«Золушка»: «вы все должны попробовать!» (с)

Непередаваемо хотелось, чтобы мюзикл «Золушка», который с начала октября радует публику в театре «Россия», мне понравился. Во-первых, люблю я первоисточник и даже писала здесь о трёх его телеверсиях. Во-вторых, я совершенно упустила, во что превратилась старая добрая Cinderella в последние годы, и сетовала, что, де, опять ставят нечто пусть и замечательное и ценимое, но древнее, как этот мир, однако наивно верила в чудо. А в-третьих, это же просто здорово, когда на столичной мюзикловой сцене появляется ещё один шедевр.

Так что вы можете себе представить, с каким нетерпением я ждала знакомства с «Золушкой». И, совершенно не откладывая в долгий ящик и не интригуя, сразу скажу: друзья мои, это было нечто невероятное! Если я когда-нибудь соберусь иллюстрировать толковый словарь, то фотографии из «Золушки» разместятся рядом со словом «милота». Даже нет: «бесконечная милота».

Я осознаю, что после ценимого мной мюзикла «Всё о Золушке» грешно задавать такие вопросы, но рискну: КАК они, создатели обновлённой «Золушки», умудрились такое напридумывать и наворотить в рамках знакомого с детства сюжета?! Я сделаю всё, чтобы избежать спойлеров в отзыве — даже минимальных (иначе, поверьте мне, я испорчу вам всё удовольствие при просмотре), и потому просто намекну: «Золушка» — это полнейшая феерия.

Я прекрасно понимаю, что многих интересует вопрос: а как она, новинка, по отношению к уже упомянутому мной «Всё о Золушке»? А я вам сообщу: ребята, эти два спектакля не просто несравнимы и не являются друг другу конкурентами — это две различных вселенных. Более того: если своеобразный «язык» мюзикла «Всё о Золушке», как ни крути (и как я по этому поводу ни рыдай), близок не всем, то «Золушка» — это полотно для абсолютно любого типа зрителя, сколько бы лет ему ни было. И это в данном случае — искренняя похвала и воспевание. Потому что тут — ПРАВИЛЬНАЯ близость публике.

Так что резюмирую всё вышесказанное: «Золушка» шикарна, современна и мила. А главное — её не хочется (да и незачем) сравнивать с прочими спектаклями на похожую тему. Зато желание пересматривать спектакль бесконечное число раз возникает даже не по выходу из театра, а где-то в первой трети второго акта.

Давайте расскажу о постановке как таковой.

Музыка. Роджерс — это Роджерс. Это — мюзикловая классика. И ретро-мелодии «Золушки» не просто радуют ухо, а создают единственно правильное сказочное и волшебное настроение.

Я уверена, что вы полюбите каждую песню — я же давно это сделала. И не важно, «оригинальный» ли это трек, сочинённый для «Синдереллы» 1957 года, или же творение Роджерса, добавленное в спектакль позже.

Русские тексты. И снова за них отвечает вездесущий Алексей Иващенко. А я начинаю любить этого человека всё сильнее и сильнее. Для меня своеобразными «лакмусовыми бумажками» были песни Impossible и Stepsisters’ Lament. Просто в первой слишком хорошо сформулированы мысли на английском языке, и мне не совсем было понятно, как это дело в нужном стихотворном размере сказать на великом и могучем. А вторая — это показатель вкуса. Тут при переводе получится или жуть несусветная, или смешная и бронебойная вещица.

Полагаю, мне не нужно говорить, что я была в восторге от русскоязычной версии в итоге? О вы, люди, изнурённые Кимом! Я нашла для вас очередную радость!

Либретто. Дааа… Я уже намекнула, что вы, как минимум, удивитесь, смотря «Золушку». А главное — до самого финала непонятно, куда выведут те или иные сюжетные линии. Нет, подозрение на хэппи-энд-то есть (всё же, волшебная сказка), но каким именно он будет — загадка…

Финал первого акта — это вообще полный разрыв шаблона. Весь антракт мы воздевали руки и возвещали: «Нет, и как она собирается к принцу возвращаться?!» Тссс, ни слова больше! Мы же избегаем спойлеров. 🙂

А ещё «Золушка» нереально смешна. Количество фраз, которые я бы лично занесла в свой цитатник, превышает многие известные мне нормы. (А уж крик души: «Это антихудожественно!» — я бы вынесла в эпиграф к отзывам о некоторых, не к ночи будут упомянуты, мюзиклам…)

И главное, что комизм, как снежный ком, нарастает от начала к финалу. Если первый акт просто мил и забавен (и не будем забывать о его интригующей концовке), то действие второе — это нечто неописуемое. Я редко хохочу в голос на спектаклях, но на «Золушке» делала это практически без остановки.

Да, «Золушка» — это сказка. Однако я не рискнула бы назвать мюзикл детским. Он — самый яркий пример из всех, что я видела, того, что называется «для всей семьи». Даже те гэги, которые рассчитаны на взрослых, повеселят малышей — и пусть они не поймут их истинного смысла, но развлечёт их некий второй пласт, будь то актёрский отыгрыш или же ассоциации, близкие тем, кому ещё не исполнилось семи лет.

И, что характерно, ни грамма пошлости! Вот ни капелюшечки! Прелесть что такое!

Потому — совет домохозяйке: если вы вздумали посмотреть хороший мюзикл, а детей у вас пока ещё нет, даже не раздумывайте, идите на «Золушку». Восторги гарантирую. Если же вы успели обзавестись личными малышами — тем более берите их в охапку и покупайте билет в «Россию». Всей семьёй удовольствие получите.

И последнее — но не менее важное. «Золушку» позиционируют как «Бродвей в Москве». А наши отечественные мюзиклотворцы, увы и ах, в последнее время пытаются использовать слово «Бродвей» как ругательное, противопоставляют свои создания придуманному ими самими стереотипичному «Бродвею». Мол, у них там ни капли души, одна механическая работа. А вот у нас!.. (Особенно впечатляют подобные откровения тех мюзиклотворцев, от детищ которых за версту разит единственной идеей: «Мы встали на рельсы зашибания денег с непредвзятой публики, которая скушает всё!..» Ой, что вы, вообще никого не имею в виду, да…)

Я, как прожжённый бродвейщик, чахну, читая подобное. И тут в качестве дара небес мне снисходит «Золушка» — один из самых ДУШЕВНЫХ мюзиклов, которые мне в принципе показывали.

Постановка — работа режиссёра, хореографа, декоратора, художника по костюмам etc… Пока не определилась — это — максималистический минимализм или минималистический максимализм.

Моя любимая лестница, разделяющаяся на три части — основная декорация. Дом Золушки с колодцем. Ну… и всё. Остальное — это чудеснейшие силуэтные изображения, напоминающие старые открытки ручной работы (великолепный приём, добавляющий постановке изрядную долю сказочности!..).

А ещё — проекции. Их много, они настолько круты и уместны, что только аплодировать хочется. Вы можете воткнуть мне шпильку, что, де, в прежних отзывах я высмеивала использование проекторов. Не совсем верно: я хохочу над выпучиванием этого приёма как основного и инновационного (особенно при отсутствии иных составляющих успеха).

Сейчас только ленивый не проецирует на всё, что только можно, красивые картинки. Вопрос в том, насколько уместно и качественно это делается.

Над «Золушкой» трудились мастера. Потому я даже не во всех сценах поняла, где проекции, а где — декорации (ну да, преувеличиваю — но лишь для того, чтобы яснее донести свои эмоции). Это было волшебно!.. Сцену полёта кареты я наблюдала, раскрыв рот и радуясь, как ребёнок.

Очень красиво. Жаль, что мне уже не десять лет — вообще бы с ума сошла от наслаждения. Впрочем, я и сейчас примерно в том же состоянии нахожусь.

Режиссура тоже бесподобна. Танцы… Трюки… Тут и вычленить никакую составляющую нельзя — полотно цельно и прелестно. Хоть на мастер-класс некоторых постановщиков приводи… А вот и привела бы!

Костюмы — превыше всех похвал (хотя да, этот момент у нас в столице редко когда поругать можно).

И волшебство! Появление кареты сделано просто, казалось бы, но столь зрелищно, что вау. А уж моменты превращения платья Золушки из лохмотьев в красотищу… Художник по костюмам — бог. Я так и не поняла, КАК это получается (нет, мозгом-то осознаю, но глаза отказываются делать логичные выводы из увиденного — невозможно же такое!..).

Мне сложно: я пытаюсь написать конструктивный отзыв, а мозг захлёбывается в восторгах. Нет, знай я заранее, что «Золушка» подобное сотворит с язвительной мной, хоть пустырника бы попила перед посещением театра. А теперь простите — я таю и млею.

Вывод. Мы уже видели не одну сказку от «Cтейдж Энтертейнмент». Но «Золушка» отличается от собратьев-мюзиклов. Она, как я уже сказала, не на детей рассчитана — или не только на них. Я вот вообще искренне полагаю, что взрослые зрители получат от просмотра шоу гораздо больше эмоций, чем малолетние.

Увы и ах, я не являюсь горячей поклонницей всего, что привозит «Стейдж» в Россию (пусть и признаю высочайший уровень постановок; мне сами проекты не близки, что поделать, мои проблемы). Но некогда я влюбилась в «Зорро». А сейчас я растекаюсь по блюдечку от «Золушки». И этот мюзикл я буду рекомендовать к просмотру всем, кто окажется в зоне досягаемости.

Я даже в самых смелых мечтах представить не могла, что «Золушка» мне понравится настолько, что хоть ежедневно ходи. А она такая.

Это история про всепобеждающее добро — а как иначе, если мы говорим о «Золушке»? Ну, и о мечтах — а как по-другому? Которые сбываются.

Но главное — это неповторимо смешной и милый спектакль, созданный людьми, знающими, что такое настоящий мюзикл. И я ведь даже всплакнула в финале от умиления — ага, ехидная я.

Давайте все смотреть «Золушку», а?..


Поговорим об артистах? Конечно!

Ну, про живой оркестр напоминать не надо же, верно? «Стейдж» иначе не умеет.

И вот ансамбль… «Золушка» — наверное, самый «немноголюдный» проект «Стейджа». Всю массу народа играет, если я не ошиблась в подсчётах, 16 человек. Но какие все замечательные!.. И многие давно известны и ценимы по иным проектам. (Отдельно помашу рукой тем, кто буквально на днях скучал по Ване Коряковскому — он как раз тут.)

А теперь — исполнители ролей. Поскольку я избегаю спойлеров, то даже не везде отмечу, что именно добавляет персонаж в копилку спектакля. И гляньте-ка — героев буквально раз, два — и обчёлся. Но какой результат!..

Лорд Пинклтон — Игорь Портной. Странная роль — то ли глашатай, то ли военный… Но это в рамках имеющейся канвы вообще неважно. Наслаждалась. И вокал Портного неизменно украшал многие сцены. Хотя бы ради этого стоило Игоря в спектакль ввести.

Себастьян — Пётр Таренков. Как его там?.. Лорд-хранитель?.. Вообще — регент при малолетнем принце. Ох, какая редиска, если б вы знали!.. Великолепный отрицательный сказочный персонаж!

Жан-Мишель — Роман Аптекарь. Тот самый случай, когда я НЕ СКАЖУ, кто такой Жан-Мишель, и чего он делает в спектакле. Пусть сюрприз будет. 🙂 Трогательный, несуразный, очаровательный… Ах да, это ж Аптекарь!..

Габриэлла и Шарлотта — Екатерина Варкова и Татьяна Кулакова. О них бы отдельно говорить, но нельзя. Тогда придётся жёстко спойлерить и сообщать, как в новой «Золушке» видят сводных сестёр нашей героини. Потому так: обе хороши! Разные, безусловно, ибо сценарий предполагает. Шарлотте, конечно, везёт больше — она бесконечно извергает перлы. Да и вообще, ей доверена огромная доля юмора в сюжете. Но у Габриэллы иная задача — и вот это надо смотреть!..

Мадам — Алёна Хмельницкая. Да, это мачеха Золушки. Феерична! Это — не жёсткий тиран, это — змея подколодная. Не совсем понятно, почему Себастьян вступает в сговор с Мадам (этот спойлер просмотру не повредит, будьте покойны), но предлагаю сойтись на том, что в сказке не всё может оправдываться сценарно. А мачеха великолепна!

Мари — Мария Молчанова. Да, я не видела ни Чарквиани, ни Гученкову, и верю, что они — божественны. Зато я наблюдала за Молчановой. Какая же она… классная! А больше всего меня покорили её интонации. Любую фразу она произносит так, что хочется аплодировать бесконечно.

Тофер — Павел Лёвкин. Непередаваемо чудесен! Не люби я Лёвкина прежде, заобожала бы всем сердцем за первую же сцену. Ну, и поздравляю: у нас очередное пополнение в рядах принцев-не-Спиноз. Как раз то, что мы все с вами любим. 🙂 Я имею в виду, что персонаж наивкуснейший. Несуразный немного, наивный, инфантильный — и очень смешной. А его ещё и преподносит Лёвкин. Идеальный выбор.

Золушка — Наталия Быстрова. Верю! Бесконечно верю, что передо мной — Золушка из сказки! Наталия умудряется быть одновременно прекрасной и забавной, грациозной и неуклюжей, обыкновенной и волшебной. И не забываем про вокал Быстровой — одно удовольствие слушать любимые мелодии в её исполнении. И снова Золушка — не «голубая героиня», а живой человек, за которым крайне интересно наблюдать. Шикарная главная героиня замечательного мюзикла!


Рекомендую посмотреть «Золушку» всем — от тех, кто настойчиво повторяет, что «Бродвей — не моё» (и вот потом поговорим), до тех, кто просто хочет немного праздника в жизни. А я, да, я ещё пойду. И ещё, и ещё, и ещё…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Спасаюсь от ботов, замучали просто. Впишите нужную цифру: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.