«3 мушкетёра. Das musical»: он из Германия прибыть, хороших песен привозить…

Нет, конечно, чисто теоретически я знала, что в столице нашей родины есть улица Газопровод, но прежде судьба ни разу не забрасывала меня в те дальние (по крайней мере, от моего места жительства) края. А вот о чём я точно не имела ни малейшего представления, так это о том, что где-то между стандартных панелек притаился уютный ДК «Маяк», в котором все желающие имели редкую возможность посмотреть не абы что, а мюзикл «3 мушкетёра»… Хотя давайте обо всём по порядку.

Творчеством арт-группы «Fellowship» я интересовалась давно. И даже искренне рвалась на их «Ребекку» (ну, моя любимая «Rebecca» ж — известный немецкий мюзикл, который «Fellowship» показывали, страшно сказать, в 2008 году), но что-то меня удержало. То ли тот факт, что роль фантасмагорической миссис Денверс играл некто Фальк — человек, безусловно, талантливый, но я издревле опасаюсь внезапной кросс-гендерности на сцене. То ли моё личное раздолбайство и ещё неполное погружение в те доисторические времена в жанр столичного мюзикла. Впрочем, то дела давно минувших лет, мои сетования на мою же безголовость и просто факты галочки ради.

А сейчас в нашем активе та же арт-группа «Fellowship», их «3 мушкетёра» и внезапное приглашение в гостеприимный зал ДК «Маяк» (ещё раз низкий поклон!).

Я всегда говорю, что существует ряд тем, касаться которых (в смысле — презентовать на сцене) могут или бесстрашные гении, или талантливые пофигисты, или безмозглые идиоты. Это так называемая «классика», вбитая в головы людей c детства, вошедшая в их культурный код и вызывающая стойкие ассоциации. Например, я говорю: «3 мушкетёра!» А хор голосов мне в ответ: «Боярский! Каналья! Тысяча чертей! Пора-пора-порадуемся! Там лилии цветуууут!..»

Состязаться с таким недостижимым идеалом не просто сложно — практически невозможно. И что же делает «Fellowship»? Отбросив лишние страхи, берётся за изначально голландский, впоследствии — местами изменённый немецкий (и, если я ещё что-то понимаю в этих «Мушкетёрах», именно берлинская версия легла в основу московской постановки) мюзикл «3 Musketiers» aka «3 Musketiere».

Есть, конечно, риск, что публика не примет, но уж больно милы песни в этом спектакле. Тем более, что практически в самом начале звучит боевая вещь «Heut ist der Tag» («Время пришло»), а следом лакирует впечатления шикарная ария «Milady ist zurück» («Я снова здесь» в исполнении Миледи, которую я, кучу лет назад впервые послушав аудио мюзикла, безостановочно крутила по кругу). И пусть от Атоса всё равно хочется откровений, про чёрный пруд с лилиями, а не соплей про «хрустального ангела» («Engel aus Kristall»)… впрочем, исполненных столь темпераментно в версии «Fellowship», что ах… Но музыка в голландско-немецких «Мушкетёрах», без всякого сомнения, хороша.

И потому с самой первой сцены понимаешь: а нет, это — не про Боярского, это — совсем другая, пусть и знакомая история. И принимаешь. И проникаешься. А почему? Ведь одни старания композитора кашу не сварят. А я сейчас объясню.

В общем, сразу признаюсь: я понятия не имела, что эти «3 мушкетёра» мне так понравятся. И ведь нет ни бюджета, ни рекламы, ни громких имён… Да в труппе, кроме любителей, присутствуют профессиональные актёры и вокалисты (и их, чего уж греха таить, видно и слышно сразу). Но всё действие ведётся на одной лаконичной декорации (то есть, коли помните, как я и люблю — если речь идёт о хорошем, качественном минимализме), а из спецэффектов, пожалуй, только любовь всех тех, кто работает в спектакле на сцене или за ней, к своему детищу и горячее желание подарить зрителям праздник.

И ведь картинка не выглядит «дешёвой» — прекрасные костюмы и бутафория (включая шпаги), отличная хореография и её исполнение (ах, я просто влюбилась в танцоров, которые блондин и экзотический брюнет — они ещё и актёрски молодцы), «живые» музыканты (клавиши, гитара, бас, ударные), грамотная работа со светом… Присутствует главное: чувство стиля. Именно оно делает любую постановку «вкусной» (вот вам и намёк, почему, в частности, я не люблю «Анну Каренину»).

Да, не скрою, местами возникали претензии к режиссуре. В числе прочего, сильно печалило, что диалоги, казалось, репетировались и ставились «по остаточному принципу». Вот идёт песня — массовая, многоголосная, феерично спетая — так, как я вообще не в каждом театре с громким именем слышала, филигранно станцованная, вот прям кажется, что ночью каждого разбуди — спляшет и свокализирует на ура (здесь замечу, что я давно не созерцала столь массовых спектаклей, как «3 мушкетёра» от «Fellowship» — я даже не смогла сосчитать, сколько человек участвовало в мюзикле, и ведь все работали, как единый слаженный механизм)… А потом — персонажам надо поговорить, и история просаааживаетсяяя…

Наверное, слишком много сил угрохали в песни (и правильно! результат того стоил!), а на диалогах выдохнули и расслабились. И их восприятие публикой целиком и полностью зависело от таланта артистов. А тут — кто как…

Только ведь «3 мушкетёра» — это мюзикл с немецкой пропиской, но французской душой. Я имею в виду, что «двигают действие» именно диалоги (пусть короткие и немногословные, но насыщенные), а песни — это так, это чтоб передать мысли и чувства персонажей. Надо б на диалоги поднажать.

И главная претензия. Герой выходит на сцену, встаёт на точку — и только в этот момент начинает играть. Ну да, это касается далеко не всех, но вот прям те, кто в программке на верхних строчках напечатаны, таким грешили.

И ещё. Надо. Учиться. Падать. Темпераментно толкают то одну, то другую даму — а она, знаете ли, эдак ножку тюк под себя — и, ну, типа, я грохнулась. Да знаю, знаю, сценическое падение — одна из самых сложных задач (особенно, если на тебе микрофонная система, и страшно повредить её), но прямо больно было в эти моменты на сцену смотреть.

Но это всё ерунда, которую, во-первых, легко подкорректировать, а во-вторых, ай, видала я постановки пафосных именитых театров, которые и рядом с «Мушкетёрами» не валялись. В данном случае моя критика из серии: «Кого люблю, того ругаю». Ибо — ну, здорово ведь, а чуть подлакируй — и вообще шикарно будет.

Долго думала над сменами сцен — они проходят на затемнении, зачастую длинненьком, разрывающем действие. Половину первого акта была уверена, что нужно было бы делать перестановки (а что там — принести-унести пару скамеек-стульев-алтарь) прямо по ходу следующей сцены, «наживую», выглядело бы гармонично — и так полно стилизации и обозначений.

А потом осознала — неее… Мюзикл — очень длинный (3 часа с антрактом), в нём происходят постоянные перемены места и даже времени действия. Вот именно в обсуждаемой постановке паузы с затемнением дают возможность публике выдохнуть и прийти в себя. Будь оно иначе — помер бы весь зал от усталости. Так что здесь всё правильно.

С замиранием сердца ждала батальных сцен — это камень преткновения и для опытных в мастерстве махания шпагами артистов, а тут и подавно. А дерутся, как и подобает «Трём мушкетёрам», все и постоянно. Ну что вам сказать… Да, это не чемпионат мира по фехтованию, и, да, попытка (совершенно правильная и похвальная!) превратить бои в танец заметна, пусть и не до конца идеально реализована. Но для некоммерческой постановки — очень и очень хорошо.

Сейчас будет самый главный абзац в отзыве (вот я серьёзно, внимайте). Сидя в зале «Маяка», я, совершенно неожиданно для себя, поймала себя же на мысли, что давно так глубоко не погружалась в действие на сцене. Вот правда: пялилась на происходящее, затаив дыхание, и кайфовала. И, что характерно, наибольшие эмоции вызвали раскритикованные мной чуть выше диалоги, а не песни (которые, повторюсь, сделаны отлично).

Ну да, я с детства знаю историю мушкетёров — и вот вам, получите. Сижу и впитываю. И плевать тогда на мою критику — ведь мне было хорошо, и хотелось, чтоб спектакль не заканчивался. Честно — браво! Мои аплодисменты и низкий поклон!

Нет, это не любительский уровень. А профессионализм подтверждает, в частности, тот факт, что на сцене в таверне у поющей артистки вырубился микрофон (а у всех бывает; привет, скажем, «Продюсерам» и «Поймаю»), и почти мгновенно инструментал был выведен на минимальную громкость — чтобы зрители смогли услышать вокал (и ведь девушка, умница, продолжала петь, как ни в чём не бывало).

«3 мушкетёра» от «Fellowship» — на самом деле хороший спектакль. И я его, без всяких отмазок, рекомендую. 17 ноября (ну, когда я смотрела мюзикл) был предпоследний показ. Если я не путаю даты, то можно под закрытие занавеса приобщиться к «Мушкетёрам» 26 января.

Только предупреждаю: не пугайтесь либретто! Как услышите редкую чушь, знайте: здесь «Fellowship» не виноваты, тут авторы мюзикла постарались. Это я, скажем, про те моменты, когда Миледи и Рошфор внезапно «смешно» начинают подставлять друг друга перед Ришелье, стараясь занять место «любимой жены» (это ж мюзикл, ага, в мюзикле ну просто обязаны быть если не полностью, то хотя бы местами комические персонажи). Или, например, когда выкраденная и спрятанная в монастыре Констанция интересуется у Миледи, мол, зачем вы меня украли, а потом ну-максимально-логично, без какого-либо смыслового перехода продолжает мысль: «Неужели вы никогда не любили?!»

Тем не менее, в целом либретто «Мушкетёров» вполне удобоваримо. Только следует учитывать, что это только у нас главный герой повествования — бравый д’Артаньян, ибо он — Боярский; да и вообще наш отечественный мюзикл (а, да, все же в курсе, что изначально то, что мы с детства видим на экранах, все эти «красавицы и кубки» вкупе с «ах, много, сударь, много, восемнадцать», было написано и поставлено в качестве театрального мюзикла?) исключительно выпукло этого персонажа Дюма представил. За рубежом по старой доброй традиции считается (да любой фильм посмотрите), что «3 мушкетёра» — история про храброго Атоса и его отношения с Миледи, а д’Артаньян и Констанция — так, мимо пробегали, милые такие, юные, влюблённые, бестолковые…

Вот и голландско-немецкий парень-гасконец примерно такой — почти никакой, а Портос с Арамисом — что-то вроде функций, которым только из-за присутствия в романе необходимо тоже быть на сцене. Всё это говорит о том, что артисты выполняли, кроме прочих, ещё одну сверхсложную задачу: сделать своих героев живыми и интересными. И — да! Получилось!

В общем, так я плавно и незаметно перешла к рассказу об актёрах. И, знаете, перечислю всех, кто в главных ролях, по программке — заслужили! (Остальных описывать боюсь — если я эту толпу здесь поимённо упомяну, сайт упадёт. 🙂 Но все, как один, огромные умницы!)

Джеймс / Папа д’Артаньяна / роли в ансамбле — Георгий Годжиев. Все хороши, но особенно мне полюбились комические ипостаси Георгия. Искренне радовалась его работе.

Рошфор — Лев Толмачев. Недурно крутил интриги и даже без моральных потерь справился с дурацкими «спорами» с Миледи (снова «поблагодарим» авторов мюзикла за это чудо). Опасный тип, избегайте его!

Людовик XIII — Владимир Яшунский. Замечательная работа! Невероятно смешной и столь же очаровательный персонаж. Один из моих любимчиков.

Бэкингем / Конферансье — Владимир Погонец. Мои респекты за такого Бэкингема! Роль ведь, по сути, масипусенькая, но Владимир сделал всё, чтобы она заблистала.

Анна Австрийская — Марина Малышева. На неё могла бы любоваться вечно. Здесь вам и величественная, царственная мать нации, и любящая женщина, и попавшая в капкан мечущаяся бедняга… И — вокал! Небеса, как она поёт!.. Слушала б и слушала.

Миледи — Ольга Павлова. Увы, настало время критики. Не хватило Ольге внутренних ресурсов для воплощения на сцене стервозной сердцеедки, плетущей мастерские интриги. То ли переволновалась, то ли просто не её амплуа — не знаю. Но за финальную сцену — диалог с отравлением Констанции и объяснение с Атосом — практически всё готова простить. Может, Ольга просто призвана играть героинь, а не женщин-вамп? И чуток грубоват и грязноват вокал для партии Миледи. Это лечится трудом и временем, потому просто отмечу, но ругать не буду.

Констанция — Мария Смолова. Ну, Констанция — она просто «голубая героиня», младая дева, которую надо любить с первого взгляда за чистоту и красоту. Такая её функция в спектакле. Мария была мила и нежна, в общем, Констанция на все сто. И, кстати, знаете, какой момент мюзикла получил максимум оваций зала? Ну, да, мистическая и ударная ария Ришелье, конечно. А ещё — трио Анны, Миледи и Констанции. Это было точно, правдиво и очень здорово. Дамы круты!

Ришелье — Павел Четверин. Ох какой кардинал с дьявольским взглядом! Человек с тяжёлой поступью и величественностью во всём, который только наедине с собой позволяет прорываться истинным эмоциям. От Ришелье зависит львиная доля успеха любого прочтения «Трёх мушкетёров». «Fellowship» сделали верный выбор!

Атос — Павел Дорофеев, Портос — Андрей Малышев, Арамис — Юрий Ильин. Дорофеев — мой отдельный фаворит. Как я уже сказала, Атос здесь — чуть ли не главнее д’Артаньяна. И за Павлом я наблюдала порой в ущерб основному сценическому действию, уж больно он был интересен в своём сценическом существовании. А главное — настоящий мужчина! Чудесен ежемоментно Портос-Малышев, а от персонажа Арамиса создатели либретто оставили такие рожки да ножки, что его любвеобильность обозначается исключительно в сцене первой встречи с д’Артаньяном (ну, помните же — упавший платок). Так что Ильину досталась задачка со звёздочкой — и он ведь сотворил интересного и привлекательного героя.

Д’Артаньян — Максим Раковский. Тут смотрите. Класснейший вокал — даже фальцетные моменты были исполнены чистейшим образом. И… слабая актёрка. Но нельзя же, нельзя ругаться на такого Д’Артаньян, ибо Максим столь обаятелен и как-то необъяснимо харизматичен, что его героя любишь, закрывая глаза на все огрехи. Актёрское мастерство — дело наживное (при наличие таланта), а вот притягательность для зала — штука врождённая, природная, её на базаре не купишь. И она творит чудеса, делая неточности в игре абсолютно неважными.

И как промолчать про любимицу зала — лошадь Картофелину? Сначала она вызвала у меня шок (что это, мол, вообще такое за чучело, и почему лошадиный костюм решили воплотить в жизнь именно так?..), потом — искреннюю, совершенно детскую радость, а на поклонах я была готова стоя ей аплодировать. Идеально такая Картофелина легла в канву повествования.

Пришло время резюмировать повествование, и тут я непреклонна: если любите мюзиклы, то в январе ДК «Маяк» вас ждёт (полагаю, билеты будут доступны на сайте заведения… ну, и прямо перед началом спектакля их купить можно).

Я очень ценю и уважаю людей, которые подходят к постановке столь ответственно, честно и глубоко. А если в итоге получается крепкий, хороший спектакль, захватывающий всё внимание зрителей, то и думать не стоит — надо смотреть! Тем более, что таких «Трёх мушкетёров» вы ещё не видели!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Спасаюсь от ботов, замучали просто. Впишите нужную цифру: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.