«Три петуха для Рябы» и «Очень спящая красавица»: мюзиклы в стиле DIY…

Хочешь сделать хорошо — сделай сам. Видимо, этой мудрой мыслью руководствуется товарищ Егор Павлов сотоварищи. И пишет, и пишет мюзиклы один за другим — да, пока не выходящие на большую сцену (хотя премилейшая «Девочка и цветок» — или как там она сейчас называется — таки добралась до настоящих, пусть и небольших, но театров). Да, в основном существующие в формате «музыкальной читки» (или концертной версии, если вам так привычнее — но я за термин «читка», он даже больше свободы артистам позволяет и всякие шероховатости и импровизации допускает… плюс я же видела происходящее, могу делать выводы). Но вполне полновесные, симпатичные и достойные большой жизни.

Я кушать не могу, как люблю познавать что-то новое и «андеграудное». А тут ещё и бонус: я ж пусть с небольшой, но частью «павловского наследия» была знакома. Так что не сомневалась, что два вечера в «Гластонберри» будут приятными и познавательными.

И так и было оно мне!

ЧТО?

Итак, новый проект: «3 сказки». Уже знакомые зрителям «Три петуха для Рябы» и «Очень спящая красавица» (первоисточники, от которых осталась лишь общая идея, в целом, понятны) и обещанная в будущем «Подобру-поздорову» (эта — про колобка).

Для всех трёх стихотворные тексты и либретто написал Егор Павлов, а диалоги — Мара Лисобака. Композиторы же разные: Марина Бережная, Егор Васильев и Кирилл Волков соответственно (рассказывать подробно об этих прекрасных людях не буду, ибо кто в курсе, тому оно не надо, а кто не знаком с ними, тому и неинтересно… сам потом пусть изучает, кто на ком стоял).

Сначала появилась «Очень спящая красавица», за ней — «Три петуха для Рябы». К слову, мюзикл «Курочка ряба. Яйцо раздора», который должны были презентовать студенты ГИТИСа — первый выпуск Лики Руллы (тот самый, что нашумевший «Последний звонок» нам подарил) являлся предтечей «Рябы» итоговой — с частично пересекающимся музыкально-стихотворным материалом и абсолютно иной пьесой, написанной Алексеем Марковым — он же был режиссёром спектакля. Но… случился Ковид, и не случился мюзикл.

И зачем же пропадать хорошему замыслу? Вот и родилась концертная версия новой «Рябы». А идея про сказки оказалась настолько богатой, что сочинилась в итоге целая трилогия. При этом две первые её части совершенно различны по стилистике и наполненности (обещают, что и третья — вообще в иную струю). Так тем интереснее же!..

КАК?

Я прекрасно отдаю себе отчёт, что И «Спящая», и (особенно! почему-то, ибо было ж воскресенье, вроде как, выходной, свободный день — бери да приезжай в «Гластонберри») «Ряба», мягко говоря, не порадовали создателей солд-аутами. В зале были исключительно свои или основательно упоротые поклонники жанра типа меня.

Печально и зря.

Достаточно наркоманские (ну, тут мы привычны — знаем авторов же) сюжеты выстроены во вполне приличные событийные ряды, намекающие на то, что создатели мюзиклов в курсе, что такое основы драматургии (в последнее время это прям редкое качество, как я погляжу).

Симпатичная музыкальная составляющая — приятно, что у каждого из композиторов свой подход, и спектакли мелодически и стилистически разнятся. Кое-что западает в мозг накрепко, а это как раз то, что необходимо хорошему мюзиклу.

Тексты… Вот впервые у меня не возникло желания потыкать в то или иное неудачное место. Я понимаю, что Егор Павлов, в отличие от меня, является членом Гильдии драматургов РФ, потому мнения вашей покорной мало кто спрашивал. Но и «Ряба», и «Спящая» в стихотворном плане хороши и точны. Так что мой внутренний критик песне к третьей успокоился и просто радовался происходящему. А это тоже — практически краснокнижная редкость, если что.

Диалоги Мары Лисобаки лично я не могу назвать (как обещал текст на сайте) «гомерически смешными и чрезвычайно пронзительными». В «Спящей» они мне зашли сильнее, в «Рябе» — ну, были — и хорошо. Нет, не плохо. Нормально. Но не вот в той превосходной степени, что обещали.

Однако главная задача этих диалогов — сложить музыкальные номера в общую картинку, гармоничную и логичную. А я напомню, что истории нам показывают довольно… хм… нетривиальные. Потому придраться я могу только к громкому заявлению на сайте, но не к качеству диалогов. Они — вполне на уровне.

Да, до «гомерического хохота» мне было далековато (ржала я во время музыкальных номеров — ибо было от чего). Но в целом к либретто обоих мюзиклов я претензий не имею. Это хорошо. Интересно. Необычно. И — цельно. А главное — это спектакли, а не концерты на заданную тематику (привет, Матвейчук и прочие).

Теперь по сути.

«Очень спящая красавица» — штука, больше всего напоминающая «традиционный» мюзикл. Да, в его нутре всё тот же фирменный дурдом, но он достаточно удобно укладывается в голову и не вызывает вопросов.

Тут есть правильная мораль, здесь всё про любовь — ну, и чуток феминистичненько (ура-ура!).

По факту — это милый стёб над всеми подобными историями, но при этом он не является хохмой ради ржача, а представляет собой вполне цельный и оригинальный спектакль. Хорошо.

«Три петуха для Рябы» — вещь, чуть более сложная. В отличие от «Спящей», ей совершенно не идёт концертная форма — мешают «ремарки от автора». Просто таки портят всё восприятие и не дают насладиться творящимся сумасшествием.

«Ряба» — задумка, склоняющаяся к абстракции и гротеску, а потому требующая хоть минимальной, но режиссуры и сценографии. Но раз пока это невозможно, и нам предложена лишь форма «музыкальной читки» (это не претензия, а констатация факта), приходится подключать воображение и представлять, как всё озвученное могло бы выглядеть, если б ремарки не зачитывались вслух, а как-то «проживались» (или хотя бы обозначались).

Я, честно, не могу сказать, какой из спектаклей мне понравился больше (а они, кстати, масштабные, по два часа каждый, с антрактом). Уж слишком они не похожи. Но тут главное слово (заметили?) — понравился.

Да, и «Спящая», и «Ряба» однозначно заслуживают знакомства с ними. Конечно, атмосферно они напоминают «Золушку» Быкова и Иващенко — но более мягкую и созданную авторами помоложе, не столь преисполненными сарказмом. И, безусловно, слишком много в текстах отсылок к реалиям дня сегодняшнего. В вечность с таким не войдёшь, а вот «в моменте» (как модно сейчас говорить) вполне на волне оказаться можно.

Но! Я, помнится, сокрушалась, что в «Золушке» использовалась мелодия из «Крёстного отца» (под неё вокализировала Фея-Крёстная), что превращало сатиру в школьный капустник. И примерно такая же у меня претензия к «Рябе».

Конечно, круто, что в финале мы слышим припев из песни It’s Raining Men (причём, сначала — в варианте: «Дождь из мужиков, аллилуйя!..»). Зал опознаёт знакомые ноты и рукоплещет в танце.

Но это, во-первых, умаляет старания авторов, сочинявших старательно уникальный материал для всей остальной протяжённости спектакля. Во-вторых, «смазывает» концовку и её мысль.

Ага, была засуха, и все жаждали дождя. Но… не из мужиков же?.. А что касается нашествия женихов, то это Ряба пережила в первом акте, воспевать сей факт в финале странно… и глупо.

«Дождь из мужиков», если позволите, «удешевляет» финал спектакля и превращает его в фарс. По-хорошему, музыкальную цитату оставить вполне можно — вай бы и нот (я б, конечно, всё равно предпочла что-то своё). Но вот текст бы на неё иной наложить. Свой. И ощущение детского сада ушло бы.

Резюме простое: оба спектакля без всякого сомнения заслуживают большой жизни и широкого зрителя. А как уж там оно выйдет… увидим. Надеюсь, скоро. :)

КТО?

А вот каст в концертниках «Трёх сказок» сложившийся и однозначный: Эмиль Салес, Павел Стукалов, Маруся Бережная, Екатерина Бусыгина и сам Егор Павлов.

Слушайте, ну тут всё прямо очень хорошо. Молодые артисты явно получают удовольствие от того, что делают, любят материал и осознают, что пусть версия и концертная, а актёрская работа при этом возможна глубокая.

Никого отдельно выделять не буду, просто скажу, что удивили, удивили… А как пели — это ж праздник слуха!..

Нет, не потому оставлю вас без подробностей, что лень писать — или же не хочется кого-то обидеть недобрым словом. Наоборот — всё было ровно, хорошо и правильно. Смешно, искренне и органично.

Кое-кто (не будем показывать пальцем) чрезмерно импровизировал. Но, во-первых, формат концертника это позволяет. А во-вторых, остальные артисты не повелись на провокации (а это, кстати, сложно) и не присоединились к сим начинаниям, оставив происходящее на правильных рельсах.

Я даже вот как скажу: это были превосходные актёрские работы, доселе неведомые публике. Ну да, в рамках данных концертов ребята раскрылись по полной — я их такими в жизни, например, не видала. Разве ж не круто?..

А за клавишами — прекрасный Илья Волков. Ну, тут только аплодировать стоя…

ВЫВОД…

Крайне интересный опыт — и желание узнать, во что же выльется всё увиденное и услышанное… Что ж, будем ждать анонсов и надеяться на лучшее.

Я повторюсь: и «Ряба», и «Спящая» без всяких сомнений заслуживают полноценной театральной жизни. Это — что-то новое и, по сути, отсутствующее сейчас на мюзикловой сцене.

Но небеса бы с ним — с новым. Это — качественно. Это — спектакли. Это — драматургия. Это — музыка. В общем, всё то, что в последнее время считается совершенно необязательным при создании той или иной постановки. И правда, какие мелочи…


«Три петуха для Рябы» (26.09.2021)

«Очень спящая красавица» (27.09.2021)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Спасаюсь от ботов, замучали просто. Впишите нужную цифру: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.