«Мастер и Маргарита»: два поколения восторженных зрителей…

Я, конечно, не сомневалась, что снова приду в Детский театр эстрады смотреть «Мастера и Маргариту». Но точную дату не намечала. А вот буквально на днях в Российской государственной библиотеке искусств произошло событие, о коем я вкратце выскажусь попозже, которое дало мне понять: жажду! Сил нет, как жажду! Ну, и вот она я, в том же самом прекрасном зале на Бауманской.

Более того: со мной явилась собственная мама, продвинутый, как помнят постоянные читатели, знаток искусств — и в частности театра. И в частности — музыкального.

Так вот, если в своём здравомыслии я ещё могу сомневаться, то мнению собственной мамы доверяю. А она, знаете ли, в восторге. Конечно, она была заранее подготовлена, и я в общих чертах обрисовала ей, чего ждать от «Мастера и Маргариты». И вот результат: товарищ мама доволен донельзя. Всплакнул, как и я, проникся и приблизился к катарсису, при этом получив нереальное удовольствие.

Почему я делаю такой упор на собственную маму? Ну, просто мне был необходим взрослый, опытный человек, не знающий практически никого из артистов, колдующих на сцене, а потому способный оценить действо максимально объективно. Ну так вот, через призму её восприятия я и отпишусь сейчас (тем паче, что с моим видением «Мастера и Маргариты» этот взгляд не расходится ни на гран).

Да, это — не для тех, кто не читал книгу. Или пролистал по диагонали. Сей мюзикл, если позволите так его называть, предназначен для фанатов романа Булгакова. Ну, или хотя бы для тех, кто помнит, о чём говорилось в книге. Но в этом случае не получится сходу получить максимум впечатлений от спектакля.

«Мастер и Маргарита» от Овсянникова не зря именуется оперой-фантазией на афишах. Автор раскрыл нам свою душу — точнее, ту часть её, которая была затронута романом Михаила Афанасьевича. И собственная мама с вариантом создателя мюзикла согласна. Она, как и её дочь (угадайте, о ком я сейчас), чувствует максимум Булгакова в том, что доносят артисты со сцены. А уж как ей понравилась речь от автора, звучащая перед началом второго акта — это и не передать (хотя лично я до сих пор гадаю, почему бы не предварить этим текстом первое действие… но не слушайте меня, дайте попридираться немного).

Так что собственная мама вышла из театра и воздала похвалу всему: и постановке, и авторскому взгляду, и, конечно же, вокалу (небеса, как они поют!..), и актёрской составляющей… Кажется, в наших рядах новые фанаты! 🙂

А теперь — немножко от себя. Во первых строках своего письма напомню об уже существующих двух отзывах о «Мастере и Маргарите» от Овсянникова. Третий просмотр мне дал даже больше, чем прежние.

Безусловно, если уж ходить в театр в такой день (мало кто вспомнит потом о 25 декабря 2016 года и о катастрофе, взорвавшей мир, но сейчас это болит), то на что-то вроде «Мастера и Маргариты». И я рыдала на сцене полёта Маргариты и Воланда: «Королева, у меня нет на это власти…» И минута молчания перед молитвой в финале — спасибо… Зрители плакали вместе с артистами.

Смерть или бессмертие —
Все в руках Всевышнего.
Лишь скрипит без устали
Мастера перо.
Сколько было страшного,
Сколько было лишнего,
Если есть на свете зло,
Значит, есть добро.


Да, я до сих пор сдерживаю трясущиеся руки — потому, наверное, в качестве терапии и пишу в срочном порядке этот отзыв. В общем, давайте об артистах, а?..

Сначала ансамбль. Все 8 человек — красавцы, однозначно!

Фагот, Бегемот, Азазелло, Гелла — Григорий Захарьев, Андрей Якимов, Дмитрий Стригин, Валентина Руденко. Видела уже всех, кроме Вали Руденко… Ну, в смысле… Я её наблюдала в качестве Маргариты, любовалась в роли Бренды в «Поймае», но как же было интересно увидеть эту артистку в роли, отличной от «я хорошая девочка, любите меня» (пусть Маргарита в фантазии Овсянникова и имеет возможность оторваться в сцене бала у сатаны). Во-первых, какая же у Руденко пластика!.. В танце я её прежде особо не наблюдала, а ведь есть, чему радоваться. Во-вторых, это — совсем не та Гелла, что я видела у Курковой. Обе — хулиганистые оторвы, но их надо видеть, чтобы ощутить разницу. И как же я рада, что смогла увидеть новые грани таланта Вали. Остальные — Захарьев, Стригин, Якимов — прелестны в заданных им узких рамках. А вот такая опера-феерия — свита Воланда или раскрывается в тех границах, что им отмерены Овсянниковым, или печаль. Эти — красавцы! (И по моей традиции уже: у Стригина классная стрижка!)

Понтий Пилат — Константин Сташков. Ну замечателен же!.. Отличный Пилат, да простят меня мои фавориты из Моссовета. Но тут — абсолютно иная история, и в рамках её поди найди кого-то, кто был бы уместнее и круче Сташкова. И даже мои коты (а я их знаю, не все из них Спинозы) поймут побуждения данного Пилата. А финал… Прекрасно!

Воланд — Олег Гончаров. ГО-ЛОС…. КАК он поёт!.. И вообще, сей Воланд — всем Воландам Воланд. Где тут записывают в фанаты Гончарова? Я, если что, первая в очереди! Тут такое дело: Олег настолько идеален для данной оперы-феерии, как будто всю историю писали исключительно ради него. Но раз это не так, то констатирую: вот уж Воооланд!.. Нежно обожаю.

Маргарита — Анна Куркова. А тут — ситуация, обратная той, что была у меня с Валентиной Руденко, второй (или первой) Маргаритой. Анну я ни разу не видела в подобной роли — но ждала и верила. И вот он, мой праздник жизни. Исключительно непередаваема! Была любовь, было счастье, были слёзы (а я втройне люблю артистов, честно плачущих на сцене), была правда. Понятия не имею, кто из Маргарит меня впечатлил сильнее — Анна или Валентина. Верю обеим. Плакала чуть больше вот вчера (но тут и ситуация иная была). Но насколько же чудесна Куркова в качестве героини!.. Обожаю её в ансамбле «Поймая» (ох, да, Паулу её не видала), но мечтала увидеть большее. И вот вам пожалуйста — Анна прекрасна! И да: вокааал!..

Мастер — Денис Сорокотягин. А вот теперь, как я и обещала, про Российскую государственную библиотеку искусств. Буквально на днях, 22 декабря, в ней состоялся булгаковский вечер, посвящённый 125-летию со дня рождения писателя. И участвовали в оном великолепная актриса Светлана Шутемова и Денис Сорокотягин. А мы с собственной мамой, как давние поклонники Булгакова, это мероприятие посетили.
Я полагаю, вы не удивитесь, если я напишу, что мы были в восторге. Отрывки из обожаемых мной «Дней Турбиных» — и, безусловно, из любимых «Мастера и Маргариты» — великолепны (и, честное слово, Шервинский, да простит меня товарищ Бобровский, и Лариосик в варианте Дениса — божественны; а глава про хоровое пение из «Мастера и Маргариты» — это чистейшая радость). И в качестве десерта Сорокотягин преподнёс нам арии из «Мастера и Маргариты» в собственном аккомпанементе (а мы подслушали, что белоснежный рояль в голубой зал библиотеки вот буквально в тот же день и поставили). В общем, кто не присутствовал — теперь и жалейте! Это был чудеснейший вечер. А я внезапно поняла, что хочу срочно увидеть весь мюзикл целиком. А собственная мама поддержала.
Но это предпосылки, а мне, кажется, надо рассказать про Дениса в «Мастере и Маргарите». Очень мощная и глубокая работа. И снова — вокааал!.. Вот хочется извергать конструктив, а поди попробуй. Просто — ну очень хорошо и правильно. И, да, этому Мастеру я верю. Персонажу Павла Бердникова — тоже, как иначе. Но Сорокотягин даёт лично мне чуть больше чистых эмоций, что ли… Или мне просто необходимо ещё раз пересмотреть Павла. 🙂 А впрочем, одно другому не мешает — и ещё раз сходить на Бердникова, и восторгаться Денисом. Ибо — а хорошие ж артисты. Отличные!


Фотки с поклонов у меня в очередной раз не удались — поблагодарим либо мои кривые руки, либо граждан, шмыгающих и стоящих перед объективом. Хотя чего я оправдываюсь — я ж не фотограф. 🙂

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Спасаюсь от ботов, замучали просто. Впишите нужную цифру: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.