботов, замучали просто. Впишите нужную цифру: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.