«Декабристы»: из Екатеринбурга в Москву…

Что ж, мюзикл в Малом театре я недавно смотрела. Но настало время покорять иные вершины! И вот я посмотрела мюзикл и в театре Большом. А вам слабо? 🙂

Правда, это была Новая сцена Большого театра, а мюзикл приехал прямёхонько из Екатеринбурга: в рамках III Всероссийского фестиваля музыкальных театров России «Видеть музыку» Свердловский театр музыкальной комедии привёз к нам «Декабристов».

Об этой постановке я была наслышана и начитана, так что остаться в этот дождливый осенний вечерок дома ну точно никак не могла. Одно плохо: все отзывы в интернете были, как под копирку, хвалебными, а устные рецензии какими-то немногословными и смазанными. Но на то мы и театралы, чтобы проверять спектакли на крепость собственноручно!

В общем, после просмотра в моей голове крутились только три мысли:

  1. Вообще не понимаю, а что мне, собственно, только что показали?..
  2. Впервые в моей практике в одном спектакле сочетается такая крутота с эдаким дном днищенским.
  3. Понятия не имею, как сдержалась и не расцеловала Загота в обе щеки.

Заинтриговала? Тогда подробнее.

Пункт 1. Я не поняла.

Слушайте, я всю дорогу не могла избавиться от впечатления, что создатели «Декабристов» так и не определились, исторически достоверный они спектакль ставят или стилизованный. Вот, знаете ли, пошили военных мундиров, понаделали красивых стен-декораций, понавертели мебели с завитушками и думают, такие: «А чо мы, как эти-то?» И давааай во все тяжкие: ансамбль нарядили в псевдоретро, танцев пободрее забабахали, реплик посовременнее посочиняли…

В общем, стилистика мюзикла от меня ускользнула. Впрочем, это ерунда. Гораздо хуже, что предварительно она скрылась в туман от постановочной группы. И получился эдакий пазл, в котором, если кусочки и подходили друг к другу по форме, то рисунок на них был в принципе из разных опер.

Как будто б, представьте, творцы «Декабристов» от души насмотрелись «Отверженных», а потом решили это дело сверху лакирнуть парой-тройкой рандомных франкофонных мюзиклов, быстренько пробежавшись попутно по «отечественным аналогам». И на этой волне у них эдакое чудовище Франкенштейна и родилось.

В принципе, во время просмотра «Декабристов» можно было играть в мюзикловое бинго. Я там даже отголоски «Юноны и Авося» с «Голубой камеей» углядела — и это я молчу про «бессмертную троицу» в лице «Монте-Кристо», «Графа Орлова» и «Анны Карениной» или про, чтоб ему нескучно жилось, «Призрака Оперы», который, пусть на излёте и чисто визуально, но свердловский спектакль зацепил.

Могу ли я охарактеризовать «Декабристов» одним словом? Легко! Каша! Да, местами вкусная и питательная, но невнятная, вязкая и уж точно не относящаяся к высокой театральной кухне.

Пункт 2. Настолько плохо, что даже хорошо плохо да не знаю я, не знаю!..

Давненько не видала я такого слабого либретто… Нет, понятно, что нужно было обладать богатой фантазией, чтобы в принципе догадаться поставить мюзикл про декабристов. Ну вот как эту историю подать интересно — да ещё в ключе выбранного жанра? Плюс куча каких-то совершенно нераскрытых шаблонных героев, которые для прошедшего отечественную историю мимо зрителя останутся просто некими фигурами на сцене, плюс масса недоразвитых сюжетных линий, плюс абсолютно лишние арии и сцены…

Ну, вот, смотрите. Вроде как, главные герои — князь Трубецкой и его жена. Но более-менее раскрытую любовную линию вам покажут в отношении Кондратия Рылеева с супругой. Они и поженятся, и ребёнка родят, и порадуют вас абсолютно отвратительной сценой на свидании в тюрьме, когда пришедшая проведать готовящегося к казни (!!!) мужа Натали закатит ему нехилый скандал (!!!), вопя, что ты, де, редиска и нехороший человек, и денег не приносил, и вот щас такое устроил, и дочка тебя будет не-на-виии-деть!.. Что это вообще было — а, главное, зачем?

Да, свадьба милая (привет, «Монте-Кристо»!), а сцена крещения новорождённой дочери трогает душу и радует церковными песнопениями (салют, «Юнона и Авось»!). Но зачем всё это богатство в демонстрируемой нам истории, а?..

Или ещё круче: Пётр Каховский и Софи Салтыкова — эдакое ружьё, которое в первом акте поблистало, покрутило фигурой в красивом танце — да так и не выстрелило никуда в итоге. Ну, ладно, я вникла, все беды от баб, и бедный Каховский попал в сети, как кур в ощип. А Софи-то, Софи? Ну её, не нужна больше?

А самый бессмысленный и беспощадный любовный дуэт в мире? Это уже Трубецкой со своей Екатериной исполняли. Понимаете, закон о завязке, кульминации и развязке действует не только для всего спектакля в целом, но и, если мы говорим о мюзикле, для каждой арии. Здесь же как заорали с ходу на максимальном градусе накала (Зачем? Зачем? Муж просто вечером домой вернулся, чего ты орёшь, как оглашённая, о своей радости его лицезреть?! Зачем вы вообще вопите, как резаные, о чувствах, если пока всё нормально, а в вашу любовь мы бы сильней поверили, говори вы о ней тихо и с придыханием?..), так и косплеили иерихонские трубы до конца песни.

Читала, что, якобы, в основе мюзикла неиспользованный киносценарий. Ну, на экране-то всё это великолепие вполне можно было воплотить — да в нескольких сериях чтоб. А в рамках двухчасового спектакля получилась задорная мешанина (хотя, полагаю, подразумевался красивый калейдоскоп сцен).

Ой, а какой скверный дуэтный момент Екатерины Трубецкой и Натали Рылеевой… Я чуть под кресло во время него от стыдобищи не закопалась, но пожалела красивые полы Большого.

Плюс стихи. Мне очень повезло: я сидела в первом ряду не только около оркестровой ямы, но и в непосредственной близости от ударной секции. Потому инструменты мне ответственно заглушали все тексты в хоровых вещах. Божечки, как я радовалась!.. Это ж не пришлось разбирать очередные откровения автора текстов песен.

Никогда не пойму, почему берутся сочинять стихи люди, которым это от природы не дано. А если рассуждать о мюзикле, в котором 97% материала поётся, то здесь я окончательно пасую.

Ну, и режиссура. Тут двояко: только обрадуешься какой-то находке, как черед три секунды разбиваешь себе лицо хлёстким фейспалмом покруче твоего Трубецкого (впрочем, ему-то, несчастному, по мизансцене фейспалмить не давали… а он стремился, стремился!..). Видно, что постановщик искал, пытался, старался… Прям вот понеобычней да позакрученней чтоб. Но по большей части его труды вызывали жгучий испанский стыд и желание срочно развидеть очередную сцену.

И, кстати, я некогда не подозревала, что декабристы планировали своё восстание в разудалом танце. Это опять же к вопросу о стилистической мешанине и неопределённости.

А теперь спросите меня, было ли скучно созерцать всё это великолепие? Неа! Я сама в шоке, но действо настолько захватило меня, что я даже забывала любоваться музыкантами оркестра, как планировала изначально. Весь происходящий бред вызывал стойкий интерес: а что они наворотят дальше? Можно ли сделать хуже, или в толще мутной воды промелькнёт очередная жемчужинка? Вероятно, это на новенького такой эффект у меня возник. Второй раз погружаться в «Декабристов» как-то неохота.

Ведь как удачно была решена сцена расстрела декабристов (спасибо художнику по свету). Да и финал с казнью тронул прям вот вовсю (здесь львиная доля успеха принадлежит композитору, о котором я щас ещё поговорю). Ну, и простенький, зато атмосферный ход: снегогенераторы творили над сценой красивую метель (в этом месте слышу задорное хихиканье, но пущай гусары помолчат 🙂 ), и я только переживала, не мешают ли падающие хлопья артистам петь.

Не надо замахиваться на глобальное, если не в силах эту махину поднять. Впрочем, создатели «Декабристов», мне думается, уверены, что у них-то как раз всё получилось. Зря они так.

Пункт 3. Спасибо композитору.

Зато была музыка. Это епархия Евгения Загота, и это отсылки к классической опере, народным песням и капельке попсы в исполнении Софи (задорно, но неуместно в итоге). Блин, ребят, это было красиво!

Отлично исполненные многоголосия, хорошие голоса — и она зомбировала меня, эта музыка. Я просто погружалась в неё — и плыла себе, плыла, гораздо более безболезненно переживая выходки авторов либретто, текстов песен и режиссёра, чем рисковала при иной музыкальной составляющей.

В «Декабристах» нет хитов (хотя я подозреваю, какие арии определили бы в таковые авторы — однако беспочвенно, не потянут), но есть общая картина. И она хороша. Как мне кажется. Так я от своего лица и пишу. А кто считает иначе — не неволю, на вкус и цвет.

Музыкальная сторона «Декабристов» перевесила для меня многие минусы. Не все, конечно. Но в итоге финал сработал правильно. И после просмотра мюзикла мне хорошо и по-театральному наполненно. Это же прекрасно!

Артисты.

Труппу Свердловской музкомедии я, конечно, не знаю (хотя спустя всего сутки продолжу оценивать на «Эвите»), так что знакомилась. Поют — отлично. Играют… Ну, как везде. Есть прямо мои любимчики, а есть, скажем, Нина Шамбер (императрица Мария Фёдоровна), которая то ли была не в форме, то ли всегда просто ходит по сцене, взмахивает руками и неплохо при этом поёт. Также доля грусти в адрес Игоря Ладейщикова. Странновато, что главный герой, Сергей Трубецкой, все два действия ходит с одним сосредоточенно-философским выражением лица, порой подпуская в него большую или меньшую дозу печали. Но какой баритон!..

Остальных упоминать не буду, они все молодцы. Воспою оду Светлане Ячменёвой. Ей досталась роль бабы — эдакого нарратора в рамках мюзикла. Вокализы Светланы являются истинным украшением самых крутых музыкальных моментов. Ну, и зажигает она, где надо, от души. Прекрасная.

Вывод.

Жалею ли, что пришла? Ни разу. Это было интересно. Не сюжет, нет. Выискивание плюсов и здоровое веселье в остальные моменты.

Пишут, что «Декабристы» — это скучно. Как я уже сказала, меня это чувство миновало. Но я прекрасно понимаю, что может вызвать отторжение и печаль у опытного, но не склонного к мазохизму зрителя.

Как реагировал зал? Громко аплодировал, благодарил и распинался о том, что здорово, красиво и внушительно (ага-ага, опять ходила и подслушивала). Один только седовласый джентльмен сетовал, что вот во времена-то СССР никто б не позволил в эдаком радужном свете представить не абы кого, а гадину Николая Палкина. Ну, машина времени ему в помощь.

Замечу, что во время антракта из театра слиняли буквально единицы, а заняты были почитай что все места аж на самых высоких ярусах.

Хороший ли спектакль «Декабристы»? Нет. Мог бы быть таким? При имеющемся либретто и стихотворных текстах — никогда. Да ещё и режиссёр поддаёт жару.

Стоит ли мюзикл просмотра? Тут я вам не доктор. Поедете в Екатеринбург — сами решите. А композитору — спасибо!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Спасаюсь от ботов, замучали просто. Впишите нужную цифру: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.